Сделано в Китае
АрхивСтатьиПока китайский гигант Lenovo переваривает ПК-подразделение IBM, разберемся, кто есть кто на самом деле, и познакомимся с компаниями, которые будут править компьютерным рынком в XXI веке.
Хотя давно известно, что львиную долю электроники делают в Китае, о китайских компаниях у нас известно куда меньше, чем об известных западных брендах. Пора разобраться, кто есть кто.
Продажа корпорацией IBM своего подразделения по производству персональных компьютеров китайской фирме Lenovo стала одним из наиболее заметных событий 2004 года. Сделка, оцениваемая в 1,25 млрд. долларов США, повлечет за собой серьезные структурные изменения в Lenovo: главный офис компании переедет в США, а посты в руководстве займут выходцы из IBM.
Читайте далее
Made in China. Продукты западных брендов, которые производятся в Китае.
Кто есть кто. Китайские компьютерные компании.
Названия производителей компьютерной техники из Китая редко слышны за пределами Поднебесной. В лучшем случае, их указажут мелким шрифтом на этикетках компьютеров с лейблами более именитых фирм. А нередко из признаков, указывавших на происхождение товара, присутствует единственная надпись - Made in China или Product of PRC. Между тем, компьютерная индустрия Китая с каждым годом наращивает мощь и вскоре, возможно, многие китайские фирмы заявят о себе на весь мир. Для западных компаний работа на рынке ПК с становится все менее выгодной. Аналитики компании Gartner даже прогнозируют, что к 2007 году три из десяти ведущих мировых производителей ПК уйдут с рынка. Сделка IBM и Lenovo вполне укладывается в этот прогноз.
В развитых странах рынок ПК насыщен. Спрос на компьютеры в США, Западной Европе и Японии почти не меняется, а иногда и вовсе падает. Совсем другое дело - страны с развивающейся экономикой. Но на их растущих рынках западные производители далеко не всегда оказываются в выгодном положении. Китай - лишнее подтверждение этому.
По итогам 2002 года в пятерку ведущих поставщиков компьютеров на рынке КНР попали лишь две американские компании. IBM занимала третье место с 5,3% рынка, а HP замыкала пятерку с долей в 3,7%. Для сравнения, на долю лидера - компании Legend, впоследствии сменившей название на Lenovo - пришлось в 2002 году 28,9% проданных в Китае компьютеров. Находящаяся на втором месте фирма Founder контролировала 9,2% рынка, а компания Great Wall, четвертая в списке, занимала на рынке 4,6%.
Предварительные данные агентства IDC за 2004 год доказывают, что китайские производители занимают ведущие позиции и во всем Азиатско-тихокеанском регионе. В прошлом году Lenovo была лидером с рыночной долей в 12,6%. Чуть меньше доля у HP - 10,6%, далее следуют IBM (7,4%) и Dell (7,2%). Замыкает пятерку лидеров компания номер два на китайском рынке - Founder. Ее доля составила 5,4%. Lenovo продала за год более 4,7 млн. ПК, а Founder - более 1,8 млн. компьютеров.
В мировом масштабе китайские гиганты Lenovo и Founder пока не входят в первую пятерку, но подобрались к ней достаточно близко. Согласно опубликованным агентствами IDC и Gartner предварительным данным о рынке ПК в 2004 году, занимающая пятое место в мире компания Acer продала около 6,4 млн. компьютеров. Это вполне сопоставимо с объемами производства Lenovo еще до покупки ПК-подразделения у IBM. А такие известные американские компании, как Gateway и Apple, китайский гигант превосходит по объемам производства в 2-2,5 раза. Не считаться с этим просто невозможно.
На долю самой IBM, к слову, в 2004 году пришлось около 10,5 млн. проданных ПК. То есть обновленная Lenovo сможет выпускать более 15 млн. компьютеров ежегодно. Активно наращивают производство и Founder, Great Wall и более мелкие китайские производители ПК. Их продукция пока, впрочем, попадает за пределы КНР только под чужими марками.
Главным катализатором роста китайских компаний будет стремительно растущий спрос внутри КНР. Выход на международные рынки, безусловно, важен, однако для стабильного увеличения выпуска компьютеров китайским компаниям вполне достаточно продолжать активную работу внутри страны и не соваться на заморские рынки. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на графики объемов производства ПК в Китае и других странах мира и Азиатско-тихоокеанского региона в 1990-2002 гг.
