Автопортрет в ноутбуке
АрхивНачну с мемуаров на тему: «Как я пришел в “Компьютерру”». Одного моего приятеля, киносценариста, кто-то знакомый попросил написать рекламного характера заметку про его магазин
Начну с мемуаров на тему: "Как я пришел в “Компьютерру”". Одного моего приятеля, киносценариста, кто-то знакомый попросил написать рекламного характера заметку про его магазин, - для некоего (совершенно тогда не известного не только приятелю, но и мне) журнала под названием "Компьютерра". Приятель ничего не понимал в компьютерах и передал заказ мне.
Я зашел в магазинчик, осмотрел полки, на которых стояло приблизительно то же, что и на полках двух-трех десятков подобных магазинчиков (их в Москве в те годы было, конечно, не столько, сколько сейчас, - но все-таки были!). Всегда относясь к своим словам и текстам, даже предназначенным для размещения на рекламной площадке, ответственно, я совсем было вознамерился уйти, отказавшись от неожиданного (и немаленького!) заработка, - как вдруг мой глаз упал на раскрытый ноутбук (уж и не припомню, от какого производителя).
Экран был монохромный, что в те, не самые ранние времена казалось недостаточно крутым, зато - фантастически ярким, контрастным, с черным цветом, словно на дорогой бумаге в дорогой типографии напечатанным. Такого я до тех пор (и с тех пор тоже) не видел нигде, зацепка для статьи появилась, я написал ее и отвез в магазинчик. Оттуда ее переслали по факсу в "Компьютерру", чтобы выяснить, подойдет ли она в качестве наполнения оплаченной рекламной полосы, но барышня засунула бумажку в факсовый аппарат как-то не полностью, - так что шапка-предуведомление не прошла, - осталась чистая статья, которая и попала - нормальным, не рекламным путем - на стол одного из редакторов. Редактору статья понравилась, он пригласил меня, чтобы обсудить уж и не помню какие мелочи, познакомил с главным редактором, Георгием Кузнецовым, - и мое тесное сотрудничество с "Компьютеррой" началось. Тем временем статейка ушла в печать безо всякой шапки "На правах рекламы", разгорелся скандал с издателем, из-за которого редактор чуть не лишился места, пока, наконец, недоразумение не прояснилось...
В те времена цветные TFT-матрицы - взамен вялых и ленивых, так называемых пассивных, с простым и двойным сканированием - на ноутбуках уже появлялись, но только-только и по невероятным ценам. И вот производитель того самого ноутбука пошел по серединной дорожке: поставил яркую, быструю и контрастную матрицу TFT, - однако - монохромную. Чем удешевил ноутбук до приемлемого, а качество картинки поднял до небывалого. Сейчас уже трудно сравнивать по памяти, - но в сознании отложилось ощущение, что ни на одном из даже последних жидкокристаллических мониторов такого черного цвета я не встречал...
И вот - месяца два назад - врывается ко мне безумный Голубицкий, ни с того ни с сего поменявший свой Acer’овский огромный ноутбук, которым столь неумеренно восхищался весь последний год, и тычет мне в лицо экран своей только что приобретенной "Тошибы". Тычет - и ждет восхищения. И мне ничего другого не остается, как и впрямь - восхититься: впервые за десяток лет я снова вижу на жидкокристаллическом экране практически настоящий черный! Правда, в отличие от того, давнего экрана, благородно матового, - этот блестит, как обложка "Космополитена" или "Т3", отражая мою восхищенную физиономию.
Рассказ Сергея Голубицкого о ноутбуках, которые прошли через его руки за прошедшие месяцы и, в частности, о той самой технологии TruBrite, читайте на "Терралабе".
Голубицкий поет песню о новой технологии TruBrite, которая есть только у "Тошибы", сыплет цифрами яркости, контрастности, чего-то там еще (а вот что блестит - это, говорит он, непременный спутник TruBrite, тут уж ничего не поделаешь, - да и не так уж это и плохо: ведь не только матовые фотографии имеют успех, но и глянцевые, и даже, пожалуй, еще больший, чем матовые), - а у меня возникает желание посмотреть на TruBrite в спокойной обстановке, разобраться с ним и написать "Огород".
