Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Город и его анархитекторы

АрхивТехнологии
автор : Евгений Киреев   31.01.2005

Локативные медиа - это новый тренд на арене тактических медиа: художественно-активистские проекты, работающие с мобильными устройствами, которые задействуют технологии Wi-Fi и GPRS, позволяющие локализовать абонента.

Локативные медиа - это новый тренд на арене тактических медиа: художественно-активистские проекты, работающие с мобильными устройствами, которые задействуют технологии Wi-Fi и GPRS, позволяющие локализовать абонента. Возникнув в 2003 году, к настоящему времени локативные медиа уже могут похвастать солидной библиографией; возникло и множество сопутствующих дисциплин: геолокативность, генеративная (или алгоритмическая) психогеография, DIY-урбанизм (DIY - Do It Yourself, то есть "сделай сам"), тактическая картография, анархитектура... Невооруженным глазом видно, что все это имеет отношение к связи "медиа" и "места", но пока непонятно, причем тут "новое поколение", художники и активисты.

Начнем с города. Что такое современный технологизированный мегаполис? Разумеется, это не просто "большой город, в котором много техники". Еще в "Информационной эре" Мануэль Кастельс [1] говорит, что в современных условиях развитых телекоммуникаций пространство города пополняется еще одним уровнем, или этажом. Этот уровень он назвал пространством потоков. Пространство потоков, по Кастельсу, все больше вступает в противоречие с пространством места. Привычное отчуждение городских улиц и архитектуры усиливается безличными и стремительными телекоммуникационными потоками, не синхронизированными с жизнью города. Признаками такого отчуждения - продолжает Кастельса голландский теоретик Эрик Клюйтенберг [2] - становятся, например, постоянные разговоры по мобильным телефонам на улицах и в метро, навязчивое мелькание уличных рекламных мониторов - так называемые гибридные места, напряженная обстановка в которых свидетельствует о растущем разрыве между пространством потоков и пространством места. В прежнюю, доинформационную эру, за исследование зон городского отчуждения брались ситуационисты - революционная группа французских артистов и теоретиков во главе с Ги Эрнестом Дебором, автором бессмертного "Общества спектакля". Ситуационисты разработали психогеографию - Wikipedia определяет ее как "исследование специфических эффектов, которые, намеренно или ненамеренно, оказывает географическое окружение на эмоции и поведение индивидов" [3]. Они составляли карты, исследуя возможности освоения пространства и города, ведь карты представляют собой сильнейшие инструменты власти, а в топологию города впечатаны символы иерархий и властные отношения.

Однако тактические медиа - как специально отмечал другой теоретик из Амстердама Дэвид Гарсиа - обязаны своим возникновением именно городу. Ведь город - в частности, Амстердам в середине 1980-х - обладал развитой телекоммуникационной инфраструктурой (например, доступными кабельными сетями) [4]. Тактические медиа возникли из теории Временных Автономных Зон, параллельно со сквоттерским движением, и создавали "островки неотчуждения" в пространстве потоков примерно так же, как это делали сквоттеры в пространстве места. Пиратское радио, любительские телесети передавали сигнал, завоевывая таким образом "свое" пространство потоков. Кроме того, в Голландии существовало либеральное медиа-законодательство и социальная экономика, создававшая элемент национального колорита - рабочие места неполной занятости, благодаря которым человек мог считаться совершенно легальным, работая, к примеру, в сквоттерском баре. Приезжая в Амстердам и заходя в сквоты, понимаешь, почему тамошние обитатели не так уж сильно стремятся к революции: у них она отчасти уже сделана. Можно прожить хоть всю жизнь, обитая среди своих, выполняя несложную работу, питаясь в вегетарианском ресторане и слушая пиратские станции.

Теперь, однако, многое изменилось. История Амстердама снова служит хорошим тому примером. После убийства ультраконсервативного политика Пима Фортеина в 2002 году местные правые взяли верх, и места неполной занятости оказались под угрозой. Коммерциализация пиратских радиостанций и лицензирование радиочастот (вместе с коммерциализацией прежде свободолюбивого цифрового пространства) оттесняют куда-то на периферию культуры знаменитое "public domain", то есть цифровую публичную сферу. Сквоты в Амстердаме пока стоят, но, скажем, в Берлине их становится все меньше. А что происходит в мире в целом, всем и так более или менее ясно. Как пишет австриец Конрад Беккер (кстати, его медиа-центр Public Netbase, тоже закрывают), "искусство более не может считаться изолированной областью, которой можно с честью или пользой посвятить свою жизнь" [5]. Вот потому-то и набирает новую силу движение тактических медиа (в прошлом году, после долгого перерыва, состоялся фестиваль тактических медиа next5minutes; см. "КТ" #513); потому-то и вызывает такое воодушевление в арт-медиа-сообществе появление локативных медиа.

