Хитросплетенья копирайта (в теории и на практике)
АрхивВ фокусеСтолкнувшись с попыткой украсть у меня песню, мне волей-неволей пришлось выяснить все о способах защиты и, в частности, об авторском праве. Делюсь полученным уроком, чтобы очутившись в подобной ситуации, вы не отчаивались, а знали, что делать.
Столкнувшись наяву с попыткой украсть у меня песню, мне волей-неволей пришлось выяснить все о способах защиты и, в частности, об авторском праве. После пережитого хочется поделиться со всеми полученным уроком, чтобы никто из вас, очутившись в подобной ситуации, не отчаивался, а знал, что делать.
История одной кражи
Однажды в официальном форуме некого телешоу появилась интересная тема. Некий "продюсер одной американской звезды" предлагал "юным талантам" послать ему свои демо-материалы. Мотивировал он свое предложение желанием "сделать что-то хорошее и помочь молодым талантам".
Этот продюсер оставил адрес электронной почты для связи на тот случай, если кто-то надумает продать ему свои "поп-песни". В переписке со мной он представился Александром Дэвидсоном, сказал, что ему 43 года, что он продюсирует Ванессу Мэй, а сейчас ищет в России нового певца с мощным вокалом, разъезжая из одного города в другой, посещая в каждом из них филармонии и проводя кастинги.
Установить, кто продюсирует Ванессу Мэй сейчас, оказалось невозможно. Более того, ни одна из попыток связаться с официальными представителями Ванессы Мэй также не увенчалась успехом. Поэтому на первом этапе пришлось продолжить переписку с этим "продюсером" вслепую.
Несколько моих электронных работ были, мягко говоря, "забракованы". Зато посланная последней композиция, которую, скорее всего, можно было бы отнести к стилю синти-поп, произвела сильнейшее впечатление. Мне было предложено ее доработать, чтобы показать получившийся в результате трек Ванессе Мэй. Необходимо было написать скрипичные пассажи, как во "Временах года" Вивальди. Доводку композиции требовалось провести в кратчайшие сроки, так как время поджимало по "срокам выхода нового альбома Ванессы Мэй".
В дальнейшей переписке с "продюсером" выяснилось, что в России Дэвидсон планирует "запустить" проект, подобный Ванессе Мэй, где в роли солиста будет выступать его сын Тарас, играющий на виолончели. (Здесь необходимо отметить, что дядя моей жены - виолончелист и солист Большого театра, поэтому у нас хватает знакомых в "виолончельном мире", так что появился реальнейший шанс проверить правдивость хотя бы части того, что было ранее сказано).
Уже с этого момента история стала приобретать неприятный характер. Более того, спешка с передачей партитуры, постоянный уход от обсуждения темы контракта, каждодневное "переигрывание" условий сделки по "продаже" трека, а также предложение написать аранжировки ко всему новому альбому за смехотворную цену (13 аранжировок за 300 долларов) не просто не ослабили, но только усилили мои подозрения. (Для справки, стоимость одной аранжировки имеет своей нижней границей примерно те же самые 300 долларов).
Однако дата встречи с Тарасом уже была назначена, поэтому предварительно пришлось посетить нотариуса, чтобы заверить у него партитуру, которую на следующий день необходимо было передать Тарасу.
На следующий день в метро состоялась эпохальная встреча с Тарасом, который очень интересовался, видел ли кто-нибудь, кроме него и его "отца-продюсера" эту партитуру. Его также интересовало, зарегистрирована ли каким-либо способом написанная мной композиция. Под конец он пообещал, что передаст партитуру своему отцу в США, куда он улетал, по его словам, в тот же день, на чем мы и расстались.
После этой встречи события развивались стремительно. Переписка была продолжена, а предметом главного интереса стали детали сделки. "Продюсер" настоятельно пытался выяснить, зарегистрирована ли где-нибудь написанная мной песня, чем вызывал еще большие подозрения.
Обещанные мне ранее 10% выручки от продажи альбома постепенно трансформировались в фиксированную оплату, размер которой вполне соответствовал тому, что предлагалось за аранжировки. А затем и вовсе мне было предложено "поработать даром, чтобы потом стать знаменитым и богатым".
В итоге, все закончилось письмом, в котором "продюсер" открытым текстом заявлял, что им песня "зарегистрирована за 2002 год" в Америке, и "если ему нужна мелодия, то он ее обязательно будет иметь". Когда последние контакты с "продюсером" прекратились, на первую роль внезапно вышел Тарас, его "сын".
