КПК для Кинг-Конга
АрхивНабрав для тестирования TruBrite разных ноутбуков в разных местах, я освежил «ноутбучные связи» и тут же получил предложение от Fujitsu Siemens Computers поглядеть на их новый трансформер (Lifebook T4010).
Набрав для тестирования TruBrite разных ноутбуков в разных местах, я освежил «ноутбучные связи» и тут же получил предложение от Fujitsu Siemens Computers поглядеть на их новый трансформер (Lifebook T4010). Хотя я помню, как носился по «Компьютерре» с разными трансформерами Илья Хрупалов (так что, к сожалению, новым это устройство для читателей не будет), больше трех минут я их в руках не держал, — а тут вот возникла возможность, от которой я решил не отказываться. О чем и не жалею: трансформер понравился мне очень, — другой разговор: нужен ли он именно мне…
Начнем с того, что сама идея оказалась по хайтековским меркам очень и очень старой: лет чуть ли не десять назад ко мне в гости ходил Сережа Королев, в то время управлявший фирмой «Агама» (она делала замечательные спеллинговые программы, самоучители для слепой печати [я писал для них «Руководства пользователя»], одни из первых отечественных мультимедийных компакт-дисков, а также — тоже одной из первых — создала сайт широкого профиля: «Русский клуб»; позже выпустившая поисковик «Апорт» «Агама» была продана и сейчас в прежнем виде уже не существует), — принося с собой небольшой черно-белый ноутбук от ныне тоже уже не существующей Compaq, — и вот на этом ноутбуке экран можно было как угодно поворачивать и даже отстегивать, можно было на нем прямо и писать (или кликать по виртуальным кнопкам). Тогда Пачиковский ParaGraph, еще не ставший подразделением Silicon Graphics, как раз занимался распознанием вводимых с экрана текстов (начало было положено заказом Apple на разпознавалку для первого в мире КПК — Newton’а), — и вот на Сережином трансформере одна из первых версий такой программы стояла, — и я с фантастическим энтузиазмом тех лет, когда еще казалось, что до искусственного интеллекта прямо-таки подать рукой, — это распознавание тестировал.
С огорчением вынужден констатировать, что ни удобство, ни уровень безошибочности такого распознавания за истекшие десять лет на взгляд не улучшились, — и то, что тогда легко списывалось на «лиха беда начало», сегодня заставляет констатировать, что в ближайшую сотню лет принципиального сдвига, пожалуй, не произойдет, а произойдет ли в принципе, — тоже можно узнать только путем гадания на кофейной гуще. Распознавалку, которой снабжен фуджицу-сименсовский трансформер, делает сейчас Paragon. Называется она PenReader, — с ее КПК-вариантами я сталкивался уже не раз, тестируя Windows СЕ-карманники, — и, сказать честно, добиться, чтобы вводились именно те буквы, которые я пишу на экране, именно в том регистре, в каком хочу, и еще, — чтобы там не впрыгивало ничего лишнего, — за час упражнений мне так и не удалось. В то время как палмовое Graffiti я легко освоил минут за сорок. Что еще раз убедило меня в том, что Palm и в этом отношении пошел по верной дорожке: не так универсально, требует обучения, — зато в результате — практически безошибочно.
Но на то трансформер и есть трансформер, а не КПК и не планшет: если понадобилось ввести некоторое количество текста, большее, чем телефонный номер, — вы просто возвращаете экран в книжную позицию и печатаете с довольно удобной, ноутбучной, клавиатуры.
В сущности, главная претензия к планшетным компьютерам и заключается в проблемах со вводом текста: ввод графики на них (я имею в виду рисование изображений) куда более удобен, чем на обычных ноутбуках и даже десктопах: планшет имеет как бы встроенный «wacom», отличающийся от пристяжного тем, что глазу не надо раздваиваться на область ввода и область отклика. Такие планшеты, от той же Wacom, тоже, конечно, существуют, — но задорого и, что называется, вдобавок.
Правду сказать, разница в ценах между простым ноутбуком и аналогичным по параметрам трансформером на такую добавку как раз и тянет, — но в данном случае «всё в одном», на мой вкус, не недостаток, а удивительное достоинство.
