Где хорошо, там и родина
АрхивКолонка ЗолотоваНаладонные компьютеры кажутся слишком немощными для серьезной работы, но фантазия и настойчивость компенсируют недостатки техники. В России вышел музыкальный альбом, целиком созданный с помощью наладонника Palm. История из первых рук!
Странные люди эти русские...
/из отзывов на англоязычном сайте/
В мире наладонных компьютеров - маленькая сенсация: интернациональное Palm-сообщество последние несколько дней обсуждает... музыкальный диск, от начала и до конца написанный российским кибер-артистом на машинке под управлением PalmOS. Русские (hpc.ru, demoscene.ru), английские, мексиканские (?!) (а также испанские, немецкие, итальянские и прочие) ресурсы, посвящённые пальмоводству, отметились короткой заметкой, но у меня есть возможность рассказать о событии и стоящем за ним человеке более подробно: Александр Золотов (также известный как NightRadio), автор успевшего нашуметь альбома WarmPlace - студент екатеринбуржского УГТУ-УПИ, по счастливой случайности ещё и мой брат, поэтому история - из первых рук. Впрочем, постоянным читателям КТ Александр уже знаком по колонкам двухлетней давности: ArmZX, первый эмулятор платформы ZX Spectrum для PalmOS, написал именно он (вспомните "Шаровары для венчурного капиталиста" и "Как мы шили шаровару"). Кстати, та история всё ещё продолжается - в марте ArmZX будет выставляться на CeBIT на стенде компании PDAssi, но я отвлёкся...
История WarmPlace уходит корнями в 2002-й год и начинается, как ни странно, с простенького плеера для воспроизведения музыкальных файлов формата MOD. Пришедший ещё с "Амиги", MOD считается классикой демосцены: крайне примитивный по сути, он предназначается для сохранения музыкальных произведений, созданных в так называемых трекерах - программах для манипуляций короткими звуковыми отрывками (сэмплами). Три года назад, когда Palm-наладонники строились на сравнительно медленных процессорах, средств для прослушивания MOD-композиций под PalmOS не существовало - считалось, что мощности машинки не хватит даже на эту простую задачу. Саня сумел тогда сделать невозможное: написанный им MOD-плеер PsyTexx играл MODули даже на самых дешёвых устройствах модельного ряда Palm (у него самого тогда был Palm m105). PsyTexx стал первым MOD-плеером для PalmOS, но просуществовал в этой роли недолго. Вскоре проект перерос в одноимённую программу-трекер, с помощью которой можно было заниматься уже композицией - на ходу, на миниатюрном экранчике разрешением 160х160. К лету 2004-го PsyTexx превратился в серьёзный инструмент (трекер, редактор сэмплов, встроенная помощь), со своим музыкальным форматом, основанным на MOD, но усовершенствованным: до 12 независимых каналов, новые звуковые (эхо, частотные сдвиги, дисторшн, и др.) и паттерн-эффекты. Сегодня исходные тексты PsyTexx опубликованы под лицензией GNU GPL.
На лето 2004-го приходится и рождение идеи WarmPlace. Отчасти для демонстрации возможностей своего инструмента, отчасти - удовольствия для (Саня пишет музыку с 1991-го года, когда в нашем доме впервые появился компьютер: он поочерёдно превращал в синтезаторы самопаянный "Специалист", после ZX Spectrum, потом IBM PC, и вот уже несколько лет - наладонники), он начинает писать композиции с замыслом объединить их в альбом. К этому времени он работает уже с Palm Tungsten T, но основным программным инструментом остаётся всё тот же PsyTexx.
Всего в альбоме WarmPlace девять композиций, на написание которых ушло почти полгода. В комментариях к диску Александр упоминает "сотни часов работы вовне", и, можете мне поверить, именно так всё и было. WarmPlace писался буквально везде. В трамваях, маршрутках и автобусах по дороге в институт и обратно, за партами на парах и дома на диване, на берегу городского озера и деревенской речушки. Залитые солнцем луга на обложке диска - наша родная деревушка Кузино (сотня километров от Екатеринбурга), где была собрана и значительная часть исходного аудиоматериала для альбома. Композиция Grayscale Mirror вообще целиком рождена на наладоннике: сэмплы для неё Саня цифровал с помощью микрофона Palm (журчание речки, стрёкот кузнечиков, бряцанье подобранным под ногами металлом, отрывки записей Эдуарда Артемьева с древней-древней виниловой пластинки, воспроизведённой вручную на давно перегоревшем проигрывателе и т.п. и т.д.), редактировал их и сводил в мелодию - всё это не выходя из PsyTexx. На машинке же сделано и оформление: в графическом редакторе GrayPaint. Это небольшие чёрно-белые картинки, украшающие основную обложку. Распространяется WarmPlace бесплатно, в виде MP3-файлов и "музыкального диска" - специальной программы для Microsoft Windows, включающей сам PsyTexx, все MODули, а также оформление. Скачать их можно с сайта Александра, warmplace.ru.
Сегодня Саня цинично величает свой вольфрамовый пальм "боевой машиной пехоты": за время работы над WarmPlace экранчик протёрся стилусом (не до дыр, но заметно), так что на нём буквально "выгравирована" виртуальная клавиатура PsyTexx, а металлический корпус побит и поцарапан. Эту машинку два года назад ему помог приобрести партнёр по проекту ArmZX в США, а сейчас Александр собирает деньги на новую модель. Зачем? Кипит работа над следующей версией трекера - уникальным по функциональности свободным, мультиплатформенным трекером нового поколения PsyTexx 2. Альфа-версия программы работает под PalmOS, MS Windows и Linux (в консоли и под X Window), в основе её необычный звуковой и графический движки, но... Это уже другая история =)