Во-первых, как уже сказано, локативные медиа ориентированы на мобильные устройства нового поколения. Это означает, что после десятилетия "тактики" (термин "тактические медиа" подчеркивал их подвижность, стремительность, быструю реакцию [6]) артисты и активисты переходят к некоему стратегическому планированию - делая взвешенные прогнозы, рассчитывая долговременные эффекты. Например, конференции в медиа-центре Public Netbase уже несколько лет называются "стратегическими".

Во-вторых, использование функций, наиболее чутко исследуемых локативными медиа, - функций идентификации абонента по месту, заложенных в технологиях Wi-Fi и GPRS, - имеет двоякую природу: с одной стороны, они вводятся в качестве тестовых сервисов для родителей (чтобы следить за гуляющими детьми) и престарелых, но есть и конкретные указания на то, что скоро они будут задействованы непосредственно в интересах контроля за гражданами (например, в своей книге "Гигабайты власти" Бёрд Киви рассказывает, что в США подобными услугами уже пользуются фирмы-автопрокатчики, с помощью RFID-устройств следящие за превышением скорости арендованными автомобилями [7]).

Артмедиа-сцена международна, но судьба распорядилась так, что локативные медиа берут начало из Латвии. Именно там, на бывшей советской военной базе Кароста, ныне освоенной художниками (www.karosta.lv), в июле 2003 года прошел первый воркшоп (Workshop - рабочее совещание) по мобильной географии, посвященный исследованию того, как новейшая беспроводная коммуникация оказывает влияние на восприятие пространства, места и общественной организации. Некоторое время тема развивалась неспешно, но с начала прошлого года концепт локативных медиа победоносно шествует по миру. С основными событиями, связанными с его историей, можно ознакомиться на locative.net. Сама идея настолько сильна, что ее больше повторяют, чем замечают художественные работы в русле геолокативного исследования. Например, латышская художница Ева Аузина проследила маршрут движения молока от животноводческих ферм, через городские станции сортировки и до прилавков рижских магазинов. Участники ежегодного симпозиума Inter-Society for Electronic Arts (ISEA, ), прошедшего в августе прошлого года на пароме Таллинн-Хельсинки, поиграли в "картографической командный центр" - стилизованный военный контрольно-командный центр, обрабатывающий геолокативные данные, поступающие как из других проектов ISEA, так и с цифровых географических баз данных по всей Балтике.

Еще более изобретательны группы художников, работающих на стыке локативных медиа и сопутствующих артистических дисциплин - например, психогеографии. (В Страсбурге, на родине движения ситуационистов, уже проводился Open Source City - слет "новых ситуационистов и анархитекторов".) В свое время соратники Ги Дебора в своих derive (прохождениях) по городу не смущались отсутствием научности и, например, предлагали выбирать психогеографический маршрут, следуя за понравившимися запахами. Британская группа, располагающаяся по адресу www.socialfiction.org, в 2001 году решила исследовать город по схожей методологии. Прибыв в маленькое предместье Утрехта (Голландия) и разбившись на два отряда, британцы вооружились картами Рима и договорились встретиться через полчаса на мосту Гарибальди. Однако такой маршрут не позволил им в полной мере "раскрыть" город: участники не всегда могли свободно импровизировать, оказываясь в плену собственных идиосинкразий и ограничений. Поэтому вскоре для "деривов" были предложены новые правила. То, что получилось, теперь принято называть алгоритмической, или генеративной, психогеографией. Предлагается алгоритм, например:

  • второй направо
  • второй направо
  • первый налево
  • повторить,

    и участники следуют ему в своем путешествии по городу. Казалось бы, они берут на себя роль машин, но обилие шума и хаоса, в которые вследствие выполнения однотипных строгих команд погружаются участники, создает массу непредвиденных эффектов. "Это не чистое движение пикселов, не воплощенный флэш-мультик, а алгоритмический шум, и это нам нравится" [8].

