Аксессуары
АрхивК компании Apple трудно относиться плохо. Она продает красивые вещи красивым людям, и даже некоторая упертость фанатов платформы Macintosh стороннего наблюдателя не раздражает, кажется мелким недостатком на фоне выверенных форм новых продуктов.
К компании Apple трудно относиться плохо. Она продает красивые вещи красивым людям, и даже некоторая упертость фанатов платформы Macintosh стороннего наблюдателя не раздражает, кажется мелким недостатком на фоне выверенных форм новых продуктов. И PR-отдел — ахиллесова пята многих ИТ-корпораций — отдает себе отчет, что журналисты тоже живые люди и им тоже хочется, чтобы было интересно. Выступавший на днях в Москве исполнительный директор Apple Europe Орен Зив (Oren Ziv) полтора часа рассказывал о новых продуктах от Apple, и рассказывал интересно. И будь у меня с собой семь сотен долларов, я бы купил Mac Mini здесь же, не отходя от кассы. Притом совершенно не представляя, зачем он мне нужен.
— А их и нет, — сказал мне Георгий Матвеев, российский координатор Apple по PR и рекламе, — ожидаем в первом квартале. Есть два образца Mac Mini на тестирование, а поставки еще не начались (Позднее я написал Георгию и попросил предоставить Mac Mini на тестирование, но ответа пока не дождался. Впрочем, если он прочитает эту статью, шансы «Компьютерры» на тестовый экземпляр Mac Mini можно считать нулевыми).
Я вернулся в зал, где порядком уставший Орен Зив рассказывал собравшимся, что делать лидеру рок-группы, если его девушка — красотка без слуха и голоса — очень хочет творчески состояться путем записи главных вокальных партий. Ответ, кстати, прост: необходимо приобрести пакет iLife’05, в котором есть программа GarageBand, умеющая осуществлять «доводку» вокала автоматически. Профессиональная певица, изображающая на фонограмме неумеху, специально сфальшивила в двух местах — и программа прекрасно с этим справилась. К сожалению, формат мероприятия не предусматривал свободное тестирование показанных программных продуктов, — уверен, что я бы прилюдно поставил GarageBand на колени. Но собравшимся повезло.
Пресс-конференция, тем временем, закончилась. Журналисты молчали, но расходиться не торопились. Орен Зив оглядел присутствующих и сообщил, что можно задавать вопросы. Однако увиденное, наверное, так потрясло наших коллег, что вопросов было всего два: первый касался успехов Apple на российском рынке (видимо, достаточно скромных, раз компания отказывалась публиковать абсолютные цифры продаж), второй был посвящен функциональности новоявленного iPod Shuffle.
— Правильно ли я понял, — спросил я, — что если на iPod Shuffle я хочу послушать 120-ю песню в плейлисте, мне придется 120 раз нажать кнопку Next?
Зив засмеялся, сказал, что вопрос хороший, но iPod Shuffle не предназначен для людей, которые хотят слушать 120-ю песню. Поэтому лишней функциональности в плейере нет — пользователь может либо слушать все подряд, либо в случайном порядке.
— Если же вы хотите слушать какую-то конкретную песню, вам нужно приобрести классический iPod, — сказал Орен Зив.
Но к тому времени мой покупательский пыл угас, и даже на милый сердцу Mac Mini я взирал с плохо скрываемым подозрением.
Mac Mini
Mac Mini позиционируется как самый дешевый компьютер от Apple, который прекрасно подойдет для новичков, перебирающихся с PC на правильную платформу. Вопрос, какая платформа лучше, отдельного рассмотрения не заслуживает, однако дешевым Mac Mini кажется только в сравнении с другими позициями от Apple. Да и то — заявленная цена в 500 долларов актуальна только для США (и, кстати, не включает в себя налог — по факту заплатить придется чуть больше). В России же Mac Mini вряд ли будет дешевле 650 долларов. Не думаю, что сильно погрешу против истины, если скажу, что за вдвое меньшую сумму можно, особенно не экономя, собрать похожую конфигурацию на базе WIntel, причем с более мощным процессором. Но дело даже не в том, что Mac Mini дорог. Бог с ним — «ВАЗ» вряд ли лучше Porsche, несмотря на совпадение основной функциональности, схожесть четырехколесного форм-фактора и относительно скромный ценник. Однако Mac Mini настолько по нынешним меркам слаб, что не очень понятно, зачем он вообще нужен? Что с ним делать после покупки? Известный ИТ-колумнист Роберт Крингли (Robert Cringeley) даже предположил, что выпуск Mac Mini — это только первый шаг Apple по захвату рынка онлайновой торговли фильмами. Как продвижение iTunes трудно представить без iPod, так и продвижение киноаналога iTunes трудно представить без Mac Mini. Это, дескать, не настоящий компьютер, а замаскированный под ПК медиа-сервер — для того чтобы загружать из Интернета фильмы и воспроизводить их, мощностей Mac Mini вполне хватит, а по дизайну он и так больше похож на симпатичный тостер… простите, на бытовую электронику. Звучит вполне логично, да?
— Не совсем, — возражает Орен Зив, любезно согласившийся ответить нам на несколько вопросов перед пресс-конференцией. — В том, что мы делаем, нет какого-то хитрого плана. Мы просто продаем компьютеры. Владельцы iPod часто задумываются о покупке Мака, но iMac G5 для них слишком дорог. Мы предлагаем им Mac Mini. И это больше, чем медиа-хаб. Это настоящий компьютер.