В начале 1990-ых годов объемы производства компьютерной техники в Китае не шли ни в какое сравнение с показателями развитых стран, прежде всего, США и Японии. В 1990-1995 гг. эти страны увеличили ежегодное производство ПК с 50 до 70 млн. штук и более чем на порядок превосходили в этом отношении Китай. Однако насыщение внутренних рынков и последующий кризис компьютерной отрасли в 2000-2001 гг. повлекли за собой резкое падение производства ПК в США и Японии, тогда как в Китае рост продолжался все нарастающими темпами. К 2002 году Китай почти догнал Японию и значительно сократил разрыв с США. Германия и другие европейские страны вообще остались далеко позади.
В азиатском регионе наблюдается похожая картина. До 1995 года рост китайской компьютерной промышленности вполне укладывался в общерегиональные показатели. Однако к 2000 году Китай сделал мощный рывок, связанный с резким ростом спроса на ПК на внутреннем рынке, а также с переносом производств из других стран. После 2000 года, когда в компьютерной отрасли грянул кризис, ориентированные на экспорт Тайвань и Малайзия вынуждены были сократить производство ПК. В Южной Корее производство также снизилось: кризис затронул и эту, достаточно развитую в компьютерном отношении, страну. В Китае же, похоже, ничего и не заметили. Кстати, именно в 2000 году производство ПК в КНР сравнялось по объемам с производством на Тайване. В последующие два года Китай оставил позади непризнанное островное государство.
Чтобы объяснить скачок китайского внутреннего компьютерного рынка и рост объемов производства, стоит сказать несколько слов о политике КНР в отношении информационных технологий. Первый компьютер был построен в Китае еще в 1958 году и был копией одной из первых советских ЭВМ. В 1970-ые годы в стране было развернуто производство компьютеров для различных отраслей. До 1980-ых гг. в стране стремились создать собственную самодостаточную компьютерную промышленность, способную производить компьютеры всех типов. Такой подход был типичным для социалистических стран, часто испытывавших сложности в плане торговли с капиталистическими державами. Но большого успеха такая политика не принесла.
С либерализацией китайской экономики положение дел изменилось. Решено было сосредоточится на выпуске ПК и периферии, стимулировать экспорт, разрешить создание совместных предприятий с крупными зарубежными корпорациями. Иностранные компании таким способом получали доступ к огромному и практически неосвоенному рынку, а их китайские партнеры получали в распоряжение новейшие технологии. Такая политика быстро принесла свои плоды: в начале 1990-ых гг. компьютерная промышленность Китая начала свой рост. Дальнейший рост ИТ-индустрии в Китае связан с реализацией Девятого пятилетнего плана (1996-2000 гг.), в котором было предусмотрено поощрение местных производителей компьютеров, мероприятия по повышению качества продукции, компьютеризация промышленности. В план были также заложены масштабные проекты по созданию современной ИТ-инфраструктуры и стимулированию применения вычислительной техники в различных отраслях. Среди прочего, план предусматривал создание к 2000 году двух-трех производителей компьютерной техники с годовым оборотом более 1 млрд. долларов США. Результаты этой политики можно видеть на приведенных выше графиках: за Девятую пятилетку компьютерная промышленность КНР сделала мощный рывок вперед.
Однако не следует думать, что все китайские производители компьютеров планомерно наращивали производство. Некоторые фирмы, которые не смогли угнаться за Lenovo, Founder и Great Wall, вынуждены были переориентироваться с сегмента ПК на другие области ИТ-рынка. Впрочем, количество относительно небольших производителей компьютеров в Китае огромно. Тем не менее, ни по масштабам производства, ни по качеству продукции с лидерами они тягаться не могут.
В 2001 году с вступлением Китая в ВТО началась либерализация компьютерного рынка, стимулировавшая приток иностранных инвестиций и создание новых производств. Все активнее развивают производства в КНР тайваньские фирмы, перед которыми были сняты многие ограничения. Продолжаются и национальные программы по компьютеризации китайского общества и экономики. Внутренний компьютерный рынок далек от насыщения и продолжит бурно расти, по меньшей мере, до 2010 года. По прогнозу Forrester Research, к этому времени мировой рынок ПК удвоится, а количество персональных компьютеров в мире к концу десятилетия превысит 1,3 млрд. против 575 млн. в настоящее время. Лидером роста станет Китай, где число пользователей ПК вырастет на 178 млн. В Индии и Индонезии число пользователей вырастет на 80 и 40 млн. человек, соответственно. Значительный рост произойдет также в России, Бразилии, Пакистане, Турции и других странах.