Во-первых, он попросил меня не продавать песню его отцу, так как он сам хотел ее получить, чтобы сделать здесь в России собственный виолончельный проект. Во-вторых, когда он вернулся из США (как он сказал), он попросил меня позвонить, и у нас состоялся весьма занятный телефонный разговор.
Во время этого разговора он всячески пытался убедить меня, что песня действительно украдена, ничего сделать с этим нельзя, и про нее следует просто забыть. Но самым важным было то, что время от времени он задавал вопросы, главной целью которых было выяснить у меня подробности того, как была зарегистрирована песня. Он также рассказывал "басни" о связях отца в США и его собственных "подвязках" в Москве.
В заключение он сказал, что хочет показать мою песню еще одному продюсеру уже здесь, в Москве, и обещал позвонить на следующий день, но так и не позвонил.
Когда мы общались в последний раз, спустя некоторое время, он уже лично предлагал мне сделать аранжировки для его альбома, но оплата опять была соразмерна с тем, что предлагал его отец.
Вот так завершилась эта история. Кто украл, и украл ли вообще, так и не ясно до сих пор. Судя по всему, кто-то действительно серьезно заинтересовался моей песней и качеством моих аранжировок. Однако не настолько сильно, чтобы заплатить за мою работу.
Естественно, все это время наше общение протекало на фоне моих активных действий, направленных на изучение авторского права и средств его защиты. В течение буквально двух недель было сделано все возможное, что вообще можно сделать, чтобы защитить себя от проблем подобного рода. Песня была зарегистрирована в Первом музыкальном издательстве, а затем и в Библиотеке американского Конгресса. Нотариально заверенная копия партитуры тоже хранится до лучших времен.
Об этих и других организациях будет рассказано подробнее чуть позже. А пока давайте поговорим немного об авторском праве, потому что, как показывает практика, в этих сведениях нуждается не один музыкант.
Авторское право
Как записано в международном законодательстве об авторских правах, в соответствие с которым приведен и закон Российской Федерации, авторские и смежные права на произведение автоматически закрепляются за автором по факту его создания. Фактически, автор не обязан доказывать свое авторское право на композицию. Но любая конфликтная ситуация, связанная с незаконным использованием музыки, так или иначе сводится к необходимости доказать свое авторство той или иной композиции. Как это сделать - тема нашего разговора.
В целом, любой способ доказать свое авторство той или иной композиции сводится к доказательству того факта, что вы обладали копией произведения "раньше" вашего оппонента.
В самом простом виде это выглядит так. После завершения работы над произведением вы записываете его на компакт-диск или любой другой носитель и посылаете самому себе по почте. После получения вы храните бандероль нераспечатанной. Подобные бандероли рассматриваются в суде как доказательство, так как на них стоит почтовый штемпель с датой отправления. Именно эта дата и будет считаться доказанной датой вашего обладания копией произведения. Если соперник не докажет более раннего обладания (а сделать это законным путем ему не удастся), значит, дело вы выиграли.
Можно заверить у нотариуса копию партитуры. Тогда дата заверения также будет считаться датой, на которую вы уже обладали копией произведения.
Более "основательные" способы доказательства авторства связаны с регистрацией произведения в соответствующих организациях.
Российское авторское общество
Первой в ряду подобных организаций стоит Российское авторское общество (далее РАО). Необходимо вкратце сказать о некоторых аспектах работы РАО. Во-первых, РАО регистрирует только публично исполняемые произведения. То есть, если вы пока "пишете в стол", то в качестве регистрирующей организации РАО вам не подходит. Во-вторых, для регистрации произведения необходимо присутствие работника РАО на выступлении, чтобы они подтвердили факт исполнения той или иной песни, а иногда добиться этого очень нелегко. Ну и главное, РАО собирает деньги только за исполнение вашей музыки, но не собирает "механику" - деньги за тиражирование Вашей музыки на носителях. Поэтому, выбирая РАО, необходимо взвесить все "за" и "против", чтобы потом не пожалеть.
Для тех, кто "пишет в стол", РАО все-таки предоставляет определенную помощь в виде своеобразного депозитария. В данном случае копия произведения будет храниться в РАО, и при разбирательстве в суде вы сможете доказать свое обладание произведением по дате депонирования. Услуга эта платная, но главный ее недостаток в том, что РАО никак не заинтересовано в исходе возможного судебного разбирательства. Поэтому не следует надеяться, что РАО сделает все возможное, чтобы помочь вам выиграть дело. Все будет зависеть только от вас.
