Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Играйте больше!

АрхивКолонка Золотова
автор : Евгений Золотов   16.05.2005

Компания Microsoft показала свою новую игровую приставку - Xbox 360. Миниатюрная, изящная машинка скрывает невообразимую вычислительную мощь.

История вычислительной техники помнит немало громких, великолепно обставленных и невероятно дорогих презентаций - чего стоят одно только представление и выпуск Windows 95! На рекламные кампании новых программных и аппаратных продуктов тратятся миллионы, порой десятки миллионов долларов - и по всем параметрам получасовой рекламный ролик, показанный американской аудитории в минувшую пятницу каналом MTV, на великое свершение никак не тянет. Но именно этот скромный видеоматериал стал центром внимания всей Сети в выходные и точно останется там в течение следующих нескольких суток. Свершилось. Компания Microsoft явила миру свою новую игровую консоль - Xbox 360.

Обставив обоих конкурентов - первые более-менее подробные данные о Sony PlayStation 3 и Nintendo Revolution ожидаются в конце этой недели, на шоу Electronic Entertainment Expo (E3) - софтверный гигант показал разработку во всех смыслах удивительную. Белая, с зализанными, словно в угоду требованиям аэродинамики обводами корпуса, Xbox 360 напоминает фантастический, футуристический аппарат, а по своим габаритам ближе к хорошего объёма словарю, нежели громоздкой персоналке. Работающая и "стоя", и лёжа на боку, консоль легко меняет внешний вид с помощью набора пластмассовых скинов, но главное, конечно же, скрыто внутри. Перефразируя кого-то из древних, в приставке всё должно быть прекрасно - и форма, и наполнение. И, судя по тому, что нам показали, создатели Xbox 360 с этой задачей справились.

За изящными стенками миниатюрной консоли таится невообразимая для таких габаритов вычислительная мощь. Спроектированная "с нуля" (забудьте про PC!) схема машины выделяется прежде всего процессором, который составлен из трёх (!) 64-разрядных ядер архитектуры PowerPC, работающих на тактовой частоте 3.2 ГГц. Каждое ядро способно обрабатывать параллельно по два потока инструкций, вследствие чего для программного обеспечения новая Xbox кажется шестипроцессорной системой. "Сердце" консоли обеспечивает суммарно выполнение более одного триллиона операций с плавающей точкой в секунду (терафлопс!), а там, где этого недостаточно, вступает в бой оригинальная графическая подсистема. Основанная в этот раз на GPU фирмы ATI (скорее всего, чип принадлежит к семейству следующего поколения R5), она обладает уникальной по меркам современности универсальной шейдерной архитектурой, способной без разбору выполнять обработку вертексных и пиксельных шейдерных алгоритмов - по 48 миллиардов штук каждую секунду. Этого с избытком хватает для удовлетворения главного требования, предъявляемого ко всем играм, которым предстоит работать на Xbox 360: поддержке стандарта телевидения высокой чёткости (HDTV). Характерно, что графический процессор оснащён лишь 10 мегабайтами кэша, а в качестве рабочей памяти использует часть общей, оперативной памяти консоли - всего 512 Мбайт на чипах типа GDDR3. Аудиочасть обеспечивает звуковое сопровождение в формате 5.1 с 32-битной дискретизацией, а в качестве основного накопителя используется 20-гигабайтный жёсткий диск, который - и это подчёркивается особо - легко снимается, чтобы, к примеру, быть заменённым на новый, более ёмкий, или подключиться к другой приставке. Помимо прочего, Xbox 360 содержит Ethernet-адаптер и беспроводную сетевую карту (правда, какого именно стандарта, пока не уточняется), DVD-привод. На внешних панелях приставки можно отыскать три разъёма USB2 и инфракрасный порт (для связи с опциональным пультом дистанционного управления; другая опция - веб-камера), пару слотов для карточек флэш-памяти. Чтобы всё это великолепие не перегревалось, предусмотрены два вентилятора и водяная система охлаждения. Необычного вида геймпад в целом функционирует как и прежде, но взаимодействует с консолью через беспроводный канал (подзарядка аккумулятора производится через USB).

У создателей новой консоли было достаточно времени и сил, чтобы до мелочей продумать каждый технический и стратегический аспект. Над проектированием Xbox 360 работало вдесятеро больше специалистов, нежели над первой Xbox, и времени у них в запасе было почти ровно вдвое больше. Результат - налицо: Xbox 360 это уже не переделанная персоналка. Её схематика уникальна, разработана по заказу Microsoft и лицензирована ею, так чтобы гарантированно избежать повторения неприятной истории с nVidia - помните, как последняя ругалась с Microsoft из-за цены на графический чипсет? Нетрудно догадаться, что Xbox 360 предназначено быть не только игровой приставкой. Помимо игрушек с беспрецедентной чёткостью и плавностью синтетической анимации, она способна работать в качестве полноценного центра домашней развлекательной вселенной. Просмотр видео и прослушивание музыки, связь с другими компьютерами и цифровыми устройствами - всё это предусмотрено в программном обеспечении новой консоли. Кроме того, есть чрезвычайной важности нововведение и чисто маркетингового характера: каждый покупатель Xbox 360 получает бесплатное подключение к глобальной сети Xbox Live - в которой он может общаться с другими геймерами, собственно играть и т.п.

Продажи Xbox 360 стартуют в США перед Рождеством, а вскоре и в Европе с Японией. К тому моменту Microsoft и десятки её партнёров обещают выложить на прилавки несколько десятков игрушек, как созданных специально для новой консоли, так и адптированных для неё - Quake 4, Call of Duty 2, Need For Speed: Most Wanted и др. Впрочем, здесь мы ступаем на территорию догадок. Так, в настоящий момент неизвестна цена приставки - сторонние аналитики предполагают, что она составит около 300 долларов. Неизвестно, сколько будут стоить игры для неё - можно утверждать наверняка лишь то, что они станут дороже (возможно, от 60 долларов). Пока неизвестно и будет ли сохранена - обещанная! - совместимость Xbox 360 с её предшественницей: Microsoft отмалчивается на сей счёт и причиной тому, вероятно, является отказ от графического чипсета nVidia в пользу ATI (старый чипсет в лучшем случае придётся эмулировать). Так или иначе, сегодня Microsoft Xbox удерживает второе место после Sony PlayStation 2 - 20 миллионов против 80 миллионов проданных в мире приставок. Удастся ли Xbox 360 перехватить инициативу и выйти на первое место? Учитывая, что PS3 и Revolution ожидаются в лучшем случае в следующем году, такое развитие ситуации кажется возможным.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.