Yahoo!
АрхивКолонка ЗолотоваДесять лет назад была основана Yahoo! Легендарный медиапортал начинался с популярной коллекции линков и вырос до крупнейшей интернет-компании, померяться с которой силами даже сегодня могут лишь единицы, а поспорить в популярности - никто.
Десять лет для человека - возраст несерьёзный. Самое время гулять за ручку с родителями по кафешкам и лопать мороженое. Десять лет для интернет-компании - возраст просто фантастический: сможет ли кто-нибудь из вас вспомнить хоть один дот-ком, что, появившись на свет во времена старта World Wide Web и перенеся турбулентное начало XXI-го века, дожил бы до наших дней, не только не потеряв, но - поправившись в размерах? Впрочем, как минимум одну такую компанию вы точно знаете - и это она угощала 2 марта всех желающих бесплатным мороженым по случаю своего десятилетнего юбилея. Основанная двумя аспирантами Стэнфордского университета, выношенная буквально на руках и ставшая самой успешной интернет-компанией всех времён и народов, это не Google, нет. Это - Yahoo!
В 1994 году, работая над своими диссертациями, Джерри Янг и Дэвид Файло решили оформить накопившиеся у них ссылки на веб-ресурсы в виде самостоятельной коллекции. Разбитый на тематические подразделы каталог получил нехитрое название "Путеводителя Джерри по Всемирной Паутине", а после того, как весть о нём разнеслась по планете и число посетителей начало экспоненциально расти, основатели выбрали в качестве имени короткое и забавное "yahoo" (букв. деревенщина), позаимствовав его из "Путешествия Гулливера". Это было то счастливое время, когда зарегистрировать домен в зоне .com ещё можно было просто заглянув в словарь! Поначалу Джерри и Дэвид не помышляли о чём-то серьёзном, но к началу 95-го каждые сутки их подборка линков уже привлекала внимание более чем миллиона человек, так что друзья быстро поняли, на какую жилу наткнулись. И уже в марте 95-го Yahoo! была инкорпорирована, а в апреле её создателям удалось заручиться финансовой поддержкой инвесторов Sequoia Capital - к слову, той же самой конторы, что в своё время вкладывала деньги в Apple и Atari, Cisco и Oracle. Два миллиона долларов - столько получили Файло и Янг на постановку своего бизнеса на ноги, и сумели вложить деньги с толком. Сформировав штат компании, они уже через год провели выпуск акций - и Yahoo! начала обретать нынешнюю форму.
Может показаться странным, но Yahoo!, компания, долгие годы ассоциировавшаяся с самим понятием поиска в интернете, никогда (вплоть до прошлого года) не имела собственного поисковика. Больше того, до середины 1996-го она оставалась большой коллекцией ссылок - после чего был заключён контракт с AltaVista на использование её поисковой машины. Впоследствии Yahoo! изменит "Альтависте" с молоденькой Google, и лишь в 2004-ом заведёт свой краулер, основанный на наработках Inktomi. С самого начала Yahoo! пыталась быть чем-то большим, нежели просто поисковиком. Да, поиск важен и сегодня на портале компании он отлажен до мелочей (поиск текстовых документов, изображений, видео, товаров), но не меньшее внимание уделялось и развитию параллельных сервисов. Почтовая служба Yahoo! Mail и пейджинговая Yahoo! Messenger, конференции Yahoo! Groups и платёжная система Yahoo! Paydirect (недавно закрытая), финансовый центр Yahoo! Finance и картографический Yahoo! Maps - всё это Yahoo! А ещё - десктоп-поисковик, сервисы для путешественников, свои аукционы, рекламный бизнес, бесплатные веб-странички и даже киберспортивная лига. Объединённые общим входом и возможностью персонализации под нужды конкретного пользователя, десятки сервисов, сведённые под одним именем Yahoo! лучше всего могут быть охарактеризованы термином "медиапортал". Вот какой задумывалась и что представляет из себя Yahoo!: информационный центр WWW. Всё в одном.
Такая "размытая", классическая бизнес-модель не слишком-то привлекательна по нынешним временам и, на первый взгляд, не может принести хороших дивидендов. Но в Yahoo! умеют строить бизнес "по-старинке": yahoo.com - самый посещаемый сайт во всей Сети! Более двухсот миллионов зарегистрированных пользователей, рыночная капитализация, приближающаяся к пятидесяти миллиардам долларов, подразделения в двух десятках стран мира - десять лет спустя Yahoo! есть чем гордиться. Даже стезя веб-поиска отнюдь не оставлена: по совсем свежим данным (MediaMetrix), доля Yahoo! к концу прошлого года поднялась здесь с 27 до 32%, тогда как доля Google усохла с 37 до 35. Серьёзных конкурентов у Yahoo! немного - и Google, конечно же, в их число не входит. У этих компаний просто разные дороги. Yahoo! - это то, чем должна была стать AOL, Yahoo! это то, чем пытается стать MSN. Медиапортал, как и прежде, но с учётом уже новых реалий: в ближайших планах - широковещательные трансляции на мобильные цифровые устройства.
P.S. Загляните на официальную страничку Yahoo!, повящённую юбилею. По истории этой компании буквально можно изучать историю всей Сети.