Шестопятый
АрхивШествие шестой версии QuarkXPress по миру язык не поворачивается назвать победоносным.
Шествие шестой версии QuarkXPress по миру язык не поворачивается назвать победоносным. А уж что касается наших краев (в которых обитают преимущественно русскоговорящие и кириллицепишущие авторы — что вынуждает подстраиваться и верстальщиков), — так вот, что касается наших краев, то здесь сие шествие можно смело называть провальным.
Нет, вкусного в шестой версии предостаточно; глаза верстальщиков разгорались при упоминании чудесных возможностей, которых им так не хватало раньше, где-нибудь (где-где!) раздобывался дистрибутив, устанавливался — береженого бог бережет — в отдельную папочку, в дополнение к уже стоящим четвертому и пятому, наконец, шестерка запускалась… пробовалась… и сносилась. Или оставлялась «на всякий случай». Верстка же продолжалась в старой и такой родной пятой или даже четвертой версии, вылизанной и отлаженной до мелочей. Одной из главных проблем «шестерки» стало отсутствие поддержки «старых» xtension’ов, что привело в первую очередь к невозможности расставить простые и незамысловатые переносы. Увы, ни CodeCamp Autodash, ни Techno Design Hyphenator XT русских переносов в шестом QuarkXPress не поддерживали (Дабы не кривить душой, отмечу, что на сайте Techno Design указана поддержка русских переносов в QuarkXPress 6 и выше, но — только для «Маков». И неполная. «Мака» у меня нет уже давно, поэтому проверить, насколько она неполна, не удалось, однако на форумах об этом Hyphenator можно прочесть не самые лестные отзывы).
Казалось бы, пустяк — переносы! Но ежели вы верстаете на потоке, то пустяком это очень скоро быть перестает. Можно было, конечно, пользоваться сторонними программами и обрабатывать каждый текстовый файл перед его втаскиванием в верстку, но… очень уж это неудобно, поверьте. И потом: что делать с правками? Расставлять в них переносы вручную? В общем, эти черточки стали той самой соломинкой, которая и сломала спину «шестому верблюду».
Выход шестопятой (Эх! Когда-то шестопятым был пижамкер (PageMaker 6.5), а вот теперь так ласково можно и Quark обозвать… Как известно, история повторяется трижды: в первый раз — трагедия, во второй — комедия, в третий — фарс. Что же получается, InDesign 6.5 и окажется тем самым фарсом?) версии QuarkXPress ситуацию с переносами, конечно же, не прояснил. Посему мы как-то обошли вниманием это событие и обходили бы его, возможно, еще долго, если б не обещание все того же Techno Design (www.technodesign.com) выпустить-таки в феврале сего года долгожданный русский Hyphenator XT для QuarkXPress 6 и выше на платформе PC. «Ну, раз переносчик будет, тогда и о программе можно написать», — добродушно подумал я. Благо аккурат к этому моменту из компании «Терем» (www.terem.ru) к нам на тестирование добрался и сам Шестопятый.
Порывшись в архивах «Компьютерры», я обнаружил, что просто шестой QuarkXPress выпал из нашего поля зрения, а посему, рассказывая о самой последней версии короля верстальных пакетов (Пока — короля. Но трон расшатывает InDesign…), я не стану концентрироваться только на возможностях, предоставляемых апдейтом, но в целом рассмотрю сильные и слабые стороны текущей версии программы. Итак…
Что мы имеем с гуся?
Шестая версия добавила «верстаку» долгожданные новые функции и закрыла старые дыры, с которыми продавать продукт было уже как-то неловко. Первой из них стала нормальная поддержка Undo/Redo, которая во всех более ранних версия была немного странной — никогда нельзя было заранее угадать, какие из ваших действий Quark согласится отменить, а какие — нет. Посему опытные верстальщики настраивали программу на частое автосохранение множества копий.
В шестом Quark’e появилась поддержка как Windows XP, так и Mac OS X. Понятно, что без этого трудно было рассчитывать на успех «шестерки».
