[восток] Запад
АрхивИздатель издателю рознь. Во время подготовки темы мы попытались связаться с CP Digital, «Премьер Видео Фильм», «Видеосервисом» и «Вест Видео», чтобы уточнить кое-какие детали.
Издатель издателю рознь. Во время подготовки темы мы попытались связаться с CP Digital, «Премьер Видео Фильм», «Видеосервисом» и «Вест Видео», чтобы уточнить кое-какие детали. От «Видеосервиса» и CP Digital ответа нет до сих пор, менеджер «Премьер Видео Фильм» на нашу просьбу отреагировала и предложила ответить на вопросы в письменной форме с указанием должностей отвечающих сотрудников (на этом наша переписка и заглохла). Встретиться и поговорить лично согласился только Павел Бартяев из «Вест Видео» (он в компании отвечает за производство и международные контакты), что вполне объяснимо — конкретно к «Вест Видео» вопросов по качеству у нас нет. Наверняка их релизы не идеальны, но на фоне общей вакханалии выглядят вполне пристойно (хотя и стоят, увы, дороже).
С этого разговор и начинается.
К вашей компании вопросов меньше всего. У вас, по-моему, вообще нет ранних, «усеченных» релизов.
— В каком смысле?
Релизов, которые выходят в России задолго до выхода диска в R1…
— Ничего подобного. Ранние релизы как раз у нас. Мы выпускаем фильмы от Miramax день в день. Иногда даже на восемь часов опережаем за счет разницы во времени.
Ключевое слово — «задолго».
— Ах вот вы о чем… Но что это за так называемый ранний релиз? То убогое зрелище в виде «Гарри Поттера», «Трои» и иже с ними? Эти диски, на самом деле, вышли и в США, но выпущены они не для продажи, а специально для видеопрокатов. Ни одна компания не разрешит выпустить диск в России, не выпустив его прежде у себя. Объясню почему: любой правообладатель — а уж мэйджор и подавно — в контракте всегда оговаривает «холд-бэк» на любой вид продукции. Иными словами, мы обязуемся выпустить, допустим, DVD не ранее, чем спустя полгода после первого коммерческого показа. Иногда «холд-бэк» нулевой, но это скорее исключение из правил. Вот живой пример: я сегодня разговаривал со Studio CANAL и спрашивал, могу ли я выпустить фильм «Посмотри на меня» на видео. А мне говорят: как в контракте записано, так и выполняй. И теперь вместо того, чтобы выпустить этот диск в марте и всех порадовать, я вынужден ждать до мая.
Но другим российским издателям удается как-то договориться с правообладателями…
— Ну что ж делать… Хочется людям срубить денег. Ведь диски расхватывают как горячие пирожки — двенадцать тысяч заказал, двенадцать тысяч тут же улетело. И все счастливы. Несколько месяцев ждать качественного релиза готов не каждый.
Почему вы не выпускаете такие диски?
— Не имеем права. Вот я выпускаю фильм компании Miramax — он выходит у них первого февраля (официальная дата релиза). Я не могу выпустить этот фильм раньше. У нас такие договоренности.
У мэйджоров политика несколько другая (мы-то с мэйджорами практически не работаем; Miramax считается независимой компанией, а мэйджоры — это Universal, Paramount, MGM, XX Century Fox, Columbia, Buena Vista, куда входят Touchstone, Hollywood Pictures и с некоторых пор — DreamWorks, международным прокатчиком которой является Universal). Miramax принадлежит Buena Vista, но действует независимо и как производитель, и как прокатчик в США.
Есть еще так называемые малые мэйджоры. Это компании, которые занимаются дистрибуцией фильмов на территории США, но не являются американскими — например, канадская Lions Gate (кстати, ее президент — наш бывший соотечественник Владимир Ершов, возглавлявший в свое время Tri-Mark).
Насколько ситуация с усеченными релизами нормальна? Есть ли прецеденты в других странах?
— Во Франции такое есть. По крайней мере, с французскими фильмами. Мы в свое время выпускали фильм «Пекло», и как раз у меня была проблема с дополнительными материалами. Французы меня мариновали «холд-бэком» довольно долго, и тут вдруг звонит мой приятель и говорит, что родной диск уже вовсю продается. Но продается «голое» кино — на диске только фильм и ничего больше. А потом вышел нормальный релиз — там с дополнительными материалами было в порядке.