Китайским компаниям, доминирующим на внутреннем рынке, автоматически гарантированы ведущие позиции и в мире. Однако, удастся ли им выбраться за пределы национального рынка, пока не вполне ясно. Сделка IBM и Lenovo, которую, кстати, могут запретить американские власти, конечно, позволит китайской компании выйти за пределы азиатского региона. Но едва ли работа на новых рынках будет легким делом. Марка Lenovo, в отличие от IBM, практически неизвестна потребителям, а имидж китайских товаров оставляет желать лучшего. Так что для завоевания доверия потребителей Lenovo придется немало потрудиться. Что касается других китайских компаний, то пока за пределами Китая и сопредельных стран они практически не представлены. Для выхода на международный уровень им неплохо бы заручиться поддержкой иностранного партнера.
Если сбудутся предсказания Gartner об уходе с рынка ПК крупных западных производителей, то у Founder, Great Wall и других есть шанс совершить сделку, подобную сделке IBM с Lenovo. Наиболее вероятной стратегией для китайских фирм на западных рынках будет экспансия в сектор недорогих компьютеров с последующим освоением все более "дорогих" сегментов. Такую стратегию уже успешно использовали в свое время японские и южнокорейские автомобильные и электронные компании. Так что не исключено, что лет через десять компьютеры Founder станут в один ряд с Dell и HP, а название "Великая стена" перестанет ассоциироваться у россиян с китайской тушенкой позднеперестроечных времен. С другой стороны, китайские фирмы могут выбрать путь своих тайваньских коллег, которые работают, преимущественно, по OEM-контрактам с зарубежными корпорациями, а продукцию под своими марками поставляют на Тайвань и в несколько других стран. Единственным исключением здесь является фирма Acer, входящая в число мировых лидеров по выпуску ПК. Однако исключение часто только подтверждает правило, и не исключено, что, кроме Lenovo, ни одна китайская марка за пределами КНР известности не получит.
Made in China
Устройство | Производитель | |
17-дюймовые Apple Powerbook | Compal, Quanta | |
30-дюймовые ЖК-телевизоры Gateway | Tatung | |
Palm Tungten T3 и Tungsten E | Asustek | |
ПК и ноутбуки IBM | Lenovo | |
Apple iPod mini | Asustek | |
Широкоэкранные ноутбуки Gateway | Winstron | |
Dell Lattitude D400 | Winstron | |
Dell Inspiron 300m | Samsung | |
КПК Gateway | Lite-On Technology |
Кто есть кто
Три гиганта. Все три лидера китайского компьютерного рынка представляют собой крупные холдинговые группы, объединяющие несколько десятков фирм и филиалов. Как правило, компании имеют офисы в Гонконге, так как в середине 1990-ых годов именно из Гонконга, находившегося тогда под британской юрисдикцией, было удобнее всего работать с зарубежными партнерами.
Lenovo Group (до 2003 года Legend Group)
Создана в 1984 году на базе Китайской академии наук. В качестве независимой структуры работает с 1988 года, а с 1994 года акции Lenovo продаются на Гонконгской фондовой бирже. Компания производит, в основном, настольные и портативные компьютеры и периферию, а также серверы. Доля на китайском рынке ПК по итогам 2003 года составила 27%. В 2003 году Lenovo построила суперкомпьютер Deepcomp 6800, ставший четырнадцатым по мощности в мире. Число сотрудников до сделки с IBM - около 9200 человек.
Founder Group
Компания Founder была создана на базе Пекинского университета и ведет свою историю с 1986 года. В 1992 году начало работу подразделение в Гонконге, с 1995 года присутствует на Гонконгской фондовой бирже. Выпуском компьютеров компания также занимается с 1995 года, а в 2001 году была введена в строй новая линия по производству ПК мощностью 3 млн. штук в год. Помимо компьютеров, компания выпускает периферию, поставляет сетевое оборудование, предоставляет услуги широкополосной передачи данных. Компания активно работает на софтверном рынке, выпуская сложные информационные системы для радиостанций и телеканалов, системы электронного правительства и т.д. Доля на китайском компьютерном рынке в 2002 году - 9,2%.
Great Wall Group
Основана в 1986 году и тесно связана с Министерством электронной промышленности КНР. Ассортимент выпускаемой продукции чрезвычайно широк. Помимо настольных и портативных ПК, серверов, Great Wall выпускает жесткие диски и компоненты для них, банкоматы, кассовые аппараты, субстраты для компакт-дисков, мониторы, телевизоры, сетевое оборудование. Значительная часть продукции производится по OEM-контрактам и экспортируется. По итогам 2002 года компания занимала 4,6% китайского рынка ПК.