Наконец-то была доработана поддержка таблиц, которые в пятой версии создавать было можно, но с ба-а-альшим трудом. Шестая версия позволила связывать текстовые блоки в таблице между собой и с другими блоками на странице, гибко форматировать цвет и обрамление ячеек и даже делать их прозрачными и «без бордюра» (как — смотрите во врезке). Улучшилась и работа с иллюстрациями в таблицах — верстальщики теперь могли обтравливать их так же, как и «простые» картинки на странице.
Еще: усовершенствовалась поддержка печати, расширились возможности работы со слоями… Но все это не заслуживало бы смены номера версии, если бы не смена самой парадигмы работы. Основным нововведением в QuarkXPress 6 стала идеология «документов широкого назначения» — один и тот же проект мог содержать несколько вариантов отображения документа, оптимизированного как для печати, так и для Web. Иными словами, был применен принцип «данные — отдельно, оформление — отдельно», то есть обновление какого-либо элемента в одном из вариантов документа приводило к его автоматическому обновлению во всех версиях оформления, что означало значительное уменьшение работы корпоративным верстальщикам: единожды создав шаблон, к примеру, листовки и веб-страницы для «нового продукта», они могли затем избежать двойной переделки макета для разных целей.
Естественно, это привело к тому, что QuarkXPress из просто верстальной программы превратился в гибрид «верстака» и HTML-редактора — большинство нововведений «шестерки» касалось именно работы под Web. Так, шестой Quark позволял создавать выпадающие меню, ролловеры, формы, работать с каскадными таблицами стилей, экспортировать HTML и просматривать его в любимом браузере (который, кстати, тоже можно было выбрать). Все это было замечательно, но…
На фига козе баян?
Иными словами, зачем верстальщикам HTML? Люди, профессионально создающие полноцветные журналы и ежедневные газеты, вряд ли обрадуются перспективе становиться начинающими веб-дизайнерами. И, кстати, куда в таком случае девать весь тот корпоративный штат веб-мастеров, который до появления шестой версии QuarkXPress выполнял работу по оформлению веб-страниц? Увольнять? Или заставлять ручками править те страницы, что выйдут «из-под пера» верстальщиков? В общем, идея, как всегда, была замечательной. Одно плохо: к реальному производственному процессу она оказалась мало применимой (Я верю, что где-то в мире, а возможно, и в нашей стране, есть корпорации, в которых workflow построен именно так, как задумано маркетологами Quark. Я даже верю, что они работают и приносят прибыль. Но я также убежден, что количество проданных им лицензий составляет ничтожно малую долю от числа людей, использовавших и использующих QuarkXPress исключительно для верстки, верстки и еще раз верстки).
Поэтому ни в версии 6.1, ни в текущей версии 6.5 мы не встретим обновлений к «веб-дизайнерскому» инструментарию QuarkXPress. И слава богу! Благодаря этому у программистов компании появилась возможность заняться тем, чем им с самого начала и следовало заниматься, — дополнять и улучшать действительно самую удачную и проработанную программу верстки на планете.
В версии 6.1 были исправлены некоторые недоработки в плане типографики, печати и работы с PDF-файлами. К чести Quark Inc., этих ошибок было совсем немного, и проявлялись они преимущественно при редких стечениях неблагоприятных факторов (читая описания ситуаций, в которых та или иная ошибка имела место быть, я порой удивлялся, как подобную ситуацию вообще можно смоделировать?). Ну да ревностное отношение к качеству своей продукции всегда отличало компанию, которая могла годами вылизывать очередную промежуточную версию программы. Однако вернемся к версии 6.1.
Ее ключевыми дополнениями стали механизм гибкой настройки привязок шрифтов (Font mapping) и набор расширений для работы с внешними данными. Так, добавилась возможность передать изображение в выбранный графический редактор непосредственно из контекстного меню картинки (c последующим реимпортом отредактированного файла). Затем QuarkXPress стал понимать данные Microsoft Excel, позволяя создавать таблицы на основе данных Excel и импортировать из него графики и рисунки. Расширения Full Resolution Preview и EPS preview дали возможность просматривать картинки в верстке в их реальном разрешении и цвете. В общем, что ни обновление — то лепота!
