Посл7 ном7ра
АрхивПрежде всего хочу поблагодарить тех, кто откликнулся на «Четвертый вариант». Мы медленно, но верно обсуждаем присланные вами предложения и советы, но писать пока в общем-то не о чем.
Прежде всего хочу поблагодарить тех, кто откликнулся на «Четвертый вариант». Мы медленно, но верно обсуждаем присланные вами предложения и советы, но писать пока в общем-то не о чем. Единственное, в чем могу признаться: слона-то мы и не приметили. Оказывается, в Интернете можно скачать КПК-версии «КТ» и сейчас (например, на mobilizer.ru). Это не идеальный вариант (их КПК-версии делаются с наших HTML-версий, которые не идентичны бумажным), но все же лучше, чем ничего.
А сегодня я вкратце расскажу о том, как мы готовили первоапрельский номер. Во время верстки мы столкнулись с определенными трудностями.
Первая. Дореволюционная орфография на поверку оказалась плохо формализуемой системой предрассудков, так что от наивной мысли «а вот мы возьмем свод правил и быстренько расставим яти по местам» пришлось отказаться. И здесь нас очень выручила Анна Чайковская, которая не только взяла на себя корректуру темы, но местами подправила авторскую стилистику, приблизив ее к образцам столетней выдержки. И если в теме есть ошибки (а они наверняка есть), то это уже моя вина, а не ее. Некоторые авторы, правда, хватили лишку и написали свои материалы более архаичным языком, нежели требовалось, но «осовременивать» еще и такие тексты было бы уже слишком. Тем более что в теме хватает сознательных смысловых анахронизмов.
Но вот наконец тексты вычитаны. На месте ятей в «Ворде» стоят семерки, на месте фит — восьмерки. Осталось лишь сверстать и внести корректуру. И тут вдруг выясняется, что бесплатных Postscript-шрифтов, в которых есть символы старого русского алфавита, не существует. То есть найти-то их можно, но они либо не устанавливаются, либо слишком экзотичны, чтобы в них можно было верстать весь текст.
Шрифт, стало быть, нужно покупать. Мы быстренько находим нужный шрифт на сайте «Паратайпа», пытаемся оплатить его с кредитки (спасибо, Света!) и понимаем, что биллинговой системе наши кредитные карточки не нравятся. После горячего обсуждения банка ******, который, ****, впаривает своим клиентам *****, настроение немного поднимается, но шрифта по-прежнему нет.
— А давайте позвоним в «Паратайп», — говорит Сергей Леонов, — и попросим шрифт в долг.
В «Паратайпе» нашим предложением были, мягко говоря, удивлены, но шрифт под честное слово главного редактора прислали (еще одно спасибо). Казалось, все проблемы позади. Я сел за «Кварк» и попытался заменить одну из семерок на ять. «Кварк» вставил пробел. Я набрал ять в «Ворде», скопировал и вставил в верстку. «Кварк» вставил пробел. Я скопировал текст в «Блокнот» и вставил ять из него. «Кварк», подтверждая репутацию очень стабильной программы, снова вставил пробел.
Видимо, «Кварк» творчески подходит к юникодным шрифтам и умеет оперировать только той раскладкой, которая по умолчанию стоит в локали. В локали, естественно, стоит не Old Cyrillic, а Cyrillic, на которой искомых символов не было. Наверняка существует несколько вариантов решения этой проблемы (можно было попробовать подобрать нужную раскладку или покопаться в настройках «Кварка» — впрочем, в эффективность последнего варианта я не верю), но времени на внесение правки оставалось все меньше, и я решил, что проще использовать лом. Мы подредактировали шрифт, перенеся нужные символы в актуальную раскладку, и — гип-гип ура! — в «Кварке» появилась первая ять.
Правда, по дороге я подрастерял все эмоции и особой радости по этому поводу не ощутил.
Но тут пришел Витя Жижин и принес совершенно гениальную обложку. Журнал в итоге вышел в другом оформлении, но почему — это уже другая история.