Проще простого
АрхивКолонка ЗолотоваСимпьютер, сверхдешевый ПК, придуманный индийскими учеными и предпринимателями, переживает не лучшие времена. Бедные индийцы предпочли дешевой отечественной технике дорогую импортную. Но идея жива: в США активно развивается аналогичный проект, задача которого - постройка ноутбука уже за сто долларов!
Почти ровно три года назад, в этой Колонке (выходившей ещё с иллюстрациями неподражаемого Алексея Бондарева) был опубликован рассказ об уникальном компьютерном проекте учёных и предпринимателей из Индии. Группа энтузиастов, объёдинённая общей идеей помочь своей стране преодолеть пресловутый цифровой барьер (digital divide), отделяющий её от развитых стран Запада, затеяла разработку собственной персоналки под названием Simputer. Название это, скрывающее в себе основные свойства будущей машины - простоту, интернационализм, дешевизну - может быть переведено и как "простой компьютер". В самом деле, машинку, габаритами средней книжки, предполагалось строить из сравнительно дешёвых компонентов, в числе которых 200 МГц процессор StrongArm (основа большинства PocketPC-наладонников прошлого поколения), минимум оперативной памяти (32 Мбайт), простенькая звуковая карта, монохромный, хоть и чувствительный к нажатиям, жидкокристаллический дисплей, операционная система Linux и свободный прикладной софт. Всё это, при производстве в промышленных масштабах, должно было обеспечить цену устройства лишь немного выше двух сотен долларов. Для Индии, в которой по разным оценкам доступ к вычислительной технике имеют лишь единицы процентов населения (это при общей численности больше миллиарда) и очень многие живут за границей бедности, такая сверхдешёвая персоналка обещала стать настоящим подарком. Ожидалось, что образовательные учреждения и малый бизнес ринутся закупать Simputer тысячами штук. Увы, надеждам не суждено было сбыться.
Разработка симпьютера началась в конце 90-ых, а штучное производство стартовало осенью 2002-го (см. Колонку от 16.07.2002). Штучное - потому что никто из потенциальных клиентов интереса к новинке не проявил. Пока у производителей не было крупных заказов, они не решались запускать производство на полную мощность, а это сказывалось на цене. Симпьютеры в первые свои месяцы продавались почти вдвое дороже базовой цены - по 400 долларов. За прошедшие с тех пор три года производственный процесс был полностью отлажен как минимум двумя индийскими компаниями (Picopeta Simputers и Encore Software), но и их мощности загружены едва ли на одну десятую. За последние 12 месяцев упомянутые выше производители продали лишь четыре тысячи экземпляров своих устройств и сейчас засматриваются на иностранные рынки. Интересно, что только десять процентов проданных машин заказаны клиентами из сельских районов Индии - считавшихся целевой аудиторией проекта! Что мешает продвижению симпьютера на родине? Как ни странно, цена. Расчёт на дешевизну не оправдался: Simputer - парадокс! - недостаточно дёшев для того чтобы стать популярным только из-за своей цены.
Утверждать так позволяет простой факт. В Индии - настоящий бум персоналок. Четыре миллиона десктопов и портативных (читайте: не самых дешёвых) компьютеров было продано за минувший год и перспективы самые радужные, аналитики предвещают ежегодный рост рынка на треть. По всей видимости, те индийцы, что при деньгах, решили не тратиться на дешёвую, но маломощную технику отечественного производства, сделав выбор в пользу дорогих, но полноценных иностранных PC. Тем же, у кого денег нет, не по карману даже Simputer, продающийся сегодня минимум за 225 долларов. Ситуацию корректируют заинтересованные производители с известными каждому именами, спонсирующие правительство, которое поддерживает курс на "правильную" информатизацию. Вот так перспективный в общем проект загибается, не выдержав конкуренции.
Но идея симпьютера жива в умах и сердцах энтузиастов. Как раз сейчас начинает раскручиваться рекламная кампания вокруг похожего по сути проекта, рождённого в Массачусетском технологическом институте (MIT), США. Всё очень похоже на индийский вариант - такая же группа учёных и предпринимателей, такая же маломощная сверхдешёвая портативная машинка для студентов и школьников, вот только ценовая планка поставлена ещё ниже. Ноутбук за сто долларов - вот цель, преследуемая энтузиастами из MIT. И есть основания полагать, что идея выгорит. Во-первых, на сей раз учёные работают в контакте с крупными компаниями, среди которых AMD и Google. Во-вторых, известно, благодаря чему ноутбуки MIT будут такими дешёвыми: дисплей - самая дорогостоящая часть современных лэптопов - будет выполнен с привлечением новых технологий (т.н. электронных чернил), которые обеспечат многократное ценовое преимущество (среди участников проекта - основатель компании E Ink). Наконец, чётко обрисована бизнес-модель: ноутбуки MIT будут продаваться партиями не менее одного миллиона штук, заказчиками станут правительства и государственные организации. Первые поставки запланированы на конец 2006 года. Как вы думаете, в этот раз получится?