Вещание без лицензии
АрхивОгород КозловскогоИгрушка, о которой сейчас пойдет речь, типичный представитель семейства продуктов, где технологической новизны вроде и нет, - зато обиходные технологии скомпонованы и применены остроумно.
Игрушку, которую я с жадностью выловил из бурного потока пресс-релизов, приходящих на мой мэйл, выпустила и привезла в Россию южнокорейская компания iRiver.
Это - как и в случае, например, с каруселькой для дисков - типичный представитель семейства продуктов, где технологической новизны вроде и не видать, - зато обиходные технологии скомпонованы и применены остроумно и, главное, по угаданным потребностям потенциальных покупателей. (Примерно так же обстояло дело в последние восемьдесят лет в искусстве: рубеж девятнадцатого-двадцатого веков был временем бурного рождения "художественных технологий", а когда уже было рождено все, что только можно вообразить, - от "Черного квадрата" Казимира Малевича до "Творений" Велимира Хлебникова, - художникам разных жанров оставалось лишь использовать открытия предшественников: строго дозировано и исключительно ради максимальной выразительности в реализации задуманного.)
Чтоб вас не томить, опишу вещицу в двух словах. AFT-100 представляет собой миниатюрный, снабженный стереофоническим аудиовходом FM-передатчик, вставляющийся в гнездо автомобильного прикуривателя, и в скромном радиусе около пяти метров (который, конечно, охватывает салон любой машины, включая "Хаммер") транслирует на FM поступившую на вход аудиоинформацию. То есть, если в вашей тачке стоит FM-приемник, вы настраиваетесь на волну передатчика (в широком стандартном диапазоне: от 88,1 до 107,9 МГц со ступенькой в одну десятую) и ловите звуки, поданные на передатчик: с ноутбука ли, с "Палма", с mp3-плейера, мини-дискмена или любого другого потаскунчика. Можно даже посредством портативного DVD-плейера смотреть кино, а звук получать не через наушники, обременяющие уши, а через акустическую систему автомобиля.
В старое доброе время, когда непременным атрибутом автомобиля была магнитола, выпускались эдакие квазикассеты, которые подавали модулированный внешний сигнал на считывающую головку, имитируя переменное магнитное поле движущейся ленты, - но они как-то не прижились: то ли качество снимаемого звука было недостаточным, то ли - что-нибудь еще. Вообще говоря, никакой передатчик для прослушивания через автомобильную акустику посторонних источников не понадобился бы, имей автомобильные приемники гнездышко линейного входа, - но так уж исторически сложилось, что таких гнездышек нет (во всяком случае, на подавляющем большинстве устройств), или же они упрятаны очень глубоко, и вытаскивать их за ушко на солнышко получается себе дороже. А тут - на, тебе: все, что хочешь, к твоим услугам. И практически - без головной боли.
У игрушки небольшой модно-синий экранчик, где показывается частота; две кнопки справа - чтобы ее менять (ну, не очень хорошо получается, если частота совпадает с частотой какой-нибудь мощной внешней станции), и три кнопки, так сказать, памяти: внеся в память одну из частот длительным нажатием, потом ее можно вызвать легким касанием соответствующей кнопки.
Я не буду приводить здесь частотные и прочие характеристики игрушки: для "автомобильной ситуации", когда со всех сторон слышны то вибрации самого железного коня, то шуршание шин, то уличный шум, они, что называется, более чем достаточны. Хватает на слух и высоких, и басов. И главное, что цена этой малютки, как сообщили мне в представительстве, будет вполне разумной: около пятидесяти баксов.
Хорошие идеи, разумеется, идут нарасхват и обрастают добавками, - и вот вернувшийся с CeBIT’а Сергей Леонов сообщает, что видел там подобных устройств не меньше десятка, причем большинство снабжено встроенными mp3-плейерами на вставных флэшках. Кстати сюда же: Сергей Блохнин выловил на той же выставке новую реинкарнацию ныне снятого с производства упрощенного планшетика и карусельки для дисков. У первого добавились кнопочки на стилусе, позволяющие работать ему и вакомовским указателем, и мышью, а также детская программа-рисовалка; вторая же обзавелась DVD-приводом, так что содержание дисков сейчас вводится в компьютер автоматом, а чтобы это содержание получить, диск и вытаскивать не надо; более того: там даже есть видео/аудиовыход, чтобы, не дотрагиваясь до диска, можно было слушать музыку и смотреть кино.
Надеюсь, вы согласны, что, с одной стороны, пропустить эту игрушку я, конечно, не мог, с другой - что полный разворот для ее описания - все-таки чересчур. Потому позволю добить "Огород" кратким рассказом о, наоборот, - совсем не игрушке. Нельзя сказать, чтобы это была какая-то новинка, - однако она случайно попала мне в руки, и я добрый месяц разбирался с нею, как баран с новыми воротами. Речь пойдет о программно-аппаратном комплексе под названием Pinnacle Liquid Edition Pro за... $999. Программно-аппаратном - потому что его программная часть (Pinnacle Liquid Edition, без словечка Pro) тоже присутствует на рынке по цене $599. То есть производители оценили железку в четыре сотни баксов (явный перебор, ибо, если сравнить с аналогичными продуктами конкурентов, - там наберется баксов, пожалуй, на сто. Но коль уж все такое крутое - перебор не выглядит особо нахальным).
