Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Тренировочные стрельбы

Архив
автор : Евгений Козловский   24.02.2005

На днях я получил письмо от Володи Каталова из «Элкомсофта», в котором он спрашивал моего совета на предмет приобретения цифровой зеркалки.

На днях я получил письмо от Володи Каталова из «Элкомсофта», в котором он спрашивал моего совета на предмет приобретения цифровой зеркалки. Я не задумываясь посоветовал ему Canon 20D: когда я ее тестировал, она мне так понравилась, показалась на нынешний день такой вершинной и чуть ли не идеальной. Володя ответил, что с доцифровых времен он имеет пленочную «Минолту», к которой накопилось несколько объективов, а тут вокруг новинки от Konica Minolta — новой зеркалки Dynax 7D — идут такие соблазнительные слухи и главный: что она пока единственная из камер этого класса снабжена антишейком, который, дескать, позволит ему, Володе, из «твари дрожащей» (шевеленка при съемке с рук в не слишком освещенных местах) превратиться в «право имею»! Я возразил, что к той же 20D есть роскошный объектив с антишейком, что я им пользовался, и не просто остался доволен, а даже несколько изумился. На это Володя справедливо заметил, что объективы с антишейком, — штука довольно дорогая (ну да: тот, которым я пользовался, при весьма скромной светосиле, имел цену за 600 баксов), а тут — объектив может быть любой, а антишейк — все равно будет наличествовать. Довод, конечно, убедительный, но…

Но меня заело любопытство, я связался с московским представительством Konica Minolta и спустя пару дней оказался у них в офисе.

Андрей Курганов, продакт-менеджер по фото, принял меня очень любезно, весь горел энтузиазмом и первым делом произвел очень эффектную демонстрацию: на столе лежали внутренности Dynax 7D, помещенные в два прозрачных плексигласовых параллелепипеда, соединенные парой проводков. В большем — находилась матрица с окружающими ее микросхемами и прочей начинкой, в меньшем — собственно гироскопический блок. Андрей щелкнул тумблерком, взял в руки кубик с гироскопом и принялся им манипулировать: наклонять туда-сюда, поворачивать, потряхивать. Матрица в большем параллелепипеде мгновенно реагировала на движения маленького кубика эдаким дрожанием в разных плоскостях. Эффектно до чертиков, глаз не оторвешь.

Помню, впервые я столкнулся с гироскопической стабилизацией лет сорок назад, во время занятий на военной кафедре Омского политехнического: учебный фильм, показывающий стремительно летящие по пересеченной местности танки, пушки которых глядели в цель как влитые, произвел ошеломляющее впечатление. Потом шло долгое изучение этой самой стабилизационной системы (она, помню, называлась «Циклон»), — сперва на красочных схемах, потом — в железе. Потом, пару лет спустя, на сборах, удалось с «Циклоном» пострелять. Увы, неколебимость пушки изнутри оказалась не столь неколебимой и хотя, конечно, «Циклон» увеличивал число попаданий по мишеням, — увеличивал очень и очень в меру…

Довольный произведенным эффектом, Андрей начал рассказывать о прочих достоинствах новой камеры, из которых самым, пожалуй, интересным мне показался огромный, двухсполовинойдюймовый цветной дисплей (от информационного монохромного, коим снабжены все конкурентные модели этой весовой категории, в Dynax 7D решили отказаться: информация выводится на главный, причем, при повороте камеры на 90 градусов в любую сторону, меняет ориентацию и дисплей, а когда видоискатель подносишь к глазу — дисплей автоматически гаснет), прикрытый для порядка съемной прозрачной пластиковой шторочкой. Еще Андрей обратил мое внимание на то, что едва ли не вчетверо больше, чем обычно, функций управления вынесено на корпус камеры, так что в меню приходится лазить только по редким поводам, в основном — во время предварительной настройки. Сказать честно, «железное» управление оперативными съемочными параметрами, представленное не только на последних зеркальных Canon’ах, но и на моем стареньком Olympus’е E20, всегда казалось мне вполне достаточным. Не вижу особой разницы между нажатием на кнопку и прокруткой параметров колесиком и выбором специальным колесиком одного из трех параметров. Впрочем, и на Dynax 7D кое-что — например, чувствительность — выбирается «старым казацким способом». Единственное, что и впрямь заслуживает одобрения, — что на ручке-бустере кроме обычной спусковой кнопки есть еще тройка оперативных: регулирующая область автофокуса, закрепляющая экспозицию и переключающая фокус в ручной режим. В общем, пустячок, конечно, — но пустячок приятный. Как и возможность вставить в бустер не только фирменную батарею, но и стандартные источники питания формата АА.