Собрать диск — такой, который делаем мы, — дорого и трудно. Диск, в котором зритель легко сможет включить или отключить субтитры, перейти на нужную звуковую дорожку (это ведь не на каждой лицензии реализовано удобно), не делается на коленке. Это стоит немалых денег.
Для хорошего меню нужно нанять художника. Если по экрану разбросано несколько пунктов, а фоном идут кадры из фильма — это не анимированное меню. Анимированное меню — это то, что было у нас на «Братстве волка» или на всех трех «Детях шпионов», например.
Для меня, как для потребителя, это абсолютно некритично. Мне кажется, что бонусы гораздо важнее…
— А мне нравится! Нет, я не против бонусов. Эх, был бы у меня такой бюджет, как у Диснея… Вы видели бонусы к фильму «В поисках Немо»? Это же супер. Но и колоссальные затраты. Чтобы сделать такой диск, нужен не один миллион долларов.
У нас же готовы делать все, что угодно. Вплоть до того, что мне звонил человек и говорил: «Я хочу делать для вас DVD. Я работал в компании XXX, мы не сошлись в деньгах, и теперь я хочу работать с вами».
«Замечательно. И что вы нам можете предложить?»
Он отвечает: «Вы мне даете фирменный диск. Я у себя дома на компьютере его расщепляю, вставляю меню, все собираю обратно и отдаю вам».
А у нас сидит целая лаборатория. Как минимум один художник, один человек, отвечающий за звук, еще один, который занимается оцифровкой и всем прочим. Отдельный работник делает субтитры.
Вот, допустим, проект первой категории, то есть диск класса «Давайте потанцуем», мне делает команда из шести-семи человек.
Не включая того сотрудника, который потом непосредственно собирает диск и все проверяет. И все равно это не гарантия того, что ошибок не будет. Но мы стараемся, конечно, всех блох отлавливать до того, как диск ушел в печать, — на уровне чек-дисков хотя бы.
Или еще у нас была ситуация. Отпечатали диск «Американская история X» и немного недосмотрели — в меню присутствовала свастика, что запрещено российским законодательством. В принципе, сейчас на это смотрят сквозь пальцы, но мы пустили весь тираж «под нож», переделали меню и отпечатали новую партию.
Диск «Давайте потанцуем», о котором говорит Павел, на момент нашего разговора еще не вышел — правообладатель задержал дополнительные материалы, из-за чего выход тайтла на DVD пришлось на неделю отложить. Обещанные «допы» должны привезти как раз сегодня, в шесть вечера.
Я пытаюсь поднять вопрос себестоимости дисков, но эта тема особого воодушевления у Павла не вызывает.
— Себестоимость зависит от тиража. Допустим, есть два диска — у одного тираж 5 тысяч, у второго — 15. И себестоимость у них разная.
Я согласен с тем, что себестоимость у них разная, но не уверен, что разница так уж критична. В конце концов, мне просто было интересно, какую примерно долю составляют отчисления правообладателю, сколько достается российскому издателю, а сколько рознице. Но, видимо, не судьба.
А о тиражах вы тоже не готовы говорить?
— Да почему же не готов. Готов. У нас были диски, которые продавались тиражом больше 10 тысяч экземпляров. При том что цены до последнего времени были не самые низкие.
Да и сейчас, по-моему, не самые низкие…
— Сейчас нормальные. У нас отпускная цена самого дорогого диска — 330 рублей. Единственное исключение — «Убить Билла», его мы продаем за 450 рублей. Загляните на наш сайт, полюбопытствуйте. Причем там указаны цены не для крупных оптовиков, это скорее средняя цена — многие наши партнеры берут диски еще дешевле.
Павел открывает оптовый прайс.
Я в свое время не купил русское издание «Убить Билла» только потому, что оно показалось мне слишком дорогим. Боюсь соврать, но что-то около 800 рублей…
— А что я могу сделать? Мы же не можем диктовать цены розничной торговле. Ставят, сколько считают нужным. В свое время я даже полемизировал на эту тему с Хохловым (Главный редактор журнала Total DVD). Но вот наш прайс, вы можете увидеть, за сколько мы продаем наши диски. Меня, правда, просили этот прайс убрать — слишком неадекватно его многие воспринимают (Уже убрали).
То есть акцию «диск за 299 рублей» вы никогда всерьез не воспринимали?
