Все любят спам
АрхивКолонка ЗолотоваСпам, еще год назад бывший для компьютерных пользователей проблемой номер один, стремительно теряет свою актуальность. Но благодарить за это следует не борцов со спамом и спамерами, а рядовых сетян, постепенно... привыкающих к нежелательной рекламе.
Минувшая пятница была отмечена событием во всех отношениях замечательным: в США, судом штата Вирджиния, вынесен приговор по делу некоего Джереми Джейнса - предприимчивого молодого человека, за несколько лет сколотившего многомиллионное состояние на несанкционированных почтовых рассылках. Девять лет тюрьмы - вот чем обернулась для одного из самых беспринципных спамеров планеты его "деловая активность". Джейнс, сделав ставку на масштабы почтовой экспансии (до миллиона писем за день), не брезговал ничем, предлагая сетянам буквально всё, от порнографии до классических схем быстрого обогащения. Собственно говоря, большая часть писем содержала предложения несуществующих товаров и услуг: цель у Джейнса была одна - деньги. В документах дела значится интересная цифра: 0.3%. Таков был средний положительный отклик аудитории на отправляемые "бизнесменом" письма, но даже этот суперскромный респонс приносил ему сотни тысяч долларов чистого дохода ежемесячно. Возможно, будь Джереми поскромнее и посерьёзней, рекламируй он реально существующий товар, его карьера продержалась бы дольше. Мошенничество же способно довести до белого каления даже самых наивных обывателей, так что результат закономерен.
Впрочем, история Джереми Джейнса - скорее правило, нежели исключение. Горы невесть откуда берущихся писем, ежесуточно заполняющих почтовые ящики добропорядочных сетян (ваш покорный слуга каждое утро выгребает из своих ящиков суммарно более двух сотен электронно-рекламных проспектов), пропитаны теми же самыми интернациональными предложениями заработать быстро, дешёво привлечь, легко увеличить и т.п и т.д. Методов и способов борьбы со спамом и спамерами не перечесть. Фильтруют почту юзеры, фильтруют почту провайдеры, соревнуются в сообразительности законодатели, но результат пока один - спам крепчает. Хорошая субъективная оценка происходящему дана в опубликованных на днях результатах опроса, проведённого в январе среди тысяч американцев исследователями из организации Pew Internet & American Life Project. Отчёт выделяет три важных момента. Во-первых, спама стало больше: почти треть опрошенных из числа пользующихся электронной почтой в личных целях сочли, что получают больше рекламных писем, чем год назад, а больше половины согласились с определением спама как серьёзной проблемы для пользователей Сети. Во-вторых, засилье спам-порнографии сменилось засильем спам-мошенничества: больше трети опрошенных уже получали письма, запрашивающие информацию личного характера.
А вот третий момент, обозначенный исследователями, стал неожиданностью, ибо противоречит здравому смыслу. Год назад была популярна такая простая мысль: спамеры, действуя всё более агрессивно, в конце концов вынудят компьютерных пользователей отказаться от электронной почты. В смысле - отказаться совсем, после потери доверия к e-mail как к средству общения на расстоянии, усталости от постоянной чистки и смены почтовых ящиков, простого нежелания портить себе нервы чтением ежедневной порции электронной рекламы. Проводившиеся тогда социологические исследования как будто бы идею эту подтверждали. Но минул год и что мы видим? Каждая из названных выше причин находит сегодня меньше сторонников. Лишь 53 процента опрошенных Pew, вместо 62% в том же опросе годом ранее, считают, что теряют доверие к электронной почте из-за спама. Только 22% вместо 29% стали пользоваться электронной почтой реже. Наконец, 67% вместо 77% считают спам причиной раздражения во время онлайновых сессий. Судя по всему, мы привыкаем к спаму так же, как привыкли к бензиновой гари и пробкам на дорогах. С одной стороны это плохо: вместо борьбы со спамом, мы адаптируемся к нему, принимая как неизбежное зло, расплату за прогресс. С другой, учитывая, что альтернативой был отказ части населения глобальной сети от электронной почты и потеря этим инструментом присущего ему универсального статуса, адаптация к спаму не так уж и страшна.
Что же касается борьбы со спамом и спамерами, то здесь, к сожалению, с оптимизмом смотрят в будущее только те, кто может на этом нажиться. Группа специалистов Microsoft Research опубликовала в апрельском Scientific American увлекательную статью, в которой рассматриваются перспективные способы фильтрации нежелательной рекламы во всех её ипостасях (от почтовой до P2P). Вот только помогут ли новые барьеры антиспамерам догнать соперников, вечно идущих на шаг впереди? Ну, а Джереми Джейнс, с которого начался сегодняшний рассказ, получил отсрочку от приведения приговора в исполнение на несколько лет: судья счёл законодательную базу недостаточно проработанной.