В процессе предварительных интернет-изысканий я выясняю, что, во-первых, о технологических тонкостях этой новой технологии ничего нигде найти не могу и что, во-вторых, - этим самым TruBrite - только под другими названиями - оснащает свои последние ноутбуки едва ли не десяток производителей (Compaq/HP, Fujitsu-Siemens, Sony, Dell...), а тут как раз приходит пресс-релиз от NEC - о начале поставок настольных мониторов с той же технологией. Просто у разных производителей одна и та же (похоже) технология называется по-разному: то BrightView, то - Crystal View, то - XBRITE, то - UltraSharp Crystal Clear. Взять на тестирование представителя каждого из перечисленных производителей показалось мне совершенно неподъемным, но, сравнив в спокойной домашней обстановке Crystal View от Fujitsu-Siemens и TruBrite от Toshiba, я пришел к выводу, что на глаз (а на что же еще они рассчитаны?!) их не отличить никак и что, вероятно, делают их на одном и том же тайваньском заводике. Ну, в крайнем случае, на двух...
Итак, что же мы видим, глядя на, скажем, TruBrite (впрочем, ровно то же самое - и на Crystal View)? Настоящий черный, какого никогда не бывало ни на одном LCD-экране и ни на одном LCD-проекторе? В определенной степени - да. Почему в определенной? Потому что он возникает только в, грубо говоря, нормальных условиях. То есть когда вокруг есть более или менее яркий свет. Поясняю: я запускаю вечерком на взятом на тестирование прелестном широкоэкранном компактном ноутбуке от Fujitsu-Siemens Lifebook P7010 DVD-кино с пропорцией 2,35:1, - то есть с верху и с низу экрана 16:9 имеют место быть две черные полоски, - ну, например, "Kill Bill". Пока в комнате горит свет, ну - хоть бы от настольной лампы, - эти полоски черны, как смерть. Едва свет выключаешь - они тут же слегка, привычно по прежним LCD, - сереют. Соответственно сереют и черные места фильма, - хотя это, конечно, рядом со светлыми не так заметно. Включаешь маленькую лампочку, поворачиваешь в сторону экрана, - полоски снова абсолютно беспросветны. Причем совершенно очевидно, что это не относительное (к общей освещенности комнаты) почернение, а специальное, добавочное, как бы включаемое отдельным тумблером.
Догадка возникает такая: эта самая обязательная глянцевая пленочка, прикрывающая экран, устроена таким хитрым способом, что падение на нее наружного света что-то там - на молекулярном уровне - поляризует, поворачивает, - и экран как бы... призапирается изнутри. Надо полагать, в устройстве этой пленочки и заключается главный секрет новых экранов TruBrite и Crystal View.
Впрочем, возможности пленочки не безграничны, что стало понятным, когда, кроме мельком виденного TruBrite Голубицкого и внимательно рассмотренного Crystal View Lifebook’а, я притащил домой (именно - притащил, поскольку едва ли не пять килограммов его веса оттягивали руку почище мешочка с картошкой) еще и Toshiba Qosmio G10-105. Сказать честно, - не без влияния Голубицкого. Купив себе модель попроще, Toshiba Satellite M30x-118, он хотел убедиться, что не прогадал (а если б прогадал, так смог бы поменять Satellite на Qosmio: бескомпромиссная личность!).
Заранее успокаиваю читателя: различия показались Сергею недостаточно существенными. Ну, что касается набивки начинкой вроде встроенного Bluetooth’а или лишнего полугигабайта памяти - это, как и частота процессора, - как мы с вами давно уже понимаем, - вещи либо доставляемые, либо доставляющие удовольствие пошире раскинуть пальцы: очень мало есть приложений, где лишние полгигабайта или полгигагерца могут иметь заметное значение. Главная - для Голубицкого (ну уж и для меня, коль я занялся экраном) - деталь была: самый яркий из существующих на сегодня экранов. То есть мало что TruBrite, - так еще и с небывалой яркостью (Сергей даже какие-то цифры приводил).
