Прав или не прав владелец авторских прав?
Архив«КТ» уже писала о конфликте IFPI (Международная федерация производителей фонограмм, www.ifpi.org) и сайта Allofmp3.com («КТ» #582).
«КТ» уже писала о конфликте IFPI (Международная федерация производителей фонограмм, www.ifpi.org) и сайта Allofmp3.com («КТ» #582). В конце февраля московское отделение федерации подало в прокуратуру Юго-Западного округа Москвы заявление о нарушении владельцами сайта авторских прав. По словам регионального директора IFPI по России и СНГ Игоря Пожиткова, разбирательство с Allofmp3.com должно было стать «первым эпизодом» в Рунете, хотя федерация уже судилась с российскими заводами, печатающими контрафакт, и только в прошлом году «закрыла» порядка 60 тысяч сайтов по всему миру (www.cnews.ru/newtop/index.shtml?2005/03/10/175713).
У Allofmp3.com своя правда. Создатели сайта считают, что действия IFPI вызваны конкурентной борьбой иностранных издателей за российский рынок. Тонкость в том, что деятельность Allofmp3.com не противоречит актуальному законодательству РФ об авторском праве и смежных правах. Более того, сайт распространяет музыкальные произведения на основании лицензии, выданной РОМС (Российское общество по коллективному управлению правами авторов и иных правообладателей в сферах мультимедиа, цифровых сетей и визуальных искусств, www.roms.ru). С РОМС уже было связано несколько скандалов (www.compulenta.ru/2004/11/24/52074), и разобраться в неопределенном статусе этой организации — отдельная интересная задача, тем более что задачи РОМС выходят далеко за рамки mp3-архивов или продаж контента в Сети (Например, через РОМС платит роялти Максим Мошков. На недоуменный вопрос вашего покорного слуги, за что именно, если у него на lib.ru ничего не продается, Максим ответил, что на всякий случай производит отчисления в пользу тех авторов, с которыми у него нет прямой договоренности: «Кто знает, как повернется дело в нашей непонятной жизни?»).
Но пожар угас, не успев разгореться. Прокуратура Юго-Западного административного округа отказала в возбуждении уголовного дела, оговорив, правда, что заявители могут подать гражданские иски. Из заявления прокуратуры следует, что российское законодательство предусматривает обязательность материальной формы экземпляров произведений и не содержит правовой характеристики сети Интернет. Другими словами, в Интернете распространение экземпляров произведений невозможно, так как при этом имеет место цифровой, а не вещественный способ передачи. А на нет и суда, простите, нет (Пока нет. IFPI, насколько нам известно, временным поражением не смущена и собирается обратиться в более высокие инстанции).
Следует ли это понимать так, что бизнес Allofmp3.com — незаконный по духу — в настоящее время все же легитимен, благодаря хитрой лазейке в нашем законодательстве? Чтобы уточнить свои ощущения, мы решили поговорить с теми, кто совершенно точно может ответить на наши вопросы.
На вопросы про РОМС отвечал заместитель генерального директора РОМС Константин Леонтьев. Что же касается сайта AllofMP3.com, то высшее руководство, несмотря на все уговоры, общаться с нами отказалось. Ответы, которые вы прочтете ниже, даны от имени руководителя пресс-службы Андрея Шульгина. Правда, мне точно известно, что эти ответы недоступное нам руководство все же утвердило — доказав тем самым хотя бы свое существование.
Объясните, пожалуйста, что такое лицензия РОМС, на каких условиях она выдается и как производятся выплаты авторам или их представителям?
К.Л.: В соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» (пункт 3 статьи 45) РОМС обязан заключать с пользователями произведений и фонограмм лицензионные соглашения. Это, собственно, и называется выдачей лицензий. Выданная лицензия позволяет получившему ее лицу использовать любые произведения, которыми занимается авторское общество, — картины, книги, музыка, — независимо от наличия у РОМС договоров с каждым конкретным правообладателем (курсив наш. — Прим. ред.). Эти права дает нам Закон.
