Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Культурный провайдер показался лишним

Архив
автор : Олег Киреев   03.03.2005

До последних дней прошлого года на сайте венского молодежно-ориентированного медиа-центра Public Netbase/t0 (www.t0.or.at/t0/standby) мигала красная надпись «Closed?», перечеркивавшая название; теперь ее нет. Теперь весь сайт погружен в однообразную черно-белую пелену — Public Netbase закрылся.

До последних дней прошлого года на сайте венского молодежно-ориентированного медиа-центра Public Netbase/t0 (www.t0.or.at/t0/standby) мигала красная надпись «Closed?», перечеркивавшая название; теперь ее нет. Теперь весь сайт погружен в однообразную черно-белую пелену — Public Netbase закрылся.

С момента своего образования в 1994 году медиа-центр под руководством Конрада Беккера (Konrad Becker) был форпостом критической медиа-культуры в Австрии. Кроме того, он выполнял роль штаб-квартиры Института новых культурных технологий и портала World-Information.org, о котором «КТ» писала в #538 (www.computerra.ru/think/33140). Public Netbase располагался в художественном центре австрийской столицы, известном как Museumsquartier. Там происходили международные конференции, художественные выставки, с него начинались артистические интервенции интеллектуалов в публичные пространства Вены, а в год победы националистической партии под руководством Хайдера он стал и объектом атак со стороны консервативного правительства, и своего рода гражданским форумом левых.

Public Netbase был центром независимой и некоммерческой интернет-политики. В рамках концепции «культурного провайдера» он предоставлял хостинг и сетевые сервисы для таких не предусмотренных коммерческими интернет-провайдерами задач, как экспериментальное программное обеспечение для медиа-искусства и активизма, базы данных по экспериментальной культуре, мультимедиа-оборудование, курсы повышения компьютерной грамотности (особенно для молодежи, мигрантов и других непривилегированных слоев населения), мониторинг прессы и гражданских инициатив. В круг интересов медиа-центра входили развитие медиа-культуры, сохранение «цифрового наследия», развитие свободного программного обеспечения, противодействие корпоративным усилиям по сохранению «интеллектуальной собственности», развитие свободной коммуникации и обмена знанием (в том числе и файлообмена), изучение корпоративных технологий и деятельности разведок. Проекты Public Netbase — среди них «Культурный позвоночник Европы», «Правительство Австрия», «Nikeplatz», «Republicart.net» — освещались десятками газет и журналов по всей Европе, а фестивали и конференции собирали сотни артистов и теоретиков со всего мира, не говоря о десятках тысяч посетителей мероприятий и многочисленных сайтов. Последним событием такого рода стала «стратегическая конференция» FreeBitFlows, состоявшаяся на Public Netbase летом прошлого года и закончившаяся демонстрацией участников перед американским посольством в поддержку Стивена Курца (Steven Kurz). Художник, артист и теоретик, член группы Critical Art Ensemble, профессор отделения искусств Университета Нью-Йорк в Баффало был арестован в мае прошлого года по подозрению в биотерроризме. Власти придрались к находившемуся у Курца дома оборудованию для биогенетических экспериментов, легально и открыто купленному в магазине и не раз показанному на выставках, с помощью которого участники художественного коллектива демонстрировали, как обыкновенный покупатель может оценить последствия употребления ГМ-продукта (поскольку маркировка обычно указывает лишь на сам факт генетической модификации). Подробности ареста возмутительны. 12 мая 2004 года от внезапного инсульта умерла жена Курца, он вызвал «Скорую помощь», а медбратья и медсестры вызвали полицию, увидев у него дома странную аппаратуру. Дело, в котором налицо все симптомы «войны с террором», продолжается до сих пор. Пресс-релиз, распространенный на конференции FreeBitFlows, гласил: «Стив Курц и Critical Art Ensemble являются участниками проектов World-Information.Org начиная с 1999 года, а их деятельность оказала решающее влияние на теоретическую работу World-Information.Org как провайдера культурной интеллигенции».

Медиа-центр не раз участвовал в создании прогрессивных медиа-институций за границей — например, консультировал сербский проект kuda.org, организовывал доступ в Интернет и свободное сетевое вещание для артистических и медиа-сообществ Сербии и Черногории во время бомбардировок НАТО, а сейчас его участники вместе с сотрудниками медиа-центра Sarai в Дели работают над проектом World-Information City, посвященным защите дешевого медицинского обслуживания в Индии от принятых правительством мер по ужесточению патентования в области медицины.

Всю историю своего существования Public Netbase спонсировался в рамках культурных программ правительства Австрии и из фондов муниципалитета города Вены. Теперь, с похолоданием культурного климата и экспансией «правых ценностей», правительство решило не тратиться на содержание Public Netbase. Одновременно прекратили существование десятки интернет-сайтов и художественных проектов, а технические службы медиа-центры были распущены. С присущим ему сарказмом, на заглавной, теперь черно-белой странице проекта Конрад Беккер замечает: «В программе развития до 2010 года городской совет Вены озвучивает амбициозный план по превращению Вены в образцовый город «новой сетевой культуры»… В силу этого мы также надеемся, что хищническая культурная политика, проводимая федеральным правительством, не достигнет в 2005 году своего триумфа».

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2021
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.