ЗЕТА
Наряду с РАО существует организация под названием "ЗЕТА", которая занимается как раз подтверждением авторства той или иной композиции. Попасть в "ЗЕТУ" очень легко, так как именно в нее отсылают из РАО всех тех, кто хочет зарегистрировать свою музыку, пока не исполняющуюся на публике. Но и здесь есть свои "но". Регистрация в "ЗЕТЕ" платная. Стоимость регистрации зависит от объема регистрируемой партитуры и представляет собой весьма внушительную сумму, особенно, если вам надо зарегистрировать больше одной песни. Например, регистрация одной партитуры объемом в 20 листов стоит около 100 долларов. А это, согласитесь, может себе позволить не каждый.
Издатель
И, наконец, наиболее реальный шанс защитить себя на настоящий момент в нашей стране - обращение к издателю, то есть к компании, которой в той или иной форме передаются права на композицию.
Ваши отношения с издателем обычно строятся по следующей схеме. Вы передаете издателю эксклюзивные права на использование произведения в течение ограниченного срока (иногда неограниченного срока), а издатель со своей стороны обязуется выплачивать вам часть прибыли, полученной от использования произведения. Естественно, что издатель как имущественный правообладатель произведения на срок действия договора будет решать и все конфликтные ситуации, возникающие в случаях нарушения вашего авторского права.
Возможно, самый большой недостаток подобной схемы сотрудничества - то, что на срок действия договора вы лишаетесь имущественных прав на свое произведение. Но это происходит не навсегда (как в некоторых случаях при подписании контракта с выпускающим лейблом), а лишь на ограниченный срок, если вы заранее озаботились этим вопросом до подписания контракта. Кроме того, имущественные права вы передаете лишь на те произведения, которые указаны в приложении к вашему контракту. Никто не обязывает вас передавать права сразу на все произведения. И, конечно же, вы будете продолжать получать определенную часть прибыли, если трек будут использовать.
Первое музыкальное издательство
В качестве примера крупнейшего музыкального издателя в нашей стране можно привести Первое музыкальное издательство. Заключая с ним контракт, вы передаете имущественные права на свои произведения на три года или на пять лет, а издатель обязуется перечислять вам 60% получаемой прибыли (или 70%, если вы уже известный музыкант). Авторами Первого музыкального издательства являются многие звезды отечественного шоу-бизнеса. Достаточно зайти на сайт издателя, чтобы убедиться в этом.
Фактически, тремя вышеописанными организациями и ограничивается круг тех мест, куда можно обратиться в нашей стране по вопросу охраны авторских прав.
Библиотека американского Конгресса
Из зарубежных организаций достаточно отметить одну - Библиотеку американского Конгресса. Регистрация одного произведения там стоит 30 долларов, что хоть и не бесплатно, но заметно дешевле того, что требуется заплатить за ту же процедуру в "ЗЕТЕ". По окончании регистрации вы получите сертификат о регистрации. Этот сертификат поможет при рассмотрении дел в зарубежных судах, в первую очередь, в Соединенных Штатах. Для регистрации все документы (регистрационную форму и партитуру) можно послать по почте. Единственная проблема при этом заключается в том, что наличные письмом не пошлешь. Дело в том, что оплата должна производиться чеком или любым другим платежным документом, который имеет хождение в американской банковской системе. Оплата наличными возможна только при регистрации в офисе, а не по почте.
Однако в погоне за защитой собственных прав не стоит забывать и о том, что вы сами можете стать нарушителем авторских прав другого музыканта. И случиться это может с каждым, кто пользуется сэмплами.
Сэмплы и их использование
В использовании сэмплов при написании собственной музыки (то есть, исключая написание ремиксов) можно выделить два основных аспекта - этический и юридический. И если второй из них обсуждается редко, то первый поднимается часто и вызывает бурные дискуссии.
Суть этического вопроса такова. Насколько обоснованно использование чужих сэмплов (под сэмплом понимается некий цельный музыкальный фрагмент, а не one-shot - сэмплированное звучание одной ноты)? И не является ли оно определенной формой плагиата, когда чужие музыкальные формы используются для создания авторского произведения.
В истории развития компьютерных программ для написания музыки был этап, когда огромной популярностью пользовались трекеры, которые в силу идей, положенных в их основу, могли использовать только сэмплы. Возможно, именно этим объясняется желание многих музыкантов не обременять себя сложностями и продолжать собирать из "кубиков" свои очередные творения.
