Пиратские DVD в Америке
АрхивВ фокусеДешевое видео любят не только в России, но и за океаном. Оказывается, и в США можно найти развалы с пиратскими дисками. Однако для необременительного для кармана пополнения видеотеке есть способы и получше.
Посреди шумной лос-анджелесской барахолки я увидела сценку, от которой ностальгически защемило сердце. Мексиканский подросток раскладывал на перевернутых ящиках стопки DVD. "Шрек-2", "Из 13 в 30", "Ван Хельсинг"... Все эти фильмы едва успели выйти в прокат, и до официального DVD-релиза оставалось несколько месяцев. "Пираты! Как на Горбушке!" - восторженно подумала я. Через десяток шагов теми же самыми дисками размахивал паренек постарше. Продавались они по пять долларов и расходились бойко. Под самым носом у Голливуда и его неутомимых борцов с пиратством.
Как потратить 20 долларов
Смотреть кино дома американцы любят больше, чем в кинотеатрах. По данным торговой ассоциации Digital Entertainment Group, в 2004 году жители США потратили на покупку и прокат видео и DVD рекордные $24,5 млрд. $15,5 млрд. из этой суммы пришлись на приобретение DVD с фильмами и сериалами. Для сравнения: на походы в кино американцы за тот же период потратили "всего" $9,4 млрд.
Диск с новым фильмом стоит $20–30. Сэкономить при желании можно - если отправиться, скажем, в один из супермаркетов дешевых торговых сетей Target или Wal-Mart. Или подождать какой-нибудь очередной предпраздничной распродажи. Или посетить онлайн-магазин. Неожиданные находки возможны в специализированных компьютерных магазинах на стойках с надписью "Кино за 1,99". Фильмы там продаются в картонных конвертах и не самые известные.
Те, кто покупает диски в больших количествах, могут записаться в клуб Columbia House. Здесь предлагается купить пять DVD по цене 49 центов за штуку. При этом клиент обязан в течение следующего года приобрести два диска по цене около $15. Какими будут эти диски - зависит от внимательности покупателя. Ежемесячно по электронной почте приходит сообщение о новинках, и, если его проигнорировать, велик шанс в один прекрасный день обнаружить в своём почтовом ящике ненавистную "Трою", за которую с кредитной карточки уже сняты деньги. Ассортимент Columbia House - в основном голливудские блокбастеры и недавние релизы. Аналогичный Disney DVD Club предлагает выбрать бесплатно три фильма студии Disney и купить как минимум шесть фильмов в течение последующего года по обычной цене.
Есть любители привезти фильмы из-за границы. Здесь, правда, наблюдается небольшой нюанс: зоны. Большая часть продаваемых в Америке DVD-плееров рассчитана на 1-ю зону. Россия, к слову - зона 5, вместе с Монголией, Индией и Северной Кореей, а Китаю досталась последняя, 6-я зона. Более того, на определенную зону могут быть настроены и компьютеры, проигрывающие DVD. Выход - приобрести плеер-мультизонник, что многие и делают. Продается такой плеер практически в любом магазине электроники, и цена вполне доступная: от $40. Кто их покупает? Киноманы, которые хотят смотреть фильмы со всего света. Путешественники, которые привозят диски из поездок. Представители разнообразных иммигрантских общин, которые сохраняют тесные связи с исторической родиной. А четыре года назад NASA отправило два мультирегиональных DVD-плеера на Международную космическую станцию.
Прокат: война цен
По данным компании Adams Media Research, оборот прокатной индустрии оценивается в $9 млрд. в год. Всё более популярным становится заказ дисков через Интернет с доставкой по почте. Первым на этом поприще был Netflix, предложивший, собственно, всю концепцию "онлайн-проката": фиксированная абонентская плата, дающая право смотреть неограниченное количество фильмов в месяц; приложенный к каждому DVD оплаченный конверт для возврата; отказ от штрафов для тех, кто диски задерживает. И единственное ограничение: пользователь имеет право держать не больше трех фильмов одновременно. Новинка пришлась по вкусу: в 2000 году у Netflix было 108 тысяч подписчиков, сейчас - 2,6 миллиона.