И что же? Экран и впрямь сияет! Когда я, поставив Qosmio на колени (которые едва выдержали его вес), погулял по меню и пооткрывал фотографии, а потом глянул на экран моего заслуженного ЭЛТ-монитора от Nokia, который при всех тестированиях привык считать за эталон, - он показался мне жухлым, темным, вялым... То есть, конечно, он отличался благородной жухлостью и вялостью, вроде полотен старых мастеров, - не в пример глянцевой, журнально-рекламной яркости экрана Qosmio, - но, видать, даже у самых утонченных эстетах (вроде меня) в глубине души живет любовь к олеографии, - так что в душу потихоньку, исподволь, кажется, вползла змея идеи в случае неожиданного заработка поменять-таки свою Nokia на что-нибудь столь же яркое и блестящее жидкокристаллическое, как экран Qosmio.
Впрочем, жена, глянув на экран Qosmio, сказала, что он слишком яркий и режет ей глаза. А Голубицкий, тут же принесшийся сравнивать Satellite с Qosmio, сказал, что ни она, ни я - ничего не понимаем: вот попробовали бы мы поработать на ноутбуке летом на пляже под Одессой! Сказать честно, эта мысль нам в голову и впрямь не пришла и, надеемся, никогда не придет: на пляже можно много чем заниматься, кроме работы с ноутбуком. К тому же, боюсь, даже суперъяркий TruBrite Qosmio с прямым полуденным южным солнцем не справится всё равно.
Однако эта чрезвычайная яркость, вызванная, как выяснилось, лишь повышенной мощностью лампы подсветки, тут же обнаружила родовые недостатки LCD-матрицы, которые не смогла скрыть даже технология TruBrite: черный пробивало серым, и заметными стали границы градиентных переходов на тестовой картинке, изобличающие отсутствие подлинного truecolor’а. Причем стоило приглушить яркость лампы, как картинка оказывалась совершенно неотличимой от картинки на Satellite (или, если хотите, - на Lifebook’е): снова появлялась черная чернота, а градиентные границы растворялись до неразличимости...
Выводы из всего этого я сделал такие:
- новая экранная технология - это не переворот в технологиях LCD-дисплеев в принципе, а некая, впрочем - чрезвычайно приятная, - добавка;
- для комфортабельного просмотра видео и прочих художеств черный цвет и вообще - величина контраста, - вещи совсем не лишние;
- новая технологическая добавка все же не решает главных проблем LCD-экранов - настоящего двадцатичетырехбитного цвета и неизбежной интерполяции картинок, не соответствующих по разрешению физическим параметрам матрицы; а когда речь идет о демонстрации картинки телевизионного стандарта - PAL или NTSC, с их не только не стандартными, но еще и разными разрешениями, - такое несоответствие неизбежно, - что ярко проявляется в разнице оконной и полноэкранной DVD-картинки (что на Lifebook’е, что на Qosmio, что, наконец, на моем карманном DVD-проигрывателе от Panasonic), - и покончить с проблемой интерполяции можно будет только тогда, когда физическое разрешение доступных потребителю LCD-матриц поднимется втрое-вчетверо;
- наконец, блеск глянцевого экрана ни работе, ни просмотру видео реально не мешает, а если мешает - можно продолжать пользоваться экраном с "матовой" технологией: любое пристрастие требует определенных ограничений. Будем надеяться, что рынок сделает технологию типа TruBrite стандартом де факто, а цены на такие матрицы очень скоро опустятся до привычных сегодняшних, не трубрайтных, - а потом начнут потихоньку падать.
На прощанье же выражаю благодарность московским представительствам Toshiba и Fujitsu-Siemens за предоставленные для тестирования ноутбуки: сами по себе замечательные высокотехнологические шедевры (хоть, увы, дороговатые - на мой вкус [или - кошелек]), и представительству Fujitsu-Siemens - особенно: они прислали свой Lifebook прямо на дом и даже не попросили расписки!
Рассказ Сергея Голубицкого о ноутбуках, которые прошли через его руки за прошедшие месяцы и, в частности, о той самой технологии TruBrite, читайте на "Терралабе".