Просто Google
АрхивКолонка ЗолотоваGoogle сегодня - это не только поисковая машина, но и торговые каталоги, почта, новости, видео, веб-домены и дорожные карты. Экспансия продолжается и основатели гиганта обещают не скупиться на поощрения талантливым сотрудникам.
Сейчас в это трудно поверить, но каких-то восемь лет назад никто на земле, кроме двух чудаков из Стэнфорда, ещё не слышал странного словечка "гугл". И уж конечно тогда, на самом рассвете бума дот-комов, никто бы не поверил, что совсем скоро забавная выдумка Сергея Брина и Ларри Пейджа станет торговой маркой гигантской корпорации, сквозь офисы которой будут пропущены артерии глобальной сети. Основатели честно попытались донести до нас первозданную чистоту идеи: образ простачка, созданный в далёком 98-ом, сохраняется до сих пор - и логотип Google регулярно разрисовывают художники, о буднях компании повествуется в обыкновенном блоге, интерфейс поисковой машины выполнен на выдуманных языках вроде Клингона и 1337... Но времена меняются. Три года подряд имя Google числится в списке самых успешных брендов, прибыль компании исчисляется сотнями миллионов долларов, а ведущий официального блога на днях уволен - за слишком длинный язык. Медленно, но верно Google превращается в корпоративного гиганта с присущими представителям этого класса жестокой дисциплиной и инерционностью.
Шесть с половиной лет спустя с момента основания, померяться с Google широтою интересов и масштабами могут очень немногие. Google сегодня - транснациональная корпорация с отделениями в десятке стран мира, ведущая одновременное наступление сразу на множестве направлений. Поисковая машина для веб-страничек, с которой когда-то началась история компании, давно превращена в универсального титана, помнящего наизусть больше восьми миллиардов текстовых документов, сотни миллионов графических файлов, миллионы сообщений в конференциях сети Usenet, тысячи и тысячи статей ежечасно публикуемых на новостных сайтах, десятки тысяч товарных предложений, книг и даже видеоклипов. Но "поисковик" - только стержень, на который словно золотые кольца нанизаны прочие проекты. Google эксплуатирует самую интригующую почтовую систему планеты Gmail.com. Google принадлежит онлайновое сообщество Orkut. Google стоит за мощью блог-сервиса Blogger. Google разработала первый по-настоящему популярный инструмент для поиска на десктопе "а-ля Веб" Google Desktop Search. Поиск перспективных ниш денно и нощно ведётся сотрудниками компании (для собственных разработок им специально выкроено свободное время), а проверку боем инновации проходят в виртуальных стенах Google Labs.
Впрочем, курицей, несущей Google золотые яйца, на протяжении последних лет является реклама. Системы Adwords и Adsense - суть, одна и та же машина, для рекламодателей и рекламных агентов соответственно - обеспечивают компании основую часть её доходов. Последний финансовый отчёт гиганта (за четвёртый квартал 2004 года) произвёл эффект разорвавшейся бомбы: никто, начиная от рядовых держателей акций и заканчивая рыночными аналитиками, не был настолько смел, чтобы предсказать столь ошеломляющий успех. Нарастив (по сравнению с аналогичным периодом годом ранее) свои доходы лишь вдвое, Google сумела увеличить чистую прибыль аж в семь раз! 204 миллиона долларов - столько положила она в свой карман за период с октября по декабрь, и, заметьте, больше половины (51%) этой суммы получены от показа рекламы на её собственных сайтах.
А расширение империи продолжается. Только минувшая неделя принесла сразу три сообщения о продвижении гиганта в различных направлениях. Прежде всего, части пользователей службы Gmail предоставлена возможность почти неограниченной рассылки приглашений: ранее можно было отослать не больше пяти, теперь - пятьдесят. Учитывая тот факт, что и по сей день попасть в Gmail можно только получив приглашение от уже состоявшегося пользователя, легко верится, что тестовый период работы гигабайтного почтовика подходит к концу, и совсем скоро следует ждать его открытия для публики.
Вторым важным событием стало получение Google статуса... регистратора доменных имён. Отныне компания имеет право продавать имена в семи международных доменных зонах (.com, .net, .org, .biz, .info, .name, .pro), а аккредитация в ICANN даёт ей возможность выставлять самые низкие цены на такого рода услугу.
Наконец, третьим большим прорывом стало открытие тестовой версии картографического сервиса Google Maps. Отличающийся от конкурентов более удобным интерфейсом - карты здесь рендерятся до того, как пользователь пожелает их просмотреть, благодаря чему легко скроллятся из стороны в сторону, увеличиваются и т.п. - он пока охватывает только территорию США и частично Канады. Но учитывая интернациональные интересы Google, логично предположить, что к моменту окончания тестирования сюда будут добавлены и карты прочих стран мира.
Итак, даже для простого перечисления всех веточек древа Google уже не хватает пальцев на руках. Но основатели гиганта, сумевшие удержать власть над компанией даже после вывода её акций на рынок, останавливаться не намерены. Каким именно станет следующий их шаг не знает никто. Но точно известно, что акцент на перспективе будет сохранён. Выступая вчера на устроенной в штаб-квартире компании пресс-конференции для финансовых аналитиков, Сергей Брин говорил о запущенной в Google программе Founders Award, которая предусматривает серьёзные поощрения для талантливых сотрудников. Слова вчерашнего аспиранта, а сегодня мультимиллионера следует понимать буквально: накануне его выступления две группы инженеров компании за свои работы по модернизации рекламного движка получили акций в общей сложности на 12 миллионов долларов. Брин предупреждает, что вливания в инновационные разработки будут продолжаться и могут даже повлечь за собой уменьшение чистой прибыли компании в краткосрочной перспективе. Но - доверьтесь таланту основателей: в перспективе дальней и сама компания, и её инвесторы от этого только выиграют. Не остались бы в проигрыше клиенты. Во что превращаются монополии всем хорошо известно.