Получив вознаграждение от лицензиата, мы, как организация по коллективному управлению, распределяем его, основываясь на отчетности об использовании произведений, и выплачиваем деньги правообладателям. Выплаты осуществляются либо непосредственно правообладателю, либо — если речь идет об иностранных правообладателях — зарубежным организациям по коллективному управлению правами. Все невыплаченные средства мы обязаны хранить до тех пор, пока к нам не обратится сам правообладатель или организация, представляющая его интересы. У общества может элементарно не оказаться координат автора, особенно, если раньше он ничего не создавал, но работа по поиску правообладателя все равно обязательно будет проведена.
Должен ли автор явно заключать договор с РОМС?
К.Л.: Как только произведение появилось, по Закону РОМС обязан начать сбор гонораров для данного правообладателя. Законом РФ предусмотрено, что РОМС обязан действовать от имени и в интересах абсолютно всех авторов и иных правообладателей независимо от наличия договоров с каждым из них. В то же время любой правообладатель может, заключив специальный договор с РОМС, стать членом РОМС, принимать участие в управлении этой организацией. Что касается взаимодействия с сайтами, РОМС может отозвать лицензию, если случаи неправомерного распространения являются доказанными.
А. Ш.: Другое дело, что РОМС, разумеется, не может отследить все случаи неправомерного использования фонограммы или другого произведения, — он может только отозвать лицензию, если такие случаи являются доказанными. И у общества может элементарно не оказаться координат автора, особенно если раньше тот ничего не создавал.
Много ли достается музыкантам?
К.Л.: Это зависит прежде всего от частоты использования произведений, которая определяется подсчетом «загрузок» произведения. Так, за каждую скачанную песню лицензиат обязан заплатить РОМС 15% от той суммы, которую заплатили пользователи. Уже в прошлом году РОМС начал выплачивать авторам приличные отчисления, вполне сравнимые с теми, которые, например, выплачиваются авторам за трансляцию их песен по ТВ.
Например?
К.Л.: Например, одному известному композитору в 2004 году было выплачено вознаграждение в размере более 46 тысяч рублей, другому — 69 тысяч рублей.
Могут ли авторы или их представители потребовать повысить отчисления?
К.Л.: Исключительно себе — нет. Но любой правообладатель может стать членом РОМС и уже в качестве члена «проталкивать» такое решение. Однако принятая ставка, какой бы она ни была, едина для всех.
Были известные скандалы со вдовой Визбора и Тухмановым, последний вроде бы в письменной форме запретил РОМС распоряжаться своими произведениями. Могут ли авторы или их представители запретить продажи через ваш сайт?
К.Л.: Здесь мы можем говорить только о фактах. За использование песни «День Победы» господину Тухманову РОМС выплатил за прошлый год 39 тысяч рублей уже с учетом всех налогов. Кроме того, 11 тысяч рублей досталось наследницам Визбора.
Учитывая роялти с рингтонов (а я подозреваю, что эта сумма в основном из них и состоит)?
А. Ш.: Разумеется. Думаю, не так много желающих скачать «День Победы» в формате MP3 — однако на телефонах мелодия звучит очень часто.
К.Л.: Юрист И. Ю. Тулубьева сумела убедить правообладателей, что им есть смысл потребовать от РОМС по 500 тысяч рублей или даже больше. Спор пока не завершен.
В любом случае, если авторы или иные обладатели исключительных прав хотят, чтобы на их произведения не распространялась лицензия РОМС, они обязаны исключить свои произведения из лицензии РОМС. При этом предъявлять претензии к лицензиатам задним числом нельзя.
Судя по тому, что на сайте allofmp3 композиции Тухманова присутствуют, он этого не сделал?
А. Ш.: Нет, не сделал. Как Тухманов, так и наследники Визбора до сих пор не предоставили список произведений, которые они хотят исключить.
Проводится ли независимый аудит? Где, например, гарантия, что песню не скачали тысячу раз, а allofmp3 сделал отчисления за сто скачиваний?
А. Ш.: Согласно тексту нового лицензионного соглашения с РОМС, мы, как и все другие лицензиаты, будем обязаны использовать специальный «счетчик скачиваний» для точного подсчета количества прослушиваний той или иной мелодии. Сейчас завершается тестирование ПО, позволяющего РОМС и правообладателям в режиме реального времени получать информацию о статистике использования произведений.
Как только тестирование технологии будет закончено, мы обязательно установим этот «счетчик» у себя. В противном случае мы можем просто лишиться лицензии РОМС.
Ну, это в будущем… Я правильно понимаю, что сейчас количество загрузок не контролируется никак?