Затем планировался выход версии 6.2 и традиционное для Quark неспешное движение к «семерке» через ряд промежуточных релизов. Однако рынок рассудил по-своему: растущая популярность InDesign вынудила Quark форсировать разработку обновлений. В результате после 6.1 появилась сразу версия 6.5, в которую включено многое из того, что мы должны были увидеть лишь в окончательном релизе «семерки».
Приятно видеть, что основное направление развития — улучшение интеграции с графическими пакетами и работы с элементами верстки — сохранилось, и вместо какого-нибудь, скажем, экспорта страниц во флэш-мультфильмы верстальщики получили действительно полезные дополнения. О них — подробнее.
Картинку мне!
Картинку!
Первое дополнение позволяет использовать в QuarkXPress родные файлы Photoshop. Верстальщики, оцените эту фразу, просмакуйте ее по словам. Родные! PSD! В Quark’e! А это значит — не нужно больше сохранять копии в TIFF, тратя время и забивая жесткий диск; не придется постоянно перескакивать из Quark в Photoshop и обратно, чтобы чуть-чуть подправить картинку; можно поместить разные версии изображения на разные слои и включать и выключать их прямо в Quark’e; можно редактировать режимы наложения слоев и их прозрачность; можно присваивать отдельным каналам плашечные цвета или назначать их как маски высечки, лакировки и т. д.; можно выбирать обтравочные пути и пути для обтекания текста, и все — парой кликов мыши; можно… да практически все, что можно делать с помощью палитры Layers/Channels/Paths в Photoshop и немножечко еще (рис. 1). Чуть не забыл: несмотря на то что это расширение входит в версию 6.5, качать его с сайта QuarkXPress нужно отдельно: www.quark.com/products/xpress/psd_import.html.
И уделать ее!
Уделать!
А это — задача для еще одного расширения QuarkVista, входящего в обновленный QuarkXPress 6.5. Теперь изменять изображение можно прямо в нем — да-да, эдакий мини-фотошопчик. Преимущества, по большому счету, те же, что и у предыдущего «штепселя»: возможность редактировать картинку в контексте и значительное ускорение работы. Кроме того, теперь для создания, скажем, шести цветовых вариаций одной и той же иллюстрации вам не придется делать шесть отдельных файлов: достаточно изменить параметры каждой копии внутри QuarkXPress (рис. 2). Самое главное — это не разрушающее редактирование: оригинал картинки не претерпевает никаких трансформаций, а Quark хранит, отображает и печатает изменения — и сохраняет их в файл картинки исключительно по вашей просьбе.
Vista предназначена для выполнения наиболее часто производимых над иллюстрациями манипуляций: тональной коррекции, коррекции размера/разрешения и наложения чаще использующихся фильтров (рис. 3).
Что мы не имеем с гуся?
Увы, несмотря на все прелести шестопятой версии, видно, что делалась она все же в спешке. На это указывает и странный метод установки обновления — его отдельные компоненты скачиваются отдельными же файлами, и, помимо основного апдейта, вам понадобится скачать еще несколько расширений. Кроме того, функции, реализованные в версии 6.5, зачастую не согласованы друг с другом. Приведу пример с описанными чуть выше модулями: казалось бы, они могут предоставить пользователю возможность практически полностью отказаться от Photoshop’a — ан нет! Во-первых, модуль импорта не понимает «фотошопных» эффектов слоя (например, тени); во-вторых, что гораздо прискорбнее, — та самая чудесная Vista не может работать с PSD-файлами! То есть «пол-фотошопа» — в одной палитре, «пол-фотошопа» — в другой, а вместе никак. Складывается ощущение, что эти модули делались разными разработчиками. Кроме того, Quark по-прежнему не понимает «фотошопной» прозрачности. Я уж не говорю про ПЕРЕНОСЫ…
В общем, ощущение двоякое. Но хотели как лучше.
