Пенсионная реформа
АрхивКолонка ЗолотоваГлобальная сеть существует в виде публичного проекта едва ли десять лет, а интерес к ней уже слабеет. США, Англия, Германия - все это интернет-пенсионеры. Найдется ли идея, способная породить новый интернет-бум?
Глобальная компьютерная сеть, основа которой - военная сеть ARPANET - была заложена тридцать шесть лет тому назад, и существует в качестве публичного проекта едва ли десятилетие. Потребовались долгие годы труда тысяч исследователей и предпринимателей, создание десятков основополагающих механизмов, работающих сегодня на каждом веб-узле, прежде чем интернет стал интересен и доступен для широких масс. Даже после того как Тим Бернерс-Ли сформулировал принципы World Wide Web, будущее Сети ещё не было определенным. Лишь в 1993-м чиновники CERN гарантировали, что механизмы WWW и впредь останутся полностью бесплатными для всех желающих, после чего только в неё повалили люди. Следующие одиннадцать лет вместили в себя появление веб-браузеров, экспоненциальный рост численности интернет-узлов, рождение поисковых систем, бум дот-комов и его крушение, глобальные эпидемии компьютерных вирусов, небывалый успех порнографической индустрии, революцию P2P, кризис идеи интеллектуальной собственности - да разве можно вспомнить всё, что было придумано за этот короткий, но такой бурный отрезок времени? Сеть привлекла и завладела вниманием общественности, в ней по собственной воле запутались миллионы человек, и до последнего времени, подводя итоги каждого ушедшего года, аналитики неизменно констатировали один и тот же факт: полку сетян прибыло, время, проводимое в виртуальности, выросло. Тем неожиданнее оказался отчёт о состоянии дел в Сети на начало 2005-го, опубликованный на днях авторитетной в интернет-тематике компанией Nielsen/NetRatings. Суть: аппетиты значительной части сетян удовлетворены и время, проводимое ими на просторах веба, расти более не желает.
В своём отчёте специалисты Nielsen говорят о дюжине самых активных сетевых рынков - двенадцати странах, на которые приходится 70% времени, проводимого человечеством онлайн. Россия в их число, к сожалению, не входит, но участницы списка вам знакомы: это США, Япония, Англия, Франция, Австралия и некоторые другие. В Nielsen подсчитали среднее время, проводимое ежемесячно компьютерными пользователями каждой из этих стран в Сети (выход - с домашнего компьютера). Заметьте, что речь идёт не о количестве сайтов, и не о численности сетян, а только о средней продолжительности онлайновых сессий. Полученные исследователями цифры интересны и сами по себе (так, жители Гонг-Конга тратят на Сеть больше всех других, аж по 22 часа, тогда как в Италии - меньше всего, только 8; в большинстве других стран продолжительность варьируется от 11 до 14 часов), но ещё более - в сравнении с аналогичным показателем по состоянию на начало прошлого года. Получив годовой прирост длительности онлайновых сессий, аналитики подразделили все страны на две группы.
В первую группу вошли государства, продемонстрировавшие рост от десяти процентов и выше, что свидетельствует о продолжающемся в них интернет-буме. Здесь уже упоминавшийся выше Гонг-Конг (25% годовых), Франция, Италия, Япония и Австралия. Судя по среднему числу ежемесячных выходов в Веб, их жители бывают в Сети едва ли не каждый день. Интернет-бизнес в этих странах на подъёме, возможностей для предпринимателей "новой волны" предостаточно, а привлечение клиентов дёшево. Популяризация скоростного выхода в Сеть, массовое изменение характера потребления информационных (медиа-) продуктов и продолжающаяся экспансия оффлайновых бизнесов в виртуальное пространство - вот что движет здешние интернет-революции.
Но есть и столь же многочисленная вторая группа. США, Англия, Германия, Испания, Бразилия, Швеция и Швейцария демонстрируют годовой прирост длительности онлайновых сессий от 8% (UK) и менее, вплоть до отрицательного (-2% в США). Как считают аналитики, здешние интернет-рынки прошли пик своего развития. Онлайновый бизнес сделал здесь всё, что мог, захватив и освоив перспективные ниши. В настоящее время местные интернет-компании растут сравнительно медленно - им попросту некуда двигаться дальше. Для того чтобы привлечь новых клиентов или эффективней использовать уже имеющихся, необходима новая "большая вещь", которая сможет заинтересовать массы. Когда и кто отыщет тропинку к новым вершинам виртуального бизнеса - вопрос открытый, пока же аналитики советуют обратить внимание на соседние, развивающиеся рынки, английский язык участникам которых незнаком. В США интернетом пользуются почти шесть человек из каждой десятки, тогда как в Азии - менее одного из десяти, а в Африке - один из ста. Что же до следующей "большой вещи", то не станет ли ею музыка?