А. Ш.: Нельзя сказать, что никак. РОМС использует сегодня независимые счетчики, такие как Rambler и HotLog. Также производятся проверки методом «контрольных закачек». РОМС закачивает, например, десять раз какую-нибудь непопулярную мелодию и проверяет, входит ли это в отчет.
С рингтонами еще проще — если они распространяются через SMS и количество запросов отслеживает оператор.
Прокомментируйте с юридической точки зрения следующие высказывания из сообщений СМИ:
В ходе проверки сотрудники прокуратуры установили, что посредством сайта AllofMP3.com действительно на возмездной основе распространяется музыкальный контент. При этом владельцы сайта не уполномочены обладателями прав на распространяемые произведения продавать их. <…> Работники прокуратуры установили, что российский закон об авторских правах не содержит правовой характеристики сети Интернет <…> прокуратура заключила, что в случае распространения произведений через Интернет, новая копия произведения не создается, а создаются лишь условия для использования произведения потребителями.
То есть, согласно этой логике, ваша деятельность неправомерна (вы не уполномочены авторами), но и не наказуема (в законе нет подходящей нормы), так?
А. Ш.: Нет, не так. В письме IFPI говорилось о том, что сайт AllofMP3.com «…незаконно предлагает для продажи цифровые копии музыкальных записей…», что не соответствует истине.
Сайт AllofMP3.com действует в полном соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах и осуществляет сообщение музыкальных произведений на основании лицензии, выданной РОМС.
Действительно, сайт не уполномочен осуществлять распространение экземпляров фонограмм (тиражирование фонограмм и продажу изготовленных экземпляров), да и не может этого делать, поскольку, согласно российскому Закону об авторском праве и смежных правах (пункт 2 статьи 16), под распространением понимается только продажа конкретных экземпляров фонограмм, сдача их в прокат, дарение и иные случаи передачи материальных носителей (компакт-дисков, аудиокассет), на которых записаны фонограммы. «Распространять» экземпляры фонограмм через Сеть невозможно физически — передаваться могут только сигналы, то есть фонограммы с помощью Сети могут лишь сообщаться (транслироваться), как при обычном радиовещании.
У производителей фонограмм, согласно действующему российскому законодательству, нет исключительных прав в отношении сообщения, трансляции или публичного исполнения их фонограмм, они даже не могут запрещать такое использование (статья 39 Закона).
Прокуратура совершенно верно отметила, что в настоящее время нет никаких оснований для отнесения случаев использования фонограмм в Интернете к числу тех способов, на которые распространяются исключительные права на фонограммы, и тем более нет оснований для предъявления каких-либо претензий к сайтам.
Что вы будете делать, когда в 2006 году вступит в действие новый вариант закона «Об авторских и смежных правах»? Насколько я понимаю, деятельность allofmp3 фактически будет приравнена к распространению контрафакта, или я ошибаюсь?
А. Ш.: Мы надеемся, что до этого срока выстроится новая система продаж на прямых договорах с правообладателями. И мы выстраиваем ее уже сегодня.
Сколько у вас клиентов — единовременно или за год (за месяц, за день)?
А. Ш.: Это коммерческая информация, мы не готовы ее оглашать (Cnews ссылается на слова Андрея, называя оценку аудитории сайта порядка 50 тысяч пользователей. Но с тех пор руководство, видимо, предпочло эту цифру засекретить).
Как у вас происходит оцифровка — судя по информации на сайте, в реальном времени с аудиокомпакта. Но при достаточно высоком качестве это требует огромных вычислительных мощностей. Или я что-то не так понимаю? Как все устроено технически?
А. Ш.: Это собственное ноу-хау. Уникальные технологии отлажены за несколько лет работы. Единственное, что могу сказать: в 2000 году было разработано ПО, которое делали специально для нас несколько талантливых программистов. Оказалось, что можно достаточно быстро кодировать музыку (правильно дозируя нагрузку на серверы). Содержать больше серверов гораздо выгоднее, нежели хранить записи в разных форматах. По сей день эта система весьма эффективна, а мы постоянно храним только записи в максимальном качестве.
Все, что мы обещаем на сайте, реально работает, никакого подлога с форматами и качеством нет. Более того, практически вся западная пресса признает совершенство наших технологий. В частности, даже Financial Times признала, что с нашим сайтом работать удобнее, чем с iTunes.
