Универсальный утяжелитель
АрхивОгород КозловскогоВы решили купить автомобиль, и одна из известных фирм предложила вам модернизированный вариант "Форда Т": та же внешность, те же антикварные примочки, зато внутри - современный мощный мотор с инжектором.
Предположим, вы решили купить автомобиль, и вот одна из известных автомобильных фирм предложила вам модернизированный вариант "Форда Т": та же внешность, те же антикварные примочки, зато внутри - современный мощный мотор с инжектором. Ну, кто-то, возможно, и ухом не поведет на такое предложение, не словит в идее кайфа, зато кто-то уж непременно попадет: "Ну, клёво же! Ретро!"
Попадет и согласится. Несмотря на то что за современный автомобиль подобного (по двигателю) класса заплатил бы вдвое, а то и втрое меньше. Искусство, как говорится, требует жертв. Ампир… Луи Каторз…
Автомобиль пригонят, он вызовет восхищение антикварным обликом, блеском металла. Придет пора сесть за руль. Тут-то и выяснится, что, хотя двигатель и современный, аккумулятора, как и у прародителя, у нового автомобиля нет, и, чтобы его завести, надо крутить ручку. Далее, подвеска тоже изначальная, "форд-тэшная": две поперечные рессоры под задними и передними колесами. Да и сами колеса обуты не пневматическими шинами, а цельнорезиновыми. Что, в комплексе, создает незабываемые ощущения при езде даже по московскому асфальту. Фары, естественно, ацетиленовые… И еще одна "фича": спидометр у машины есть, но спрятанный в бардачке на пружинке; чтобы посмотреть скорость, надо открыть крышку, вытащить спидометр, глянуть на него, а когда отпустишь, он сам ускользнет назад… Зато полная совместимость со всеми завалявшимися на чердаке форд-тэшными запчастями - от колес до сидений и рожка с гудком…
Не подумайте, что производители точь-в-точь повторили старый автомобиль по давним чертежам и технологиям, просто двигатель поменяли. Нет, в новинке масса технологических изысков: и материалы попрочнее, и электроники набито по самые уши. Ну, например, запустить рукояткой современный высокооборотный двигатель попросту невозможно, потому между ним и рукояткой стоит суперхитрая электромеханика, преобразующая усилия ваших рук в нужные скорость и крутящий момент. Или - колеса отслеживают все неровности дороги, а жесткость и тряскость автомобилю придает специально сконструированный электронный потряхиватель.
Если у вас уже есть парочка удобных современных автомобилей, лишнее место в охраняемом гараже и не жалко денег, возможно, вас приобретение порадует. Вы будете любоваться им воскресным утром, поглаживая лакированное крыло, и, главное, показывать гостям, наблюдая за их изумленными лицами. А если у вас еще есть и персональный водитель, которому и заводную ручку покрутить не в обиду, и систему управления освоить не в тягость, вы, возможно, даже изредка на новинке и прокатитесь. Но чтобы вы, развращенные комфортом машин современных, стали ездить на нем постоянно… Это мне, извините, очень уж сомнительно. Хотя каких только чудаков не встречается на свете.
Этот фантастический бред не в страшном сне ко мне пришел, а был вызван встречей с одной из самых знаковых новинок от Epson прошлого года - цифровым дальномерным фотоаппаратом R-D1. Сэмпл его был показан московским журналистам еще ранней весной, но испробовать его выстроилась такая страстная и длинная очередь, что по-настоящему в мои руки он попал только перед Новым годом.
Кто не в курсе, дальномерки - это фотоаппараты вроде "Зоркого" и "ФЭДа" (и тот, и другой были клонами знаменитой "Лейки"), со сменной оптикой и поиском кадра в оптическом видоискателе; причем, если меняли объектив, приходилось насаживать и отдельный соответствующий видоискатель, которые, впрочем, выпускались и в турельном, на несколько объективов, варианте. Фокус ставился по шкале на объективе на глаз или измерялся оптическим дальномером, который и дал название этой группе фотоаппаратов, путем совмещения двух подцвеченных вариантов изображения в одно. В более поздних моделях в аппарат встраивался полуавтоматический экспонометр: вращая колесико выдержек или диафрагмы, надо было добиться вертикального положения его стрелки, которая с определенной долей вероятности показывала нечрезмерность и достаточность экспозиции. В дальномерках, впрочем, можно было много о чем говорить только "с определенной долей вероятности", например, о композиции кадра, которая, в принципе, не могла идеально совпасть с реальным пленочным изображением, не говоря уже о параллаксе.
Тем не менее, для своего времени (как и в случае с Ford T) дальномерки были очень хороши, хотя и требовали от фотографов определенных навыков и глазомера. Но в пятидесятые годы пошли развиваться зеркалки, уже в самом принципе доставляющие фотографам массу добавочных удобств (вроде - опять же по уже заявленной аналогии - стартера, пневматических шин и независимой подвески), и дальномерки мало-помалу стали отходить на задний план. Впрочем, до недавних пор оставались редкие любители (которых, думаю, правильнее было б назвать фанатами), которые мотивировали верность дальномеркам, в первую очередь, заметно меньшим рабочим отрезком, то есть расстоянием между задней плоскостью объектива и пленкой. Естественно, у дальномерок не было потребности в зеркалах и призмах, занимавших лишнее место. А короткий рабочий отрезок позволял изготавливать более компактные объективы, да и рисовали они четче, порою, заметно четче. Таких объективов за время царствования дальномерок было выпущено немало, и некоторые из них и по сей день можно считать шедеврами фотографической оптики, однако ни о каких зумах (просто по определению) и речи идти не может.