P.S. Перечитав статью, я обнаружил, что она получилась довольно скептической — и это несмотря на то, что я искренне считаю QuarkXPress лучшей верстальной программой. Увы, мы всегда слишком требовательны к нашим возлюбленным: «Кого люблю — того гублю». Но поверьте мне, когда я тихо шепну вам на ушко: «Quark — rulezzz!»
Несколько полезных советов верстающим в QuarkXPress
Таблицы: ночной кошмар верстальщика
В QuarkXPress 6.5 дела с ними обстоят получше, чем в предыдущих версиях. Во-первых, стало возможным задавать прозрачный фон для ячейки. Для этого нужно инструментом выбора содержимого выделить все ячейки таблицы, выбрать в контекстном меню Modify и установить цвет фона в None сначала на закладке Table, а затем и на закладке Cells. Прозрачный фон можно установить инструменту Table по умолчанию, как для всех, так и только для текущего документа. Для этого либо при всех закрытых документах, либо при открытом требуемом дважды щелкните по инструменту Table, в открывшемся окне нажмите кнопку Modify и настройте соответствующие параметры. Кстати, таким же образом вы можете переопределить и поведение других инструментов.
Во-вторых, в QuarkXPress 6.5 таблицы можно группировать как друг с другом, так и с остальными объектами на странице. Если у вас сгруппировано несколько таблиц, вы можете с помощью все того же меню Modify изменить параметры сетки (Grid) для всех группированных таблиц чохом! Поскольку предыдущие версии Quark не поддерживали группирование таблиц, разработчикам пришлось пойти на небольшую хитрость: таблицы хранятся в файле в виде несгруппированных объектов, что позволяет открыть файл в версии 6.1. Если там над таблицами не производились никакие операции, то при следующем открытии файла в QuarkXPress 6.5 они останутся сгруппированными, в противном же случае — разгруппируются.
Не все направляющие одинаково заметны
Направляющие (guides) при их бесспорной полезности зачастую слишком загромождают экран. Когда же нужно разместить несколько направляющих рядом для точной подгонки мелких элементов макета, они начинают мешать при просмотре страницы целиком. Вы можете создать guides, которые будут отображаться на экране, только если масштаб отображения такой же или крупнее, нежели был в момент создания направляющих. Для этого, удерживая клавиши Ctrl и Alt, щелкните по странице (такой щелчок попеременно меняет масштаб на 100% и 200%). При масштабе 200% вытяните направляющую с линейки при нажатой клавише Shift. Снова щелкните с нажатыми Ctrl и Alt — и voila! Направляющих нет как нет, однако при увеличении масштаба они вновь появятся.
Значочечки
Если вам частенько приходится оформлять списки, в начале которых используются квадратики, звездочки и прочие буллеты, разыщите и установите шрифт Zapf Dingbats. Теперь, чтобы вставить какой-либо символ из этого шрифта в набираемый текст, нажмите Ctrl+Shift+Z, а затем — клавишу, соответствующую символу (вы можете посмотреть их с помощью Таблицы символов Windows). Quark послушно вставит один символ шрифтом Zapf Dingbats, а затем вернется к использованному раньше шрифту абзаца. Вот примеры некоторых Zapf Dingbats-символов: ♠ ☻ ♂ ♪.
Аналогичным образом можно вставить и один символ из шрифта Symbol, содержащего большое количество знаков, используемых при наборе формул. Комбинация клавиш для этого – Ctrl+Shift+Q. Вот примеры символов из шрифта Symbol: ® ↔ ξ Θ ≡ Δ.
Легкое форматирование
Одна из самых приятных особенностей QuarkXPress — наличие множества клавиатурных команд, облегчающих форматирование текста. Например, при верстке прайс-листа, в котором все заголовки выровнены по левому краю текстового блока, а цены — по правому, достаточно после ввода заголовка нажать Shift+Tab — и курсор автоматически перепрыгнет в конец строки. Если же необходимо сделать «висячий» отступ, сместив левую границу абзаца, то в нужном месте нажмите комбинацию Ctrl+\.