Восход частных разведслужб
АрхивВ США вышла примечательная книга Роберта О’Хароу, репортера столичной газеты Washington Post, под жизнеутверждающим названием «Спрятаться негде» («No Place to Hide», by Robert O’Harrow, Free Press, 2005).
В США вышла примечательная книга Роберта О’Хароу, репортера столичной газеты Washington Post, под жизнеутверждающим названием «Спрятаться негде» («No Place to Hide», by Robert O’Harrow, Free Press, 2005).
О постепенном, но неуклонном формировании — с помощью компьютерных технологий — режима тотального надзора за гражданами в передовых странах Запада и Востока сегодня пишется много и книг, и статей. Однако по преимуществу в них анализируются те факты, что лежат на поверхности. Главное же достоинство книги О’Хароу в том, что журналисту удалось собрать массу информации о закулисной, обычно тщательно скрываемой деятельности государства и корпораций в области пристального наблюдения практически за всем населением — благо нынешние технологии позволяют это делать.
Вот, скажем, все слышали о широкомасштабной программе Пентагона под названием TIA («Тотальная информационная осведомленность»), предусматривавшей шпионаж за гражданами Америки во имя национальной безопасности, и о том, как Конгресс США зарубил ее в 2003 году из-за вопиющей одиозности. Там все было неудачно, начиная с бездарного пиара, — и угнетающее «оруэлловское» название, и пугающее всевидящее око масонов на эмблеме, да и необдуманное назначение на должность руководителя программы Джона Пойндекстера (John Poindexter), в былые времена приговоренного к тюремному заключению за ложь Конгрессу в ходе расследования аферы «Иран-Контрас».
Однако мало кто знает, что практически все задачи зарубленной TIA — и даже много более того — распределили между собой несколько федеральных агентств, а основную долю работы взяли на себя частные фирмы вроде Acxiom, ChoicePoint и Seisint. В недавнем прошлом это были совсем неприметные компании, специализировавшиеся на сборе той или иной публично доступной информации. Теперь же они стремительно превращаются в гигантские корпорации — фактически в мощные частные разведслужбы, добывающие и анализирующие данные по заказам правительства (и бизнес-клиентов, разумеется).
Для примера достаточно вкратце охарактеризовать компанию ChoicePoint, начинавшую в 1997 году со сбора и продажи сведений о кредитоспособности клиентов для страховой индустрии. Сегодня же это один из наиболее осведомленных коммерческих источников самой разнообразной персональной информации об американцах. Ежедневно в базы данных ChoicePoint добавляется порядка 40 тысяч записей, в целом же здесь накоплено около 17 миллиардов записей на 220 миллионов взрослых граждан. Собираются любые доступные подробности о жизни людей: сведения о домах и машинах, родственниках и соседях, контактах с полицией и крупных покупках (но наибольшую ценность представляет «компромат»: судимости, арест имущества, банкротства). Вместе с ростом этого гипердосье растет и количество клиентов ChoicePoint, как правительственных, так и корпоративных. На сегодняшний день их уже более 50 тысяч. А акционерный капитал ChoicePoint, сравнительно недавно составлявший 500 миллионов долларов, ныне вырос до 4,1 миллиарда.
Книга О’Харроу заостряет внимание читателя на двух особенно важных моментах. Во-первых, возможности проникновения корпораций вроде ChoicePoint в частную жизнь постоянно растут, и предела этому не видно. Например, если американец звонит в магазин, чтобы сделать заказ, а этот магазин пользуется «разведуслугами» фирмы Acxiom, то на мониторе оператора на другом конце телефонной линии по номеру звонящего всплывает информация о его имени, примерная оценка доходов, марка автомобиля и тому подобные мелочи. Если же магазин захочет узнать о клиенте побольше, он сможет получить информацию о том, не страдает ли человек депрессией или бесплодием, где он жил раньше и кто его соседи сейчас, в какой храм, наконец, он ходит молиться. Вся эта информация разрозненно появляется в Интернете и других публично доступных источниках, однако теперь ее сбор и систематизация стали весьма прибыльным бизнесом, привлекающим далеко не только кредитные и страховые компании.
Это, собственно, второй важнейший момент книги — обостренный интерес к частным разведфирмам со стороны правительственных ведомств и спецслужб. В такой стране, как США, с ее глубокими демократическими корнями, на излишнее любопытство государства в отношении своих граждан наложены строгие ограничения. Частные же компании по традиции имеют гораздо большую свободу действий и при этом фактически ни перед кем отчитываться не обязаны. Именно поэтому спецслужбы нашли в подобного рода фирмах очень удобный механизм для «аутсорсинга» сбора разведывательной информации. И ныне уже стало обычным делом, когда на основании данных от никому неподотчетной компании людям отказывают в приеме на госслужбу, в доступе к избирательной урне или, скажем, в посадке на самолет. При таких гигантских объемах закачиваемой в базы информации неизбежны ошибки — например, путаница с именами, так что под подозрения в «террористических намерениях» все чаще попадают невинные граждане, а эффективных механизмов внесения исправлений в эти «частно-государственные» базы пока не выработано.
В книге «Спрятаться негде» собрано множество такого рода фактов, однако никаких вариантов решения проблемы вторжения частных разведслужб и роста надзора государства за гражданами Роберт О’Хароу не предлагает. Другие же авторы, вроде исследователя «социальных сетей» и «умной толпы» Говарда Рейнголда, считают, что само общество уже имеет в руках все необходимые хайтек-инструменты (Интернет, блоги, сотовую связь и т. д.) для пристального наблюдения за «смотрящими» — то есть самими спецслужбами и корпорациями. И уж если прозрачного общества не избежать, то прозрачность должна быть для всех.