Вообще-то программа Liquid, купленная Pinnacle не так уж давно, заслуженно известна среди профессионалов видеодела (на ней до сих пор работают многие телевизионные студии - та же, рассказывали мне, НТВ) и первоначально стоила в районе $5000. Это по-настоящему серьезный продукт, который позволяет многое из того, чего распространенные среди любителей программы видеомонтажа вроде Adobe Premier или Ulead MediaStudio не позволяют в принципе.
Начнем с того, что Liquid Edition работает с абсолютно несжатым видео и только с ним, - так что если вы подали на вход хоть MPEG-2, хоть DivX, - программа все равно разожмет их в некую последовательность простых графических файлов вроде bmp. Конечно, потерянная при сжатии информация не восстановится, - однако самые сложные преобразования пройдут уже без дополнительных потерь. Кстати, Liquid Edition - единственный известный мне видеоредактор, легко работающий с исходниками практически любого формата, включая потихоньку набирающий силу High Definition! На выходе же вы можете задать все, что угодно, а что касается MPEG-2, необходимого для записи на DVD, то алгоритм кодирования в него у Liquid, говорят, - лучше не бывает. Далее: Liquid Edition работает в каком-то своем цветовом пространстве (когда вы запускаете программу на компьютере, привычные цветовые тона других приложений - Word’а, например - меняются на весьма непривычные). Далее: позволяет монтировать кино сразу с нескольких (до восьми) камер: все восемь исходников лежат на восьми тайм-лайнах, а вы только указываете, из какого брать следующий фрагмент. Та же примерно история и со звуком: можно работать сразу с шестью (5.1) дорожками (есть специальный многоканальный аудиоредактор) и при наличии железки - прослушивать их в реальном времени, не сводя в AC3. (Подробности см. на www.pinnaclesys.ru/prof/?action=edition6pro.) Железка нужна еще и для того, чтобы (опять-таки в реальном времени) просматривать сделанные эффекты и переходы на телевизоре, причем видео может подаваться в компонентном формате - единственном, который признан профессиональным.
Итак, коробочка, подключающаяся к компьютеру по USB 2.0, предназначена в первую очередь, наверное, для realtime в процессе монтажа и во вторую - для оцифровки внешних аналоговых видео/аудиосигналов. Оцифровка (учитывая особенности редактора) происходит без какого бы то ни было сжатия, - и даже волосы на голове дыбом встают, когда у тебя на глазах тает дисковое пространство: что ни минута, то гигабайт.
Чтоб не описывать все возможности именно коробочки, просто перечислю ее "отверстия": для аудио - оптический цифровой вход/ выход, аналоговые стереовход и стереовыход, а также выход на наушники плюс шесть гнезд многоканального звука; для видео - входы и выходы в форматах композитном, компонентном, RGB и S-Video; коммутационный USB 2.0; и, наконец, входной/выходной FireWire - для закачки/выкачки цифрового видео с MiniDV-камер.
К комплексу - в качестве бонуса, что ли? - прилагается еще и эдакий сборник-менеджер крутых титров и спецэффектов на DVD от Pinnacle под названием Hollywood FX for Edition.
В общем, когда б не штука баксов - живи да радуйся! Однако не тут-то было. В отличие, например, от цифрового фотоаппарата Canon 20D, описывая который в "Огороде" "Единство противоположностей. Без борьбы", я сделал упор (даже в заголовок вынес!) как раз на том, что, с одной стороны, позволяя управлять буквально всеми параметрами вручную, в автоматическом режиме он делает отличные снимки даже в руках человека, вообще впервые взявшего в руки фотоаппарат, - Liquid Edition подобной роскоши не предоставляет: хотя у нее есть несколько wizard’ов, - все равно, не выставив вручную буквально десятки параметров, не то что желаемого эффекта не получишь, - даже, пожалуй, и простого куска видео на монтажный стол не положишь. А ведь, чтоб эти параметры выставить, надо их еще и… понять. То есть для удовольствия работы с Liquid Edition надо, как призывал главвождь почти век назад, учиться, учиться и еще три раза - учиться! Русской же книжки для этой программы покуда нет и вряд ли будет, и еще вряд ли, что она уместится в один том.
А все добавочные - по сравнению с Adobe Premier или Ulead MediaStudio - монтажные возможности в видеожизни любительской вам вряд ли очень пригодятся. Так что, если взялись разбираться с пакетом, - либо вы профессионал (или мечтаете ну хотя бы свадьбы на продажу снимать), либо - имеете от природы пытливый ум (Беседы таких пытливых умов можно, почти как детектив (иронический), почитать на форумах. Например: www.1dv.ru/forums/index.php?s=8fdb96ecec0bb277f7bc1c6cd416befd&showforum=39 или www.videoediting.ru/ib/index.php?s=f86938c0da13b23d97d122127d90edf7&showforum=6).