Кружатся файлы
АрхивКолонка ЗолотоваНа 47-й церемонии вручения премий "Грэмми" престижной награды удостоена группа интернет-музыкантов. И эксперты говорят, что это только начало больших перемен. Вслед за популяризацией альтернативных схем дистрибуции музыки, грядет массовый переход звукозаписывающей индустрии на чистую цифру.
В это воскресенье случилось замечательное событие, отметить которое стоит каждому меломану, независимо от его личных пристрастий. На 47-й церемонии "Грэмми" премию за лучший джаз-альбом года получила работа "Concert in the Garden" оркестра Марии Шнайдер (Maria Schneider Orchestra). "Грэмми" часто критикуют за коммерциализованность, но изюминка случившегося как раз в том, что ни одной копии "Concert in the Garden" в музыкальных магазинах продано не было. Музыканты решили обойтись без помощи звукозаписывающих компаний, самостоятельно организовав весь цикл, от написания музыки до её продажи. Работа над диском велась в Сети, на сайте www.mariaschneider.com, служившим связующим звеном между группой и фанами. Здесь шло живое общение, здесь публиковались планы и освещался рабочий процесс, здесь же были оформлены предварительные заказы на диск и распродан весь его ограниченный тираж (десять тысяч экземпляров). Сегодня Шнайдер не скрывает своего удовольствия: деньги, вложенные в запись диска, возвращены, а обязательств перед партнёрами-посредниками у группы нет, поскольку нет и посредников. Нет необходимости делиться доходами с записывающей компанией, с компанией-издателем, с продавцами и прочими представителями классической звукоиздательской цепочки. Кроме того, все права на альбом остались у самих музыкантов, поэтому и сейчас, когда он получил престижную награду, а первый тираж распродан, всё только начинается.
Успех альтернативной схемы музыкальной дистрибуции, продемонстрированный оркестром Шнайдер, предопределён годами труда тысяч человек. Идея избавить музыкальный бизнес от посредников впервые была сформулирована на конференциях интернет-предпринимателей в конце 90-ых, в период расцвета бума дот-комов. Интернет теоретически даёт возможность каждому желающему, создавшему произведение искусства, самостоятельно отыскать своих поклонников и покупателей. Но одно дело - теория, совсем другое - практика. За минувшие годы было предпринято множество попыток практической реализации такой "самиздатовской" схемы, в ходе чего и выяснилось, что маркетинговую часть лучше всё же переложить на плечи специалистов. Результатом стало появление на свет онлайновых сообществ вроде ныне покойного MP3.com, где музыканты получали часть доходов от рекламы и проданных дисков. Сегодня идея переживает второе рождение. Вслед за шумными музыкальными архивами, в которых вперемешку свалены работы музыкантов известных и никому не ведомых, появились интернет-компании, работающие с меньшей аудиторией, но более целенаправленно. За проектом Марии Шнайдер как раз стоит один из таких бизнесов, молодая американская компания ArtistShare.
ArtistShare - не посредник, а, скорее, помощник, помогающий музыкантам отыскать своих слушателей и правильно выстроить маркетинговую линию. Компания предлагает полный спектр соответствующих услуг, от постройки веб-сайта и привлечения внимания общественности, через организацию общения с музыкантами до сбора заказов на будущий диск и его продажи. Услуги её небесплатны, так что во многом ArtistShare похожа на традиционную звукоиздательскую компанию. Однако есть важное отличие: если классический звукоиздатель, заключая контракт с музыкантом, требует для себя доминирующей позиции (звукоиздателю достаётся большая часть доходов от продаж, эксклюзивные права - в том числе и на будущие произведения автора), то ArtistShare остаётся тем, кем и была - всего лишь помощником.
Марию Шнайдер трудно назвать интернет-музыкантом, она известна и за пределами Сети. Но "Concert in the Garden" - несомненно, альбом, решающую роль в рождении которого сыграли интернет-технологии. И то, что широкое признание столь новомодное произведение искусства получило именно сейчас, конечно же, не случайно. Три года глобальной депрессии позади, в Сеть возвращаются внимание, доверие и деньги. И там же, на 47-й церемонии "Грэмми", вновь - после многолетнего перерыва - слышны разговоры о скором конце музыкальной индустрии в её классическом виде. Винил, аудиокассеты, компакт-диски - всё это обещает остаться в прошлом, отступив под давлением чистой цифры. Да, CD сегодня безусловный король, на него приходится девять десятых всех проданных в мире альбомов. Но всё чаще обыватель обращается к онлайновым магазинам, всё чаще делает выбор в пользу файлов: через iTunes Music Store уже продаётся больше миллиона композиций ежесуточно, а треть всех "компактов" в прошлом году разошлась через интернет-магазины. Эксперты предрекают: развитие этих тенденций в следующие пять лет приведёт к тому, что уже в 2008 году четверть всей продаваемой музыки может оказаться чисто цифровой, в файлах. И вне зависимости от того, какой формат - MP3, WMA, OGG или AAC - выйдет в лидеры, это будет означать большее удобство для нас, слушателей.