И сейчас пришла пора ответить на основной вопрос, которого я слегка коснулся в конце первого абзаца: «А на фига козе баян?» Мне он, как я уже отметил, совершенно не нужен, хотя эти добавочные волшебные возможности, конечно, чаруют не хуже, чем аромат кофе — актера Калныньша. А вот тем, кто читает лекции и ведет презентации, — «баян», сдается мне, просто необходим. Разумеется, можно обзавестись отдельно ноутбуком (для жизни и работы) и отдельно планшетом (для лекций и презентаций), но это и дороже выйдет, и тяжелее, и к тому же вызовет необходимость периодической перекидки-синхронизации данных. Тут же — всё вместе и всё решено. Включая беспроводные интерфейсы (в том числе быстрый Wi-Fi), с помощью которых в технически продвинутых аудиториях (я имею в виду не слушателей, а техническую оснащенность помещения) можно свободно, не боясь задеть провода, расхаживать по просцениуму и запускать картинки, рисовать схемы, подчеркивать, указывать, — все это проектор будет моментально отображать на экране (экранах). Ровно такую сцену я наблюдал год назад в Лионе, на эпсоновской презентации очередных моделей LCD-проекторов, и скажу честно — сам способ презентации, сама ее технологическая непринужденность, впечатление на меня произвела большее, нежели ее содержание. Конечно, когда я попытался погулять дома по комнате с трансформером в одной руке (другая была, естественно, занята стилусом), я понял, что для такой презентации нужна заметная физическая тренировка, — и те, кто к ней не способен, возможно, должны предпочесть либо навороченный КПК, либо все же просто планшет, — но физическая тренировка, говорят, полезна и для жизни вообще…
Относительно же самого экземпляра, попавшего мне в руки, могу заметить, что он не вызвал замечаний ни по поводу внешности, эргономичности (если угодно — красоты), ни по собственно компьютерному функционированию (вот только почему-то не удалось связаться напрямую с десктопом по гигабитному Ethernet’у). Помню, лет восемь назад отец моего друга, знаменитый профессор-физик Юрий Львович Климонтович, на гонорары, полученные от чтения лекций в Германии, приобрел ноутбук. Выбран был почему-то Fujitsu (хотя я советовал обратить внимание на «более ноутбучные» марки — вроде, например, Toshiba), и он на меня тогда произвел очень тяжелое впечатление: топорный, неуклюжий, некрасивый, и главное — с добрым десятком глюков и багов, вызванных плохо отлаженной совместимостью железа с софтом. Теперешние же два образца от Fujitsu Siemens (которая, правда, уже совсем не та прежняя Fujitsu): описываемый трансформер, но особенно — легонький шедевр, которого два «Огорода» назад («Автопортрет в ноутбуке», www.computerra.ru/think/ogorod/38019) я коснулся как бы походя (Lifebook P7010), — вызвали у меня полное эстетическое удовлетворение и почти ни одного технологического нарекания.
Единственное, что удержало меня от окончательного восторга, — цена как одного (заметно за две тысячи долларов у Lifebook P7010), так и другого (ближе к трем тысячам у Lifebook T4010). Но тут надо быть честным и мужественным: сегодня новенький ноутбук можно купить и за восемьсот баксов, а подержанный — начиная от трехсот. Так что позарезные потребности вы удовлетворите. А вот если очень захочется (как мне, например) чего-нибудь поизящнее и покруче (то есть не Peugeout 206 в базовой комплектации, а навороченный Mini Cooper), — придется раскошелиться. Неумолимый Закон Жизни.
Та же «трубрайтная» волна принесла в мой дом и еще одно устройство: жидкокристаллический монитор MultiSyncR LCD1970GX от NEC. Он заинтересовал меня в свое время как раз наличием TruBrite (который, как я писал в «Автопортрете в ноутбуке», у каждого производителя называется по-своему, хотя выглядит и одинаково; у NEC, например, — это OptiClear), — но не поспел к соответствующему «Огороду».
Этот девятнадцатидюймовый красавец (извините за высокопарность), который по легкому нажиму перемещается чуть ли не во всех направлениях на своей изящной наклонной ноге, произвел на меня — с точки зрения внешности и системы управления (качающийся микроскопический джойстик) — исключительно благоприятное впечатление, — но, как вы понимаете, просил я его на тестирование вовсе не за этим, а ради той самой глянцевой черноты экрана. Единственная разница, которую я обнаружил у него с описанным в «Автопортрете…» экраном Toshiba Qosmio G10-105, — девятнадцатидюймовый размер. Что, конечно, впечатляет само по себе. Прочее — такое же: очень глубокая чернота, когда есть внешний свет, превращающаяся в темноте в стандартную LCD’шную серость; удивительной яркости лампа, которую, в норме, надо пригашать вдвое, — но совсем не хочется, поскольку на полном накале она блистает, как выпускавшиеся к Олимпиаде-80 просветные слайды, прославляющие Sovietic Life, — пока их подсветы не запылились и не подгорели… В общем, несмотря на понимание, что эти подчеркнутые яркость и глянцевитость есть приметы высокотехнологических олеографий, чрезвычайно трудно избавиться от желания включиться в число пользователей глянца. Если б у LCD1970GX разрешение было не 1280х1024, а хотя бы следующее, — я бы, пожалуй, пошел на downgrade (с Высокой Точки Зрения) своей домашней системы…
Роман Косячков, недавно обзаведшийся LCD-монитором на S-IPS-матрице, в сторону наиболее распространенных, быстрых и дешевых TN+Film-матриц и смотреть не хочет: есть там на них OptiClear или нету, — полагая чуть ли не главными достоинствами лучшую передачу цвета (при такой глянцевой яркости я даже с трудом понимаю, о чем, собственно, речь) и заметно больший угол обзора. С углом обзора у LCD1970GX и впрямь довольно посредственно. Хотя сам по себе он достаточно велик (производителем заявлен как 170° по горизонтали и 155° по вертикали), но едва сдвигаешь взгляд от вертикали к экрану градусов эдак на десять, — цвета начинают сильно плыть. То есть использовать этот монитор для показа качественных фотографий компании из трех-пяти трезвых человек не стоит. Но мне, например, такое применение компьютерного монитора кажется частным случаем, — так что, привлеченный глянцевым беспросветно-черным цветом, я, пожалуй, смирился бы и с TN+Film.
Еще Косячков считает, что за такой монитор шесть сотен баксов дороговато, то есть за дизайн, шильдик и OptiClear приходится переплачивать чуть ли не вдвое, — но тут я отсылаю вас на несколько абзацев наверх — к ассуждению о Peugeout и Mini Cooper’е.