    Психогеографические маршруты называются анархитектурой города и - методом более или менее свободной игры слов - уподобляются архитектуре программного обеспечения с открытым кодом, при этом предполагается, что код вписан в архитектуру города. Достраивая его, обмениваясь сведениями о нем (например, с помощью мобильных телефонов или онлайнового Wi-Fi-картографирования), участники совместно прочитывают или переписывают код.

    Ключевые понятия локативных медиа открывают нечто новое в нашем представлении о пространствах - например, пространствах реального и виртуального. Эрик Клюйтенберг высказывается в том духе, что локативность поможет примирить пространство места и пространство потоков, он даже выдвигает лозунг "Вперед, к гибридной публичной сфере!". Это становится возможным потому, что локативные медиа возвращают нас из экзотического пространства "кибер" в пространство реальности. С самого начала информационной эры литература в стиле "киберпанк", а также фильмы типа "Нирваны" или "Матрицы" представляли реальный и виртуальный миры как нечто разделенное: физические тела героев обитают там, где их поедают роботы, в то время как сознания бродят в искусственно сконструированных мирах - например, в программах. "Это ретроградная концепция, - пишет Клюйтенберг, - которая закрывает наши глаза на глубокое взаимопроникновение двух пространственных логик и сообщает совершенно консервативное представление о взаимосвязях между телесным и электронным пространствами". Контроль, который в эпоху технологической революции начинают осуществлять спецслужбы, происходит не где-то, а именно здесь, у нас. Локативные медиа предлагают изучать и картографировать этот город, эти города, а не области кибернетических антиутопий. Вспомним, о чем пишет арт-группа "Куда бегут собаки" (см. "КТ" #567, ): "Виртуальная реальность, данная нам в ощущениях, сделала нашу жизнь прекрасной и удивительной. Мы приглашаем Вас в суровый мир реальной реальности".

    Поскольку карта является образом мира и руководством по передвижению между пространствами, чрезвычайно важно брать в свои руки и осваивать карты. Одна из секций фестиваля тактических медиа "next5minutes" в 2003 году носила название "Cartography of power" ("Картографирование власти"). Надо, чтобы карты не только отражали информацию об объектах, располагающихся в пространстве, но и соблюдали необходимые пропорции. В "Словаре тактической реальности" Конрад Беккер пишет: "Карты не только предоставляют абстрактные картины мира как такового, они также содержат информацию о тех, кто их создает. Это особенно ясно видно на старых картах. Если мы хотим узнать, в чьей перспективе представлен здесь мир, то достаточно посмотреть на центр репрезентации".

    Для художников и активистов весьма важно выступать в качестве "тестовых сервисов" для корпоративных технологий, поскольку они оказываются в состоянии выработать новые подходы к ним, предусмотреть возможности некоммерческого использования, позаимствовать элементы интерфейса в интересах разработки культурных, нон-профитных интерфейсов. Все это - инструменты освоения города и технологий, которыми он наполнен, способы примирить "виртуальное" пространство с географическим, или пространство потоков и пространство места, по выражению Мануэля Кастельса. Прогрессивный лондонский журнал Mute определяет это как локативную грамотность [9].

    [1] Manuel Castells, The Information Age. Vol.1: The Rise of the network society. - Blackwell, 1996. "The space of flows": p.376-429.
    [2] Eric Kluitenberg, Connection in Visibility. Reconnecting the Space of Flows Unplugged
    [3] www.en.wikipedia.org/wiki/Psychogeography.
    [4] David Garcia, Amsterdam media agenda (www.getto.ru/anarh/c_05.html).
    [5] Конрад Беккер, Словарь тактической реальности. - М.: Ультра-Культура, 2004, с.72.
    [6] См. манифест "АВС тактических медиа" Г. Ловинка и Д. Гарсиа.
    [7] Algoritmic noise as free culture: The Hot Summer of Generative Psychogeography 2002.
    [8] Конрад Беккер, Словарь тактической реальности. - М.: Ультра-Культура, 2004, с.149.
    [9] Saul Albert, Locative Literacy // Mute #28, summer/autumn 2004.

  • © ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
    При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.