Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Главный герой

Архив
автор : Тимофей Бахвалов   20.04.2005

Бум на рынке электронных калькуляторов подтолкнул Nintendo к созданию в 1980-м портативной игры с жидкокристаллическим дисплеем, встроенными часами и будильником — Game & Watch.

Бум на рынке электронных калькуляторов подтолкнул Nintendo к созданию в 1980-м портативной игры с жидкокристаллическим дисплеем, встроенными часами и будильником — Game & Watch. Игра расходилась многомиллионными тиражами во всем мире. Появились ее многочисленные копии и клоны — в частности, всем известные советские электронные игры «Ну, погоди!», «Тайны океана», «Веселый повар» и пр.

В 1981 Nintendo начала разработку 8-разрядной игровой системы Famicom (Family Computer — домашний компьютер). В уже упоминавшемся кризисе 1983 года большинство крупных производителей домашних видеоигр были или разорены, или серьезно ослаблены. Выжить и похоронить конкурентов Nintendo помог ошеломляющий успех Famicom — за год в Японии было продано более 2,5 млн. приставок. Американская версия системы получила измененный «более компьютеризированный» дизайн (чтобы не вызывать ассоциаций с консолями) и новое название Nintendo Entertainment System (развлекательная система Nintendo, NES). Даже картриджи назывались паками (Packs). Вставленный картридж полностью скрывался в корпусе консоли — опять же во избежание ассоциаций с видеоиграми.

Вышло два варианта NES. Первый за 249 долларов включал в себя R.O.B. (Robotic Operating Buddy) — роботоподобный контроллер, который использовался в играх, два джойстика, световой пистолет Zapper и игры Gyromite (для R.O.B.), Duck Hunt и Super Mario Bros. Второй вариант продавался за 199 долларов и имел в комплекте только джойстики и игру Super Mario Bros. Крестик на джойстике для управления движением получил популярность именно благодаря NES и стал стандартом для всех последующих игровых систем.

Консоль была продемонстрирована на CES в 1985 году; осенью начались первые тестовые продажи, в рамках которых разошлось 100 тысяч экземпляров. В широкой продаже NES появилась лишь в феврале 1986-го. Продвигать консоль было очень тяжело — Nintendo пришлось даже пообещать ритейлерам выкупать непроданные экземпляры. Однако приставка имела ошеломляющий успех: за год было реализовано 20 млн. NES — в десять раз больше, чем остальных игровых систем вместе взятых.

Изготовлением картриджей Nintendo занималась самостоятельно, целиком контролируя производство. Правда, в 1988 году из-за нехватки чипов Nintendo понесла приличные убытки, и два года спустя эта практика была прекращена. Работала NES на модифицированном процессоре 6502, но благодаря коммутации блоков памяти картриджи могли содержать до 1 Мбайт игрушек. В начале 1990 года Nintendo ощутила угрозу, идущую от 16-разрядных приставок следующего поколения, таких как TurboGrafx-16 и Genesis (Sega Megadrive). Было разработано новое поколение консолей — Super NES. Разница в цене между SNES и NES в 1992-м составляла всего 10 долларов, при этом SNES имела обратную совместимость.

Всего в мире продано, по разным оценкам, от 45 до 65 млн. оригинальных (то есть изготовленных самой Nintendo) систем NES и от 450 до 500 млн. игр для нее (опять же, считая только легальные картриджи). NES была и остается самой популярной консолью в мировой истории видеоигр.

Россия — родина слонов

Приставка NES нелегально копировалась гигантскими тиражами — в конце 80-х азиатско-тихоокеанский регион буквально наводнил мир дешевыми подделками NES. Однако распространялись клоны по большей части в Азии — в Европе продавались оригинальные Nintendo.

Россия была для Nintendo незнакомым и закрытым рынком, поэтому местные компании продавали клоны NES не таясь и очень успешно. Самый известный из них — приставка Dendy. Да, это не самостоятельная приставка, а ее нелегальный клон. Поставки в Россию организовала крупная дистрибьюторская компания «Стиплер», крутившая по радио и телевидению рекламу своего “бренда”. Никто не знал, что такое Nintendo или NES, зато дети прекрасно отличали Dendy Junior от Dendy Classic. «Стиплер» продавала более 100 тысяч приставок в месяц, по слухам, получая с каждой консоли около 15 долларов чистого дохода. Прибыли, полученные от продаж контрафактных картриджей, поставляемых из Азии, вообще не поддаются подсчету.

Успешные продажи консолей Dendy воодушевили и другие дистрибьюторские сети — «Лампорт» и R-Style, которые вывели на отечественный рынок другие клоны NES — Kenga и Bitman. Но конкуренты так и не смогли серьезно потеснить «Стиплер».

Чтобы перейти на легальное положение, последняя заключила с Nintendo дилерское соглашение. По его условиям, «Стиплер» должна была закупать вместе с фирменной приставкой еще и несколько фирменных игровых картриджей, которые стоили от 40 долларов за штуку и значительно повышали цену конечного комплекта. Стоит ли говорить, что заставить потребителя покупать фирменные картриджи, когда пиратские копии стоили 40 рублей, было практически невозможно. Весной 1996-го официальная история Dendy закончилась одновременно с закрытием «Стиплера». Правда, последнее событие никак не было связано с объемами продаж приставок.

В 1983 году Nintendo вышла на рынок со своей NES и фактически начала строить индустрию заново. Огромное количество проданных консолей, широкая рекламная поддержка — все это позволяло продавать игры очень большими тиражами и получать еще большие средства на развитие новых игровых проектов. Успех консоли во многом был обусловлен высококачественными игровыми проектами, производимыми самой Nintendo. Nintendo произвела революцию и в общении со сторонними издательствами — появились такие вещи, как роялти с каждого проданного картриджа, лицензирование созданных третьими разработчиками игр, всестороннее тестирование каждого игрового продукта, издание игр только на мощностях самой Nintendo. Фактически во времена NES определился облик современной индустрии видеоигр. В дальнейшем что-то изменялось, но основа и бизнес-модель остались практически нетронутыми до сегодняшнего дня. В России консоль появилась относительно поздно, когда вышли уже более мощные консоли. Впрочем, это не помешало ее огромной популярности. Именно NES познакомила россиян с видеоиграми и подготовила к персональным компьютерам и современным игровым приставкам.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.