Второй эшелон. Количество китайских фирм, занимающихся выпуском компьютеров, не поддается подсчету. Сборкой ПК занимаются как достаточно крупные специализированные компании, так и производственные предприятия, выпускающие все подряд - от плюшевых мишек и кухонной посуды до карманных раций и бытовой электроники. Немало в Китае и совсем мелких сборочных предприятий, едва насчитывающих десяток сотрудников. Охватить все это многообразие производителей не представляется возможным. Так что остановимся на некоторых представителях "второго эшелона" китайской компьютерной индустрии.
Хорошим примером специализированной компьютерной компании является Hedy, которая была основана в 1997 году и в настоящее время выпускает широкий ассортимент компьютерных товаров. Это блоки питания, клавиатуры, мыши, компьютерная акустика, корпуса, периферия и, конечно же, компьютеры - как настольные, так и портативные. По продажам компьютеров Hedy входит в пятерку крупнейших китайских производителей, но до Lenovo, Great Wall и Founder пока не дотягивает. Тем не менее, в компании говорят, что на юге КНР ее компьютеры самые продаваемые. Производственные мощности компании находятся в провинции Гуаньчжоу, а штат Hedy насчитывает 1300 сотрудников. Компания сотрудничает со многими всемирно известными поставщиками электроники, включая Intel, Sony, Samsung, Fujitsu и других.
Еще одним примером из этой области является компания TCL Overseas Electronics, ведущая свою историю с 1981 года. Компания выпускает настольные компьютеры, ноутбуки, MP3-плееры, цифровые фотоаппараты, периферию. В 2002 году оборот компании достиг 3,9 млрд. долларов США, а на экспорт было отправлено продукции на 1,19 млрд. долларов.
Довольно интересна история компании MicroGram. Она была основана в Гонконге в 1981 году и занималась продажей компьютеров, ввозившихся из США и Японии. В 1986 году компания создала собственное производство. В 1990-ых годах компания открыла филиалы в США и Австралии, а затем обосновалась и в КНР, тем более, что Гонконг (точнее, специальный административный район Сянган) перешел под юрисдикцию этой страны.
Примером небольшой компании-многостаночника является Zhen Jiang Shuang Li Electronic ("Чжень Цзян Шуан Ли Электроник"). Помимо портативных компьютеров, это предприятие выпускает широкий спектр систем на солнечных батареях - от водонагревателей до осветительных приборов, а также излюбленные российскими спамерами "вечные светодиодные фонарики".
Совместные предприятия. В течение достаточно продолжительного времени иностранные компании могли работать в КНР только при условии создания совместных предприятий с китайскими фирмами. В дальнейшем, в связи со вступлением Китая в ВТО правила несколько изменились, и в стране стали появляться филиалы иностранных компаний, полностью им принадлежащие. По такой схеме, например, работает Dell. Собственный филиал в КНР имеет и Siemens. А тайваньская компания Acer еще в 2001 году имела в КНР целых три подразделения. В настоящее время практически все тайваньские фирмы располагают производственными мощностями в "большом" Китае.
Тем не менее, продолжают работать и совместные предприятия. В свое время, самыми крупными СП владели американские компании. Самым крупным совместным предприятием, выпускавшим настольные компьютеры, ноутбуки, серверы, системы хранения данных, системные платы и т.д., было СП IBM и Great Wall. Это предприятие существует и поныне, однако после продажи своего ПК-подразделения Lenovo IBM сосредоточит партнерство с Great Wall в области серверов.
Совместное предприятие с компанией Legend (теперь это Lenovo) первой организовала корпорация Hewlett-Packard. СП занималось выпуском настольных компьютеров и струйных принтеров. Компания Compaq, в 2002 году ставшая частью HP, располагала в Китае сразу двумя совместными предприятиями. Одно из них занималось выпуском настольных ПК и создавалось совместно с компанией Stone Group. Второе СП занималось выпуском ноутбуков, а китайским партнером Compaq была компания Star Group. Однако в настоящее время и Stone Group, и Star Group ушли с рынка персональных компьютеров и переориентировались на другие направления в сфере ИТ.
Однако китайский рынок оказался привлекателен не только для американских компаний, но и для Японии и Южной Кореи. Китайская фирма Tontru стала партнером сразу двух компаний - Toshiba и LG Electronics. Через совместное предприятие представлена на китайском рынке и компания NEC.