Архивы: по дате | по разделам | по авторам

24.02.2005

Архив/think/sentinel/
автор : Евгений Золотов  

=+=+=+=

Страшная аббревиатура, которую так любят вспоминать на форумах профи, расшифровывается как End User License Agreement. По-русски - лицензионное соглашение с конечным пользователем. Создатели сайтов чаще величают её "полиси" (правила), но сути это не меняет: и в том, и в другом случае разработчики инфопродуктов посредством такого документа стараются обозначить правовые рамки того, что разрешено нам (юзерам) и им (производителям). В массе своей лицензионные соглашения основываются на законах об интеллектуальной собственности и могут быть подразделены на две категории. Соглашения, поставляемые вместе с продуктами свободными, говорят про то, что разрешено делать пользователю - они предоставляют нам новые права. Соглашения, поставляемые с продуктами проприетарными, напротив, наши права ограничивают, одновременно декларируя расширенные права разработчиков/издателей.

Впрочем, всё это общеизвестно и предсказуемо. Но в тех же EULA порой скрываются и куда более интересные вещи. Длинные, мелким шрифтом, насыщенные специальными терминами тексты соглашений - не самое приятное и лёгкое чтиво, так что без опаски нарваться на скандал здесь можно писать буквально что угодно. В самом деле, какой нормальный человек станет тратить время на чтение десятка страниц (типичный случай) какой-то юридической бурды? Проще промотать текст до конца и кликнуть "Согласен". Вот и изгаляются составители как пожелают. Так, все разработчики коммерческого софта оговаривают здесь отказ от ответственности за любые последствия, которые может повлечь использование их - платных! - продуктов. Гигант AOL, в EULA к интернет-пейджеру AIM, берёт с нас обещание никогда не использовать полученный аккаунт в пейджерах других разработчиков. А небезызвестная Gain Publishing, в соглашении к цифровому бумажнику eWallet предупреждает, что правомочна собирать на компьютере пользователя информацию о посещаемых сайтах и демонстрировать ему рекламные объявления. Издатель известного виндового вьюера ACDSee требует не использовать его продукт для просмотра порнографических материалов. И так далее, и тому подобное вплоть до самых тяжёлых случаев, граничащих с маразмом. В веб-соглашении на сайте одного американского музея есть пунктик, обязывающий посетителя сайта выплатить компенсацию в... пять миллионов долларов за возникшие по его вине неприятности.

Справедливости ради следует заметить, что равнозначность электронного соглашения и настоящего, бумажного договора, остаётся под вопросом даже в США. Но может ли это обстоятельство служить оправданием для того тотального нигилизма, который исповедует сегодня львиная доля компьютерных пользователей? Навряд ли. А ситуация и в самом деле вышла из под контроля. На днях получила огласку замечательная история, иллюстрирующая, сколь ничтожно малое значение придаёт среднестатистический юзер "всяким там соглашениям". Некоторое время назад программисты компании PC Pitstop спрятали в EULA, сопровождающее их продукт PC Pitstop Optimize, сюрприз: нескольким пользователям, которые первыми прочтут данное лицензионное соглашение и уведомят разработчиков электронным письмом, обещалось денежное поощрение. Потребовались четыре месяца и три тысячи скачанных копий, чтобы нашёлся один (ОДИН!) человек, не поленившийся вчитаться в EULA и обратиться за призовыми деньгами. Перефразируя известное хакерское высказывание, читайте правила, они - рулез!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.