На вашем сайте цена за композицию примерно в десять раз ниже, чем в зарубежных сервисах, да еще и с выбором качества. В связи с этим вы можете составить реальную конкуренцию iTunes и другим подобным сервисам. Почему за пять лет этого не произошло?
А. Ш.: Потому что:
Англоязычная версия интерфейса ведь не ради забавы сделана?
А. Ш.: В действительности, она просто была изначально. Мы не отслеживаем количество пользователей, приходящих на сайт из разных мест, — масштаб не тот. Соотношение зарубежных и российских пользователей практически стандартное для сайтов, имеющих русскую и англоязычную версию. Мы не делали специального анализа, однако на первый взгляд структура трафика показывает, что никаких «массовых нашествий» на сайт с Запада не происходит.
Оказывают ли на вас давление российские лейблы и исполнители?
А. Ш.: Нет.
Выкладываете ли вы промо-альбомы, которые еще официально не вышли, и если да, то на каких основаниях? Если нет, то были ли такие случаи в прошлом?
А. Ш.: Нет, это не разрешено. А мы работаем и хотим продолжать работать только согласно Закону.
На вашем сайте доступны все композиции, например, The Beatles, однако Пол Маккартни и Ринго Старр лишь в прошлом году начали переговоры о возможности продаж своей музыки через Интернет — пока она продается только на дисках. Как это соотносится с российским законодательством?
А. Ш.: На основании лицензии РОМС мы можем использовать любые произведения, кроме исключенных правообладателями из лицензионных соглашений РОМС. Эти положения российского закона распространяются и на российских, и на зарубежных авторов
В отношении иностранных фонограмм ситуация еще проще: музыкальные произведения, записанные до 26 мая 2003 года (даты присоединения России к Римской конвенции), на территории России не охраняются и могут транслироваться, в том числе через Интернет, любыми лицами совершенно свободно.
Мы регулярно приглашаем западных мэйджоров к диалогу и к заключению прямых договоров по разумным для России ценам.
Пока же Запад считает, что музыка в России должна продаваться по цене $1,2 за песню, мы вынуждены использовать эти положения Закона для предоставления пользователям качественного сервиса с легальным контентом за разумные деньги.
Кто-то из мэйджоров прямо сказал, что хочет продавать в России музыку по $1,2 за песню?
А. Ш.: iTunes продает там, где она доступна, по $0,99 за трек, к тому же были заявления о намерениях довести цены до уровня физических копий. Была такая публикация в Financial Times и комментарии по ней на Lenta.ru (www.lenta.ru/news/2005/02/28/price). При этом IFPI хочет, чтобы все работали в соответствии с американскими принципами, производя отчисления в американские общества, — это разве не прямое заявление?
В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться онлайновая торговля музыкой, фильмами, электронными книгами и прочими подобными вещами? И в каком направлении вы бы хотели, чтобы она развивалась?
А. Ш.: Мы хотим, чтобы индустрия авторских прав подходила к современным технологиям более реалистично и оставляла бы возможность торговать музыкой по разумным ценам, которые устраивали бы как правообладателей, так и конечных пользователей. Ведь нетрудно понять, что уровень пиратства, который оценивается сегодня в 90–95%, обусловлен большей частью запредельными ценами на цифровой контент и ограничениями, накладываемыми на продавцов. Если у пользователя есть возможность легко и дешево купить цифровой контент, то он скорее выберет легальный сервис с качеством и гарантированной доставкой, чем пиринг или пиратский сайт. Работая с нелегальными источниками, можно заработать море проблем, начиная с вирусов и троянцев и заканчивая неудовлетворительным качеством.
Западный подход к ценообразованию таков: цена одного трека должна быть равна цене легального диска, деленной на количество треков. Таким образом, при средней цене диска на Западе в $12–15 цена композиции составляет 99 центов.
Но в России диски, в том числе и легальные, не стоят и не могут стоить $15. Их цена достигает максимум $3–4. Подчеркну, мы говорим только о легальных дисках.
С нашей точки зрения, уровень цен в 20–30 центов за песню снизил бы долю нелегальных записей в три-четыре раза. И мы готовы поддерживать цены на этом уровне, если, конечно, лейблы и правообладатели займут конструктивную позицию.