Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Гореть, а не тлеть!

АрхивКолонка Золотова
автор : Евгений Золотов   12.05.2005

Пятьдесят миллионов копий позади, прямо по курсу - десятипроцентная доля мирового рынка веб-браузеров! Как поживает Mozilla Firefox? Какие свершения предстоят Рыжему лису?

Давным-давно, когда ваш покорный слуга только перешагнул школьный порог и, как и тысячи сверстников, нацепил на лацкан пиджака значок с ликом юного Владимира Ильича, в ничем особо не выделявшейся школе N среднесоветского города С. существовал октябрятский отряд под названием "Звёздочка" с не по-детски серьёзным девизом, вынесенным в заголовок сегодняшней заметки. С тех пор минуло почти двадцать лет, канула в Лету октябрятская организация, приказала долго жить сама советская империя вместе с марксистко-ленинской идеологией, но врезавшийся в память страшный призыв всплывает каждый раз, как только на глаза попадается жар-птица сегодняшних революционеров - браузер Firefox. Родившийся без малого три года назад, Рыжий лис шагает по планете, зажигая сердца людей - такое уж призвание определили ему его создатели!

50 миллионов копий - эта фантастическая, желанная для любого программного продукта цифра украшает теперь рекламные проспекты Firefox. Столько унесли пользователи с серверов одной только организации, Mozilla Foundation, и даже принимая во внимание тот факт, что счётчик учитывал все вышедшие за полгода версии программы, цифра эта - лучшее свидетельство того, сколь популярным может быть проект, построенный энтузиастами. Работают с Firefox сегодня не только технари-компьютерщики, работают с ним никогда не вдыхавшие киберкультурных миазмов домашние и офисные, корпоративные пользователи: сайты околокомпьютерной тематики давно переориентировались на Firefox и Mozilla, но вот уже и британская Times рапортует о 15% доле Mozilla/Firefox в общей массе своих посетителей, а официальные лица Mozilla Foundation делятся полученной в частном порядке информацией о нескольких компаниях, развернувших Firefox на миллионах рабочих мест. Цель, которую ставили перед собой создатели браузера в 2002 году, достигнута, план перевыполнен: Firefox задумывался как облегченный вариант пакета Mozilla, но учитывая беспрецедентные темпы захвата рынка - сама Mozilla никогда не могла похвастаться хотя бы сравнимым ростом - неудивительно, что в марте Mozilla Foundation объявила о решении отказаться от дальнейшей разработки Mozilla в пользу Firefox. Версия Mozilla 1.7 станет последней официальной, после чего развитие этого пакета (включающего браузер, почтовый клиент, мессенджеры и прочие веб-компоненты - но уже под новым именем) будет вестись исключительно на добровольных началах, тогда как флагманом, центром тяжести Mozilla Foundation, станет Рыжий лис.

Побочный эффект признания и славы, обратная сторона медали, выданной Firefox интернациональной прессой, грустное и неизбежное послесловие давно предсказанное аналитиками - попадание программы в поле зрения киберзлоумышленников. Только за три весенних месяца Firefox успел побывать в центре четырёх инцидентов, связанных с открытием в нём потенциально опасных уязвимостей. Как раз в эти дни раскручивается последняя история из их числа, связанная с обнаружением в свободном браузере двух "дыр", позволяющих атакующему извлекать из программы сведения о веб-похождениях пользователя. К чести разработчиков, ни одна из ошибок пока не была применена для настоящей атаки - теоретическая угроза нивелируется быстрым выпуском "заплаток" и новых версий. Статус "более безопасного" продукта для Firefox - жизненная необходимость: считается, что именно благодаря выгодному сравнению с насквозь "дырявым" Internet Explorer, Рыжий лис сумел захватить почти десятипроцентную долю мирового рынка браузеров. В массе своей рядовые пользователи предпочитают обращать внимание именно на сравнительную безопасность - и потерять авторитет в этой области, значит (возможно) сильно сбавить обороты.

Впрочем, темпы восхождения Firefox уже и так существенно меньше, чем полгода или даже год назад. Согласно данным компании WebSideStory, принадлежащая Рыжему лису доля рынка США (вероятно, самого большого для веб-приложений) вот уже второй месяц увеличивается лишь на три десятых процента (88.9% по состоянию на конец апреля). Это значительно меньше, чем полпроцента в месяц год назад, в период бета-тестирования, и не идёт ни в какое сравнение с концом 2004 года, когда, после выхода версии 1.0, Firefox поглощал по одному проценту каждые тридцать дней. Конечно, цифры для разных регионов планеты разнятся - так, в Европе Firefox принадлежат уже больше 13% (XiTi) - поэтому сомнений в том, что 10-процентная планка, поставленная Mozilla Foundation на год 2005-й, будет преодолена, нет. Есть сомнения на тот счёт, продолжит ли Рыжий лис своё движение вверх и после. Чем обязан свободный браузер замедлению роста? Одна из версий уже озвучена - потере статуса особенного продукта под давлением вновь и вновь открывающихся в нём "дыр". Впрочем, более правдоподобным выглядит другое предположение: скорее всего, произошло временное насыщение рынка - те, кто склонен к экспериментам, уже сделали свой выбор, пересев или хотя бы попробовав Firefox, все остальные пока ждут. Чего? Хотелось бы знать. Как и чем заинтересовать новые массы потенциальных пользователей?

А зачем вообще заставлять кого-то менять сформировавшиеся предпочтения? Такой вопрос часто звучит на форумах, в баталиях между фанатами-альтернативщиками и приверженцами мейнстрима. Применительно к браузерам ответить на него просто: если рыночная доля альтернативного продукта будет достаточно большой, все участники рынка будут вынуждены с ним считаться, что принесёт неисчислимые блага нам с вами, потребителям. Под давлением конкуренции зашевелятся разработчики, вспомнив о необходимости время от времени добавлять новые функции и исправлять грубые ошибки - вспомните, как Firefox заставил Microsoft озаботиться созданием новой версии Internet Explorer! Зашевелятся и создатели сайтов: им придётся следовать открытым стандартам, что сделает веб-сёрфинг и приятней и интересней для каждого. Наконец, и сам альтернативный продукт обогатится инновациями. Так что время действовать. Зовите всех друзей и знакомых: в июне ожидается очередной крупный релиз Firefox за номером 1.1, с массой интересных и полезных новшеств. Переработанный пользовательский интерфейс, поддержка стандарта векторной графики SVG (свободная альтернатива Macromedia Flash), наконец-то докачка файлов, улучшенная система управления плагинами и многое другое. Равнение на лидера!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.