Конкуренты Netflix не замедлили воспользоваться этим опытом. После того как крупная сеть видеомагазинов Blockbuster запустила аналогичный сервис, началась "война прокатов". Netflix и Blockbuster наперегонки предлагали новые услуги - и снижали цены. В данный момент месячная подписка на Blockbuster стоит $15, на Netflix - $18. Считается, однако, что ассортимент фильмов у Netflix богаче. На сегодняшний момент Blockbuster может похвастаться полумиллионом подписчиков. Еще 240 тысяч клиентов, по данным Adams Media Research, делят между собой прочие онлайн-прокаты - такие как Wal-Mart и калифорнийский GreenCine. В этом году свой DVD-прокат собирается запустить Amazon; пилотный проект уже работает в Великобритании. Эта новость вызвала легкое потрясение на рынке, "уронив" акции Netflix на несколько пунктов.
Среди этих бурных событий тихо закрываются оффлайновые сервисы. В начале 90-х в США было 70 тысяч пунктов видео- и DVD-проката, сейчас их осталось около 18 тысяч. Средняя стоимость проката диска в них - $4, и это довольно дорого. Выжившие перестраиваются на новый лад. Например, нью-йоркский MoviebankUSA поставил круглосуточно работающие автоматы по выдаче DVD в двадцати пяти аптеках на Манхэттене.
Война с Веселым Роджером
Вернёмся, наконец, к нашим пиратам. Оборот контрафактных DVD в Штатах оценивается более чем в $3 млрд. Купить их можно на интернет-аукционах и на развалах в крупных городах. Наряду с "тряпочными" копиями продаются и более смотрибельные, сделанные благодаря гражданам, в силу своей работы имеющим доступ к оригиналу. И те и другие варианты обычно можно скачать из интернета.
Американская ассоциация кинематографистов (MPAA) обвиняет в незаконном копировании в основном простых зрителей. Утверждается, что почти 90% всех пиратских DVD, попадающих в руки представителей закона, сняты в залах кинотеатров. В Калифорнии по распоряжению губернатора Арнольда Шварценеггера официально запрещено проносить видеокамеру в зрительный зал. Могут не пустить даже с цифровым фотоаппаратом.
Однако пиратские фильмы продолжают регулярно появляться на рынке. Эксперты компании AT&T предлагают оставить зрителей в покое и обратить внимание на инсайдеров. А дабы подкрепить свою правоту, приводят историю с фильмом "Страсти Христовы". Продюсерская компания Мела Гибсона Icon подала в суд на студию, где монтировалась окончательная версия картины. Три сотрудника студии сделали копии фильма, которые потом и разошлись по всемирной сети.
Что касается сайтов, предлагающих фильмы для обмена или для скачивания, то здесь Голливуд заметно отстает от музыкальной индустрии, которая решила "судить всех" и в настоящее время подала уже семь с половиной тысяч исков. Однако все может измениться: в августе 2004 года прошли первые обыски в квартирах пользователей пиринговых сетей. Готовятся также первые иски. А Арнольд Шварценеггер подписал загадочное распоряжение, по которому все калифорнийские пользователи P2P должны указывать в регистрационных данных подлинный адрес электронной почты.
Гарвардское исследование, показавшее, что P2P почти не влияет на продажи DVD, не произвело на MPAA ни малейшего впечатления.
...Из чисто научного интереса я купила диск "Из 13 в 30". Копия была "тряпочной", интригующим образом вытянутой в длину и с субтитрами на неизвестном языке. Пиратские диски для пополнения домашней видеотеки были с некоторым сожалением признаны непригодными.
Что мы теряем
Возьмем далеко не самый худший российский релиз - фильм "Большая рыба" Тима Бертона.
Оригинальный диск, выпущенный в первом регионе, кроме собственно фильма (широкоэкранная версия, 1,85:1) содержит:
Российский диск помимо фильма содержит:
Цена российского диска: 331 рубль (на "Озоне"), то есть $11,8 из расчета 28 рублей за доллар.
Цена оригинального диска на Amazon - $14,96.
- Из журнала "Компьютерра"