Удивительно, что при этом перед ними не встает, казалось бы, очевидный вопрос о гибкости подобного процесса творения. Ведь с развитием музыканта изменяется и его музыка, и поиск более сложных форм, а главное, более критическое отношение к собственному творчеству должны неумолимо указывать на те естественные жесткие ограничения, которые на него накладывает использование чужих сэмплов в своих произведениях. Это легко понять и представить на простом примере.
Представим себе, что у нас есть сэмпл с записанной в нем мелодией, сыгранной на фортепиано. И вдруг, в процессе создания композиции возникает желание изменить в этой мелодии ноту или добавить аккорд. И тогда становится очевидно, что сделать это нельзя. Это лишь самый простой пример. Можно дальше развить идею, и легко понять, что так же невозможно будет изменить эффекты, использованные при записи сэмпла и т.д.
Каждый вправе иметь собственную точку зрения на этот вопрос. Не буду отрицать, что даже автор этой статьи проходил в своем творчестве этап, когда заходишься от восторга, складывая сэмплы в композицию. Но ни один из этих "конструкторов" так и не стал по-настоящему завершенным произведением. Все они канули в Лету, потому что с самого начала автор не мог считать собственным произведением нечто, в чем используется чужая музыка. Подобные композиции вызывали практически физическое отторжение, и очень быстро пришло решение отказаться от идеи использовать чужие сэмплы по нескольким причинам:
- использование чужих сэмплов "лишает" авторства своего произведения;
- ограничивает творческий потенциал;
- музыка утрачивает индивидуальность.
Подробнее о последней причине. Использование музыкальных фрагментов в своих произведениях не страхует вас от того, что кто-то еще не использует точно такой же фрагмент, но уже в своей композиции. Не надо объяснять, к чему это приводит. Разные музыканты начинают писать "одинаковую" музыку.
Для тех, кто все же использует сэмплы в своем творчестве, существенной оказывается и еще одна проблема, а именно, проблема поиска качественных сэмплов. Дело в том, что качественные сэмплы в настоящий момент стали товаром и стоят денег. Поэтому дешевые или вообще бесплатные сэмплы обычно оказываются низкокачественными. Лучший выход из этой ситуации - легальная покупка дисков с сэмплами, которые, кроме того, можно впоследствии использовать для создания коммерческих произведений, так как они продаются как royalty-free, то есть вы не обязаны никому отчислять деньги за их использование.
Очевидно, что этический аспект использования сэмплов естественно перетекает в юридический. Юридическая же подоплека вопроса следующая. Сэмпл, как и произведение в целом, является объектом авторского права, поэтому его использование в том или ином произведении не должно нарушать авторских и иных прав его создателя. Часто это не только забывается, но и просто неизвестно музыкантам, которых такая постановка вопроса просто удивляет.
В отношении сэмплов существует такое понятие, как очистка. Фактически, очистка подразумевает получение прав на использование того или иного сэмпла в собственном произведении. Существуют два основных, а может быть, и попросту единственных, способа очистки. Первый из них - это изменение сэмпла до неузнаваемости с помощью эффектов или каких-либо иных операций. Второй - легальное получение прав от автора на использование сэмпла. Это может быть, например, разрешение на использование или покупка сэмпла.
Можно отмахнуться от всех этих сложностей, сославшись на то, что важным все это становится лишь при коммерческом использовании произведения. Но кто возьмется утверждать, что хотя бы втайне не мечтает стать знаменитым и зарабатывать собственной музыкой? А так как удача имеет особенность сваливаться на голову неожиданно, надо быть ко всему готовым. Чтобы потом не получилось так, что вам предложат издать трек, в котором вы использовали чьи-то сэмплы, не имея на то законных прав. Ведь в этом случае вы будете вынуждены либо отказаться от предложения, либо солгать лейблу, подписав контракт, в котором обязательно будет пункт о том, что вы являетесь единственным автором произведения и не нарушаете прав третьей стороны. Более того, непременно в контракте найдется и пункт, в котором ответственность за нарушение прав третьей стороны будет возлагаться на вас, так что штрафы придется платить вам, а не лейблу.
Поэтому каждому из вас самому решать, использовать сэмплы или нет. Просто помните, что уважение к вашей музыке со стороны других музыкантов невозможно без вашего собственного уважения к труду других людей.