— Дело ведь не только в ценах. Вот недавно я был в «Ашане». И там буквально в кучу свалены диски по 80 рублей. Я ради интереса подошел, покопался, и у меня, несмотря на то что цена на диски очень щадящая, не возникло желания приобрести хоть что-нибудь. За 80 рублей. А вы говорите за триста.
А вообще при прочих равных, что вы выберете — российское издание или оригинал?
— У меня в коллекции есть и наши издания, и оригинальные. Но я ведь не типичный потребитель. Я мало покупаю. Понимаете, мы же все знакомы друг с другом. Со многими я дружу, и покупать релизы других компаний мне просто не нужно, мне их дарят. Я коллегам дарю диски, они мне.
А то, что на российских релизах нет оригинальных субтитров, это требование правообладателей?
— Да! Да! У меня, к сожалению, нет под рукой контракта, чтобы показать. Это стандартная форма. Это даже не входит в условия конкретной сделки. Есть стандартная AFM’овская форма, в которой указаны все ограничения и требования к лицензионным дискам. Субтитры должны быть только той страны, для которой производится диск. Так что российские релизы с английскими субтитрами, скорее всего, изданы с нарушением контракта.
Доходит до смешного. Однажды я отправлял в Канны наше издание «Роковой женщины» де Палмы. А в этом фильме, если помните, довольно много говорят по-французски. И когда фирмачи стали смотреть фильм, то обнаружили, что субтитры французской речи тоже идут на русском — английскую дорожку они и без субтитров понимают, а то, что говорят французы, нет. Как так? — недоумевают. А я им говорю: вы же сами этого от нас требуете, чего же вы хотите?
Контракты вообще очень жесткая вещь. У нас была смешная история с фильмом «U-571». В картине одну из ролей исполняет Джон Бон Джови, личность известная, все время на слуху… В общем, случилась путаница, и был подготовлен ролик со следующим текстом: «Смотрите на экранах “U-571”, в главной роли Джон Бон Джови». А в фильме играет Мэттью Макконахи, Харви Кейтель… А персонажа, которого играет Джон Бон Джови, убивают, между прочим, где-то на двадцатой минуте, и все, нет его больше. Ролик пришлось переделывать…
С мэйджорами в этом смысле работать очень тяжело. Мы сейчас выпускаем фильм «Нападение на 13-й участок», и с правообладателями (Focus Features, Universal) приходилось обсуждать абсолютно все: ролики, полиграфическую продукцию и т. д. Оговаривается даже площадь, которую должно занимать имя актера на постере. Вот, к примеру, выпускаем мы фильм «Роковая женщина» — так имя Антонио Бандераса должно занимать не меньше, допустим, семи процентов от общей площади постера.
Никто кроме вас фильмы Miramax в России выпускать не может?
— Да, но тут есть одна тонкость. Например, у меня часто спрашивают: как же так, снимала «Авиатор» Miramax, а прокатом в России занимаетесь не вы, а Paradis. А все очень просто: люди забывают, что частенько фильмы делают совместно. И Miramax занимается прокатом «Авиатора» только в США, а международные права на него совсем у другой компании, которая спонсировала съемку фильма как раз для того, чтобы получить эти международные права. Кино ведь снимается не для того, чтобы порадовать зрителя. Главная цель — заработать деньги.
Так или иначе, фильмов, которые «не отбиваются», не очень много. Очень часто люди считают так: бюджет картины составил 60 млн. долларов, в Штатах фильм собрал 30 млн. долларов — значит, провалился. А фильм еще на международном прокате соберет столько же, плюс вышел в тех же Штатах на видео и еще 30 млн. собрал, плюс с миру по копейке за DVD-релиз. Мэйджоры умеют считать деньги — на самом деле, у региональных прокатчиков остается немного. Практически до 90 процентов со сбора — отдай.
А для того, чтобы выпустить фильм на видео, необходимо сначала заплатить правообладателю гарантийный взнос. А потом еще с каждой кассеты, с каждого диска — будь добр, отдай процент.
Большой? — спрашиваю я, надеясь снова поднять вопрос о себестоимости.