Если вы не можете делать на Mac Mini все, что угодно, — вам, очевидно, следует приобрести iMac G5 и делать все, что угодно, на нем. Правда, во время разговора я об этом правиле Apple еще не знал. Но очевидно было другое. Годами компания полагалась на людей, для которых имидж важнее жажды. И вдруг ни с того ни с сего выпустила два дешевых — дешевых, разумеется, со своей собственной колокольни — продукта с очень сомнительной функциональностью. Два продукта, которые, очевидно, рассчитаны на аудиторию, долго взвешивающую все плюсы и минусы, считающую каждый цент. И если по дизайну и раскрутке брэнда с Apple мало кто сравнится, то на этом поле компании придется бороться с неизвестными китайскими производителями, которые при любом раскладе смогут предложить более выгодные варианты. Впрочем, Орен Зив считает иначе:
— Я бы не сказал, что Mac Mini — слабый компьютер. Он недорогой и очень маленький. Да, наверное, вы можете скомплектовать более мощный компьютер за эти деньги, но он будет огромный и уродливый. На примере iPod видно, что люди готовы покупать хорошие вещи за разумные деньги.
С другой стороны, «яблочники» годами платили Apple не только за компьютерную технику, но и за некую особенность, за принадлежность к брэнду. Настоящие программисты пишут на C, настоящие дизайнеры работают на «Маках». Однако последние действия компании брэнд девальвируют. И если iPod можно многое простить за стильность и функциональность, то Mac Mini и iPod Shuffle упрощены донельзя. Не будет ли верный «яблочник» оскорблен тем, что теперь на «Маке» — пусть на слабом и ущербном — сможет работать обычная домохозяйка? Орен Зив смеется:
— Это все-таки очень разные продукты. Мы предлагаем и профессиональные решения (как iMac G5), и компьютеры для домашнего использования. И у них не очень много общего (если не считать, разумеется, платформы). Наш профессиональный пакет для записи музыки Logic Pro использует в своей работе, например, Питер Гэбриел. В то же время мы продаем GarageBand — программу, рассчитанную на использование в домашних условиях. Она построена на той же технологии, что и Logic Pro, но я не думаю, что Питер Гэбриел переживает по этому поводу.
Apple в России
Орен Зив — человек вежливый, в гостях хамить не привык, поэтому о перспективах Apple в России особо не распространялся, хотя на прямой вопрос о возможном открытии в нашей стране розничного центра Apple ответил отрицательно. Когда «распахнет двери» для россиян интернет-магазин iTunes Music Store, Орен не знает (открытие регионального доступа к iTunes Music Store, судя по всему, процесс сложный и трудоемкий, а в России Apple придется столкнуться с сильнейшими конкурентами в лице allofmp3.com, mp3spy.ru и т. п.). Тем не менее, Зив считает, что iPod Shuffle и Mac Mini исключительно важны для российского рынка — именно благодаря низкой цене. Я, правда, в этом совсем не уверен, и вот почему.
Mac Mini и iPod Shuffle не плохи сами по себе. Они просто не являются самостоятельными продуктами, они приложение к тому, что уже есть. Аксессуары. Скорее всего, у большинства покупателей Mac Mini дома не один и даже не два компьютера. И для них трата 500–700 долларов катастрофой не является, а функциональность — некритична. У человека, покупающего iPod Shuffle, наверняка есть нормальный mp3-плейер, но с iPod Shuffle ему удобнее бегать по утрам, да и потерять его не так жалко. В России — за исключением, пожалуй, отдельных московских улиц — такая логика не работает. Деньги большинству из нас достаются трудно, тратятся через силу, и нам не понять, зачем кто-то покупает вещь, от которой с точки зрения пронзительного выживания толку немного. Тем, кто разгоняет процессоры Intel, кажется, что они умнее тех, кто этого не делает. Тем, кто покупает процессоры Athlon, кажется, что они умнее тех, кто разгоняет процессоры от Intel. Мы привыкли оценивать вещи по соотношению цена/производительность. А тут какой-то сволочной Некта покупает вещи просто потому, что они ему нравятся.
Проблемы Apple в России не в том, что компания производит слабые продукты в красивой упаковке, и не в том, что мы привыкли считать сдачу в уме и гордимся своей сообразительностью. Поразительные финансовые успехи Apple в США говорят сами за себя (Наиболее впечатляющих успехов компания добилась на рынке портативных mp3-плейеров — по разным оценкам, ей сейчас принадлежит 65–70 процентов американского рынка), а нам, чтобы научиться думать иначе, нужно время и, как это ни банально, деньги. А пока что от несовпадения разъемов никуда не уйти. И если эти две модели будут хорошо продаваться — не по меркам российского отделения Apple, а действительно хорошо, — я буду очень удивлен. Хотя и рад бы ошибиться, потому что это означает, что людей, которым жить стало лучше и веселее, в нашей стране прибыло.
P.S. Конечно, мы с Сергеем Леоновым задали Орену Зиву обязательные вопросы о портировании Mac OS на платформу Intel (краткий ответ: нет, не планируем; скажите спасибо, что есть Darwin) и о выпуске КПК от Apple. Про КПК мы бы спросили в любом случае, но и повод нашелся: недавно Apple совместно с Motorola работала над телефоном с поддержкой iTunes. Впрочем, ответ был предсказуем: «Без комментариев».