И вот тут как раз пришла пора раскрыть метафору со сложным электронным устройством воображенного автомобиля, предназначенным для редуцирования верчения заводной рукоятки под высокооборотистый мотор. В пленочном варианте короткий рабочий отрезок был безусловным достоинством: плоская пленка, в сущности, равнодушна к углу падения на нее лучей света. В цифровом же этот отрезок стал больной мозолью: матрица цифрового фотоаппарата представляет собой набор ячеек в углублениях решетки, и чтобы лучи от объектива, не затеняясь стенками ячеек, попадали в нужное место, особенно по краям, пришлось на каждый пиксель насаживать специальную линзочку, расположенную под соответствующим углом. Судя по результатам, Epson с этой головоломной задачей справился, но какой ценой!
Следующие, ну, скажем так, особенности R-D1, по преимуществу, имиджевого свойства: чтобы сделать снимок, нужно "пленочным" рычажком взвести затвор, так что ни о каких автоматических сериях и брекетинге и думать не следует. Несколько нарушает концепцию возможность установки экспонометра в автоматический режим, и даже, если хочется, с поправочными коэффициентами, однако главным режимом замера экспозиции остается все-таки ручной. Правда, значение подходящей выдержки подсказывается в видоискателе не аналоговой стрелочкой, а цифровой светодиодной циферкой.
Измерение расстояния до объекта, которое вполне можно было бы реализовать с помощью локатора, хотя бы, как в некоторых "Полароидах", ультразвукового, оставлено только ручное, примитивно-дальномерное. Видоискатель имеет встроенные рамочки-подсветы для объективов трех фокусных расстояний (28, 35 и 50 мм), которые переключаются специальным рычажком наверху камеры. Если захочется поставить объектив другого фокусного расстояния, кадрируйте в воображении или добавляйте в гнездо под вспышку отдельный видоискатель. Вспышка тоже получит от камеры только синхроимпульс - величину диафрагмы вам придется рассчитывать самостоятельно.
Переключатель чувствительности запрятан в колесико выдержек и позволяет выбрать от 200 до 1600 ISO. Матрица, как в большинстве сегодняшних цифровых зеркалок, составляет где-то около 0,6 от пленочного кадра, и на задней крышке изображена эдакая шкала перевода фокусных расстояний стандартных пленочных объективов.
Индикаторы уровня заряда батареи, оставшегося на флэшке места (SD или MMC), формата записи кадров и режима баланса белого выведены на общий, как бы аналоговый индикатор со сложной системой из четырех стрелок. Кстати, режима установки баланса белого по белому листу у камеры тоже нет.
Дисплей, который нельзя использовать для визирования, но только для просмотра снятого и установок через меню, упрятан (как спидометр в вымышленном автомобиле) на задней стенке, и его надо подцепить, перевернуть сперва в одной плоскости, а потом - в другой. Пункты меню выбираются круглой ручкой, которая в пленочных аппаратах служит для перемотки пленки. Удивительно даже, что конструкторы не заставили фотографа покрутить это колесико оборотов тридцать-сорок, прежде чем позволить достать флэш-карточку.
Зато, похоже, универсальный утяжелитель в камеру они вставили: руку она оттягивает ничуть не хуже стандартной "Лейки", чего, думаю, при отсутствии замененной электроникой механики, вряд ли удалось бы достичь естественным путем.
Несколько дней в разных условиях я снимал на RD-1 и сказать, что результаты, когда они вдруг оказывались удачными, заметно лучше по качеству, чем с Olympus E-20 или даже, пожалуй, с Casio Exilim Pro, не могу. Зато я никогда не был твердо уверен в границах кадра и точном фокусе (хотя, конечно, через год-другой опыт пришел бы).
Просят за голую коробочку (body) три тысячи долларов, то есть почти втрое больше, чем за Canon 300D, и вдвое - чем за большинство прочих классных сегодняшних цифровых зеркалок. Хорошие лейковские объективы тоже стоят ого-го, никак не меньше хороших объективов других брендов. Правда, если на чердаке, среди "форд-тэшных" колес и рожков, завалялся десяток-другой скопленных за долгую жизнь таких тысячедолларовых шедевров прецизионного стекла и механики, перейти на цифру посредством RD-1 будет, если и не очень комфортно, то, по крайней мере, не так обидно: появится мотив.
Но и среди тех, у кого этот десяток-другой шедевров не завалялся, я уже встретил немало людей, которые, когда брали в руки R-D1, испытывали подлинный восторг от прикосновения к "настоящему". Сказать по правде, я и сам получал удовольствие, держа камеру в руках. Однако боюсь, что, если б она мне каким-нибудь чудом досталась, вряд ли я снимал бы ею. А вот поставить на полочку, чтобы поразить-похвастать изысканного гостя… Это да!
То есть, все-таки, да здравствует Epson! А цифровых мыльниц и зеркалок наделают и без него…