— Разный. Условия контрактов, как правило, у всех очень похожи, а вот процентные ставки отличаются довольно сильно. Есть контракты неплохие, есть такие, которые только злодейскими назвать можно…
Не знаю, насколько злодейские у «Вест Видео» договоренности с Miramax, но живут российские издатели довольно скромно. Предметов роскоши вокруг не видно, стена за спиной Павла залеплена постерами к фильмам, стена напротив — распечатанными на принтере афоризмами. Обстановка была бы совсем аскетичной, если б не художественный беспорядок на столе (впрочем, по собственному опыту могу сказать, что легкое захламление рабочего места никаких затрат не требует).
Мэйджоры жестко закреплены за российскими издателями? Насколько вероятен уход от одного издателя к другому?
— До последнего времени всё было спокойно, но сейчас, кажется, начинается новый этап. Создано российское отделение UIP, и, возможно, они собираются сделать российское видеоподразделение, чтобы заниматься дистрибуцией видео самостоятельно, минуя компанию «Премьер». Ходили такие слухи, по крайней мере.
Что будет с Columbia и Buena Vista — не знаю. Пока они прекрасно уживаются под одним российским дистрибьютором, но возможно, последуют за UIP. Не знаю, насколько это правильно.
У вас есть какие-то обязательства перед Miramax? Вы должны выпустить определенное количество фильмов в год?
— Нет, абсолютно. Здесь у нас полная свобода. На самом деле, мы у них всё готовы взять.
Но вы же диски выпускаете нечасто…
— Ну почему нечасто… Не реже, чем раз в неделю. То, что у других диски выходят чаще, это иллюзия. Взять, например, «Видеосервис». Да, у них больше релизов. Но это ведь не релизы «Видеосервиса», это диски «Спайр», Columbia, Buena Vista и т. д. Единственное исключение, пожалуй, CP Digital. Они активно работают, но тут уж вопросы к ним, а не ко мне.
Печатаетесь в России?
— Да. За рубежом печататься невыгодно. И потом могут возникнуть очень неприятные проблемы с таможней. Была, например, ситуация, когда пираты просто дали кому-то денег и на таможне задержали груз с партией лицензионных дисков, обвинив российского издателя в пиратстве. А пока ты оправдаешься — поезд уже уйдет.
Проблемы с правообладателями бывают? Как они могут проконтролировать тираж?
— Мы считаемся цивилизованными людьми. И если я напишу в отчете, что продано 10 тысяч дисков, значит, столько дисков и продано. Кроме того, существует аудит — может приехать человек и проверить все документы.
Многие, правда, до сих пор печатают диски там. Взять, к примеру, «Премьер» — релизы Warner им печатает сам Warner, релизы Universal — Universal.
На самом деле, российскому издателю, работающему с западными компаниями, жульничать не имеет смысла. Риск потерять партнера несравним с возможной сиюминутной выгодой. Отпечатать левый тираж — я никого сейчас не обвиняю, я говорю о теоретической возможности — может «Реплимастер», «Рофф Текнолоджиз», тот, кто непосредственно печатает диски. Но ни «Премьер», ни мы, ни кто-либо еще из издателей этого не делали и делать не будем.
Россия интересный для них рынок?
— Конечно. Деньги никогда лишними не бывают. Конечно, прибыль от лицензионных видеорелизов невелика, если сравнивать со Штатами, но у нас же совсем другая ситуация, совсем другой менталитет. И все это понимают.
Или взять прокаты. У одной только компании Blockbuster порядка шести тысяч пунктов проката на территории США, а ведь у Blockbuster франшизы в основном в городах — в сельской местности работает другая сеть, у которой тоже около шести тысяч точек. А у нас в Москве всего триста, да и те вымирают, за что большое спасибо нашему правительству в целом и московской мэрии в частности.
Почему?
— А зачем идти в прокат, если можно купить в ближайшем ларьке диск, на котором будет четыре свежих фильма? Аренда — даже если речь идет о прямой аренде — за несколько лет выросла втрое, а скоро вырастет еще на пятьдесят процентов. И малый бизнес от этого задыхается. Причем ответственные лица в один голос рапортуют: мы помогаем малому бизнесу!
Или взять пиратские прокаты. У моего знакомого есть свой пункт. А буквально в минуте ходьбы от его точки открылся пиратский прокат, который принадлежит бывшему майору милиции. Ни по ценам, ни по ассортименту мой знакомый перебить конкурента не может. А ведь ему нужно платить аренду, зарплату, оплачивать коммунальные услуги. А если не дай бог придут пожарные? Вот, представьте, приходят они и говорят:
— Огнетушитель стоит не там!