А вот что еще, кроме демонстрации гироскопического блока, произвело на меня сильное впечатление, — это новый 300-миллиметровый (или 450-миллиметровый — если умножить на стандартный для нынешних цифровых зеркалок коэффициент, демонстрирующий половинный, по сравнению с пленочным кадром, размер матрицы) телевик TMC-1087W, ужасно эффектный внешне и с довольно высокой светосилой (1:2,8). В продаже их, вроде, пока нет, а стоит такой около четырех килобаксов. И я, кроме средних (учитывая упомянутый коэффициент) кондиций широкоугольника и ординарного четырехкратного зума, взял «на попробовать» и его.

Покидая представительство, я сказал Андрею, что ставлю чувствительность на 3200 ISO, включаю антишейк и выезжаю на ночную съемку, — как делаю это обычно с новыми аппаратами: снимать днем, при хороших условиях освещения и автофокусировки, умеют нынче и не слишком дорогие мыльницы, — и хороший аппарат от посредственного отличается как раз умением работать в условиях нечеловеческих. На что Андрей возразил, что совсем не обязательно выставлять 3200, что, учитывая великолепный антишейк, вполне довольно будет и «нулёвых» 200 ISO (кстати, редкий случай, когда при номинальной чувствительности в 200 камера позволяет установить и пониженную — 100; хоть, сказать честно, плохо понимаю, зачем это: ну, разве, чтобы при случае не применять затемняющих светофильтров).

— Достаточно, думаете? — переспросил я. — Ладно, проверим…

Как раз назавтра мне надо было ехать записываться на «Свободу», и я провел приблизительно такую фотосессию, как недавнюю с 20D: темный двор, улицы Москвы, эффектная точка на вершине Воробьевых гор с видом на Храм Христа Спасителя (трехсотый телевик), а потом — пара десятков портретов в довольно светлом офисе «Свободы» (на 20D с его антишейковым объективом пришлась более сложная задача: полутемная «Якитория» и не более светлый ресторанчик Давида Яна «FAQ»). Конечно, провести точные замеры эффективности антишейка представляется мне если и возможным в принципе, то чрезвычайно сложным, однако, по общему впечатлению, она оказалась заметно ниже, чем у 20D и даже у танковой пушки. Из каждого десятка снимков, сделанных с выдержкой вокруг 1/10 секунды, нешевеленными оказывались разве что два (у 20D пропорция была обратной). Конечно, ни о каких 200 ISO и речи не шло: даже 3200 давали шевеленку чаще, чем хотелось бы. А шумы на 3200 у Dynax 7D просто неприличные и сравнивать их с шумами 20D — некорректно и неэтично. (На всё это у меня есть железные доказательства в виде снятых кадров, — но ни места в «Огороде» на них не хватит, ни полиграфия не позволит увидеть всё воочию достаточно внятно; разве что читатели попросят, — и я тогда выложу оригиналы на сайт.)

Далее: хоть автофокус имеет, как и у 20D, девять точек, в условиях малой освещенности объектив судорожно дергается туда-сюда, а когда, наконец, пищит, что, дескать, словил фокус, — ошибается, ну, скажем, из десяти раз — три. Еще далее: оценка сложных условий освещенности ночного города всегда ошибочна, результат — неприемлемо темен, и приходится подыскивать подходящую коррекцию. При этом понятно, что по-настоящему результаты будут видны только дома, на экране компьютера, ибо встроенный экранчик камеры (хоть и сравнительно большой) может разве что подсказать, что снимок сделан, и дать самое общее представление о его тональности. Кстати, автоматический баланс белого показался мне тоже далеким от идеала (хоть вручную его можно настраивать в широком диапазоне с шагом всего в десяток градусов, а также — по белому листу)…

Помню, когда описывал 20D, главным впечатлением я назвал его универсальность: он хоть и позволял делать самые глубокие настройки, но на полном автомате снимал практически идеально. У Dynax 7D предустановленных режимов вроде «портрет», «пейзаж», «ночной пейзаж», «спорт» — высокомерно нет вообще. Но и простой режим «Р» уж с оценкой-то экспозиции справляться вроде бы обязан…

Короче, назавтра я пригласил Каталова в гости, дал ему камеру, а сам начал крутить на компьютере сперва результаты тренировочных стрельб 20D, потом — Dynax 7D. Разница была столь впечатляющей, что Володя даже не стал досматривать мое слайд-шоу до конца, а камеру выпустил из рук и отложил. После чего мы предались аудиофилии.

Стоит Dynax 7D те же полторы тысячи баксов, что и 20D, и хотя к последней придется для «право имею» прикупить объектив с антишейком, — затраты — по результатам — лишними не покажутся.

Таково мое мнение.

P.S. Снимки, разумеется, я выбрал самые лучшие.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.