Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Цифровая импАтенция

Архив
автор : Киви Берд   12.04.2005

В последнем номере журнала World Patent Information (vol. 27, pp. 27-29) опубликована статья о серьезнейших проблемах с оцифровкой патентной документации («Patent database deficiencies», by Willem Geert Lagemaat).

В последнем номере журнала World Patent Information (vol. 27, pp. 27-29) опубликована статья о серьезнейших проблемах с оцифровкой патентной документации («Patent database deficiencies», by Willem Geert Lagemaat). Автор статьи, голландец Виллем Лагемаат — президент международной ассоциации PatCom, объединяющей европейских поставщиков патентной информации.

Главный вывод публикации сводится к тому, что серьезнейшие дефекты и недостатки в тех способах, которыми патентные бюро по всему миру оцифровывают свою информацию, означают, что многие и многие тысячи патентов в будущем могут быть выданы ошибочно, на давно известные изобретения. Иными словами, всеобщая компьютеризация делопроизводства, вроде бы призванная повышать качество хранения, учета и обработки информации, в данном случае лишь умножает путаницу и недоразумения.

Как известно, для получения патента требуется, чтобы изобретение было новым, полезным и неочевидным. Дабы установить новизну изобретения, патентные эксперты должны убедиться, что оно не было запатентовано ранее или не используется в рыночных товарах без патентной защиты. Для этого изучаются уже выданные патенты и находящиеся в рассмотрении заявки на патентование, а также периодические издания и сайты соответствующего профиля. Но, как показывает опыт, к поиску информации в «непатентных» источниках многие эксперты, особенно в США, относятся халатно, из-за чего новые патенты все чаще выдаются на известные вещи.

Что же касается патентных источников, то широкое внедрение онлайновых баз данных о патентах, казалось бы, должно было сделать проверку быстрым, удобным и аккуратным делом. Увы, в действительности все обстоит совсем не так. Как указывает Лагемаат, специальное исследование установило, что онлайновые базы данных содержат далеко не полную информацию.

Например, в европейской базе Espacenet обнаружена нехватка 322 тысяч патентов, выданных в Великобритании, 186 тысяч французских, 17 тысяч германских. Причем речь идет вовсе не о старых документах, поскольку некоторые из недостающих патентов были выданы не далее как в 2004 году. Столь внушительные «дыры» в цифровых архивах возникают по самым разным причинам: одни документы почему-то не дошли до сканирования, другие в нужный момент отсутствовали на месте, у третьих в процессе сканирования произошел сбой…

Проблема правильного учета многократно усложняется тем, что параллельно с оцифровкой документов во многих патентных офисах идет уничтожение «твердых копий», то есть бумажных документов-оригиналов. Просто потому, что количество и объемы патентной документации постоянно растут, а на их содержание элементарно не хватает сил и средств. Полки с бесчисленными папками и так занимают в хранилищах многие тысячи метров, а некоторые новые патенты (с расшифрованными генетическими последовательностями, в частности) имеют объем в сотни страниц.

Для эффективной работы с патентной документацией, а особенно для отыскания ранее зарегистрированных «прототипов», очень важна возможность полноценного текстового поиска — а ее в онлайновых базах данных зачастую нет. Из-за специфики патентных документов основная их доля оцифрована в виде графических образов, без распознавания текста. Точных данных на сегодняшний день нет, но грубые оценки свидетельствуют, что из 45 млн. патентов, оцифрованных в мире к настоящему времени, лишь у трети есть текстовая версия, причем ни одно из патентных бюро не имеет полнотекстовой версии всех своих публикаций с возможностями поиска.

Подводя итог безрадостной картине, Виллем Лагемаат заключает, что если не принять срочных и решительных мер по латанию перечисленных дыр, процесс патентования изобретений скоро превратится в фарс.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.