— А где он должен стоять? — спрашиваем.
— Огнетушитель стоит не там! — следует ответ, игнорирующий твое желание узнать, где должен стоять огнетушитель.
Не понимаю, почему фразу про огнетушитель Павел еще не повесил на стену. По-моему, это гениально.
— Так что ближайшее будущее пунктов проката очень туманно. Сейчас можно задешево купить видеопрокат, потому что нынешние владельцы легальных прокатов не понимают, как можно зарабатывать в сегодняшней ситуации, и готовы избавиться от обузы за копейки.
А цены на диски вы снижали для того, чтобы бороться с пиратством?
— Бороться с пиратством в одиночку не в силах ни одна компания. Даже если эта компания зовется Walt Disney Pictures. И она с ним в Америке не борется. Что такое пиратство? Вид правонарушения. С правонарушениями во всем мире борется государство.
Почему у нас не борется?
— Я же не Фрадков, откуда ж я знаю… Когда наш президент по телевизору во всеуслышание говорит, что ему принесли кассету (пиратскую), он посмотрел кино и ему понравилось, то большинство пиратов, видимо, воспринимает это как сигнал к действию.
Я достаю купленный еще в прошлом году на Белорусском вокзале диск «Гарольд и Кумар уходят в отрыв». Пиратка с плохим переводом открыто продавалась в центре города. Павел критически рассматривает обложку, потом вставляет диск в DVD-привод.
— У нас оформление другое. К тому же здесь многоголосый перевод, а у нас дубляж. Озвучка, правда, сделана в профессиональной студии.
Наверняка эта же студия занимается озвучиванием и лицензионных фильмов. Я часто слышу на пиратских дисках знакомые голоса.
И?..
— Не пойман — не вор. Я не очень люблю, когда в прессе, к примеру, начинается травля. Вот, допустим, пишут, что «Реплимастер» — это главные пираты. А мне потом звонят другие знакомые и рассказывают, какие они белые и пушистые. И я верю — за руку-то их никто не поймал. Другие — попадались. И попадались откровенно: днем одно, ночью — другое.
Вы это как-то отслеживаете?
— Нет, зачем? У нас есть Российская антипиратская организация, РАПО. И спасибо, что она есть. Они очень много делают — если учитывать их возможности. Но это ведь капля в море.
Учитывая специфику пиратского бизнеса в России, вести серьезную борьбу с пиратством просто смешно. Соломиной это не перебить. Даже если все компании соберутся вместе, они ничего не смогут сделать. Этим должно заниматься государство. В Америке тоже ведь есть пиратство, просто там оно не так выпячено, как у нас. Висит в начале каждого фильма кадр: «250 тысяч долларов штрафа и 5 лет тюрьмы». И это уже повод задуматься. Но и в Штатах на улицах стоят ребята, торгуют кассетами и дисками.
Если вернуться к усеченным релизам — они сильно мешают пиратам?
— Пираты со мной своими бедами не делятся. Но сами посмотрите — много ли вреда пиратам от того, что лицензионный диск продался тиражом двадцать-тридцать тысяч экземпляров? Давайте от другого оттолкнемся. Известный факт: компания «ОРТ» со всеми договорилась, обеспечила себе государственную поддержку, практически нейтрализовала пиратов и продала 270 тысяч дисков с фильмом «72 метра».
Кстати, да. Пиратских копий практически не было.
— Не было по понятной причине. С государством никто бодаться не хочет. Ставки не настолько велики — это же не продажа оружия, в конце концов.
Так вот, если они продали по низкой цене 270 тысяч дисков, то 20 тысяч дисков «Трои», которые продал «Премьер Диджитал», и 300 тысяч дисков «Трои», которые продали пираты, это цифры несопоставимые.
И что делать?
— Общее мнение у всех — надо ввести уголовную ответственность за то, что ты продаешь. Конечно, жаль девочку, приехавшую с Украины, которая стоит на рынке и торгует дисками. Она в ситуации не разбирается. Она лишь знает, что это стоит сорок рублей, это сто рублей, а это двести. Но другого пути я не вижу. Девочка должна интересоваться, что она продает и насколько это законно. Разумеется, такие меры жестоки, но ответственность должна быть.
Когда наш президент вовсеуслышание говорит, что ему принесли пиратскую кассету, он посмотрел кино и ему понравилось, то большинством пиратов это воспринимается как сигнал к действию.