По дороге с облаками
АрхивКолонка ЗолотоваВ следующие пять лет автомобильной индустрии предстоит перескочить на следующую ступень своей эволюции. "Самобеглые коляски" будут компьютеризованы до мозга костей, и не последнюю роль в этом процессе надеется сыграть всем известная компания Microsoft.
В минувшую пятницу основатель и бессменный лидер богатейшей компьютерной компании мира, Билл Гейтс, стоя рука об руку с другим Биллом - Фордом младшим, главой Ford Motor Co., сообщил о скромном пожертвовании в один миллион долларов на развитие так называемой Академии Генри Форда (организации, учреждённой в начале прошлого века одноимённым автопромышленником, и занятой, в частности, подготовкой кадров для современной автомобильной индустрии). Очередной благородный жест легенды персонального компьютинга не случаен и по большому счёту не бескорыстен, что два Билла объяснили прессе там же, на конференции, состоявшейся в пригороде Детройта: Microsoft, охватив в своей неудержимой экспансии кажется всё, что только возможно, оказывается, давно и всерьёз интересуется автомобилями. Действуя на пару с автопроизводителями, софтверный гигант надеется в самом ближайшем будущем наделить самобеглую коляску необычайными свойствами, сперва научив её ремонтировать саму себя, а в отдалённой перспективе добившись и совсем уж фантастической цели - построив автомобиль, избегающий аварий.
Новость об устроенной Биллами презентации, была встречена в Сети с необычайной даже для привыкшей к этому Microsoft иронией и стебом; поистине не счесть отпущенных на сей счёт шуток ("Самое безопасное авто - то, которое не может сдвинуться с места", "Сменилась дорожная разметка - купи новую машину!", "Подушка безопасности спросит, уверены ли вы, перед тем как сработать" и так далее, и тому подобное). Microsoft и в самом деле известна прежде всего как разработчик программного обеспечения для настольных компьютеров, причём обеспечения, стабильностью не отличающегося. Однако в недрах гиганта вот уже несколько лет работает подразделение, специализированное на применении информационных технологий в автомобильной промышленности. И плодами его деятельности уже пользуются больше десятка производителей со всего мира. До сих пор эта сторона деятельности гиганта оставалась в тени, но как раз сейчас ситуация начинает меняться.
Системы распознавания речи, широкие экраны, цифровые камеры по периметру, интеллектуальное навигационное оборудование, учитывающее в том числе и текущую обстановку "за бортом" - по словам Гейтса и при согласии Форда, все эти высокотехнологические изыски (точно так как когда-то и сам автомобиль) скоро превратятся из роскоши в средство передвижения. Под воздействием очевидного фактора: запас конструкторских идей на сегодняшний день исчерпан, а вот огромный потенциал мобильной электроники только начинает раскрывать себя. Попросту говоря, оригинальная электронная начинка позволяет строить автомобили, выгодно отличающиеся от мобилей других производителей - к высотам автомобильного хай-тека народные массы поведёт старая как мир конкурентная борьба.
Живым примером послезавтрашних технических решений, которые появятся в продаже уже завтра, может считаться сотворённый при участии Microsoft продукт Nomad Expert Technician System - кепка с прозрачным пластиковым щитком, на который проецируется синтезированное изображение автомобильных потрохов (топливная система, двигатель, электрическая схема). Предназначенное для автомехаников устройство использует ту же технологию, что задействована в военных авиасистемах, и стоит около 4 тысяч долларов. В течение нескольких лет будет выпущен и вариант для водителей, которые смогут следить за приборной доской не отрывая взгляда от дороги - возможно, наблюдая визуализацию прямо на лобовом стекле. Но точек пересечения ИТ с АТ поистине бесконечное множество. Жёсткие стандарты потребления топлива, установленные в большинстве развитых стран мира, требуют привлечения вычислительной техники и для создания двигателей нового поколения, и для работы самих двигателей. Модульная конструкция автомобилей с интеллектуальным автономным сервис-центром на борту, способным определять сбои в работе узлов и аппаратов, и формировать рекомендации по ремонту - другая многообещающая задача первой очереди. Эффективное взаимодействие подразделений автоконцернов, часто представляющих из себя транснациональные корпорации, представляет ещё одно перспективное направление для информационных технологий. Впрочем, центром тяжести, конечно, останется сам автомобиль - и здесь Microsoft надеется получить ту же роль первого плана, что и в персональном компьютинге, предоставляя универсальную платформу для всего и вся, что только сможет когда-нибудь работать на колёсах. Софтверным гигантом уже написана операционная система Windows Mobile for Automotive, основанная на Windows CE и .NET. Трудится ей предстоит на специализированном бортовом компьютере под названием TBox, также созданном в Microsoft. Связка TBox + Windows Automotive станет центральным звеном, на которое могут быть завязаны абсолютно все автомобильные процессы, от управления двигателем и "дворниками" до воспроизведения музыки и ведения телефонных разговоров через подключенный к бортовой стереосистеме мобильник.
По ходу беседы Форд озвучил интересный факт: оказывается, сегодня инженеры-электронщики, работающие в составе автогиганта, вооружённые последними достижениями микроэлектроники, буквально фонтанируют идеями - и конструкторы-дизайнеры за ними просто не поспевают. Так что уж где-где, а в автоиндустрии ближайшие годы обещают немало приятных сюрпризов. Как долго ждать пока средний автомобиль превратится в подобие истребителя? По словам Гейтса, пройдёт не более пяти лет - и в эволюции четёрколёсных повозок наступит новая эпоха.