Американская мечта позеленела
АрхивРаздача слонов на недавно закончившемся ежегодном автошоу в Детройте (NAIAS-2005) не принесла сюрпризов — фаворитами года, как и ожидалось, стали американцы: лучшим внедорожником был признан гибрид Ford Escape с бензиново-электрическим двигателем, а лучшим легковым автомобилем — седан Chrysler-300.
Раздача слонов на недавно закончившемся ежегодном автошоу в Детройте (NAIAS-2005) не принесла сюрпризов — фаворитами года, как и ожидалось, стали американцы: лучшим внедорожником был признан гибрид Ford Escape с бензиново-электрическим двигателем, а лучшим легковым автомобилем — седан Chrysler-300. Однако без сенсации все же не обошлось: впервые награду получил «зеленый» мини-грузовик, укрепив тем самым наметившуюся пару лет назад тенденцию на популяризацию «экологических» видов автотранспорта, работающего на электробатареях или жидком водороде.
Североамериканский автосалон является крупнейшим смотром достижений мирового автопрома и во многом формирует покупательские предпочтения американцев на год вперед. Выставка в Детройте, будучи передовым краем отрасли, всегда блещет инновациями и оригинальными идеями дизайнеров. Не стало исключением и нынешнее автошоу. Тем не менее, большинство аналитиков вынуждено признать: несмотря на разнообразие представленных на выставке автомобилей-гибридов, умы американцев продолжают занимать вместительные и не слишком экономичные автомобили. Спрос на внедорожники не падает даже в периоды небывалого роста цен на бензин, и существенных изменений во вкусовых пристрастиях потребителей в ближайшие пару лет ждать не следует.
В 2005 году эксперты ожидают небольшого увеличения продаж в «зеленом секторе», однако в любом случае доля экологических моделей вряд ли превысит 1,5% всего североамериканского рынка легковушек. В середине нынешнего года Toyota собирается объявить о дате начала выпуска таких автомобилей в США. Во многом этой перспективе способствует активная позиция губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера по вопросам экологии. Выпускать гибриды планируется на предприятии NUMMI (New United Motor Manufacturing) во Фремонте, однако не исключено, что из-за возможных технологических проблем придется строить новый завод. Как прореагирует на новое предложение рынка американский покупатель, славящийся своей консервативностью, сегодня угадать непросто, но производство экомобилей наверняка принесет автоконцернам немалые политические дивиденды.
Теперь поговорим о самих экспонатах NAIAS 2005. Помимо лидера года — внедорожника Escape — Ford привез в Детройт еще несколько экологичных моделей. Внимания прежде всего заслуживает футуристический концепт SYNUS (фото 1), построенный на базе маленькой Fiesta из малопопулярного в Штатах B-класса. Этот автомобиль оснащен 45-дюймовым ЖК-дисплеем от Sharp на задней двери — пожалуй, самым широким экраном, когда-либо установленным в салоне. На дисплее можно смотреть телепередачи, играть, работать с компьютером (предусмотрены разъемы для подключения игровых приставок и ПК). Кроме того, у ЖК-панели есть и еще одно предназначение — демонстрировать окружающую обстановку. Дело в том, что создатели SYNUS — вероятно, под впечатлением от криминогенной атмосферы современных мегаполисов — стилизовали автомобильчик под инкассаторский броневик. Ветровое стекло и боковые окна оборудованы выдвигающимися панелями для защиты салона от злоумышленников и посторонних взглядов. В «антихулиганском» режиме выглянуть наружу можно только с помощью нескольких установленных на машине камер наблюдения и маленьких неоткрывающихся окошек с пуленепробиваемыми стеклами.
General Motors выставил два «зеленых» концепта — Graphyte (фото 2) и Sequel (фото 3), на которые публика слеталась как мухи на мед. Особенностью Graphyte является разработанный GM совместно с DaimlerChrysler гибридный двигатель, способный работать как на электрической, так и на бензиновой (или совмещенной) тяге. При этом в гибридном режиме автомобиль обещает быть на 45% экономичнее своих бензиновых коллег. А вот интереснейший GM Sequel уже в настоящее время может быть укомплектован двигателем, работающим на водородных топливных элементах (технология Hy-Wire) и выбрасывающем вместо отработавших вредных газов только водяной пар. Вот только его стоимость пока получается на порядок больше, чем нужно: одна только двигательная установка тянет примерно на 40 тысяч долларов. И для того чтобы машина с водородным двигателем смогла сравняться с бензиновым аналогом по основным характеристикам, включая цену, понадобится, считают эксперты GM, еще лет шесть исследовательских работ: к 2010 году компания планирует закончить подготовку к серийному производству сравнительно недорогих автомобилей на водородном топливе (Однако на создание инфраструктуры обслуживания (заправка, ремонтные мастерские) для таких автомобилей могут потребоваться десятки лет.). Вполне вероятно, что это будет GM Sequel, так как предыдущие похожие концепты GM были довольно далеки от серийных реализаций. Мощность нового автомобиля возросла на четверть по сравнению с прежними разработками и составила 105 л. с.; без подзарядки на нем можно проехать 480 км на скорости 145 км/час. У Sequel три топливных бака общей емкостью 8 л. До 100 км/час он разгоняется менее чем за десять секунд — вполне приличная динамика для электромобиля.
Салон концепта также заслуживает внимания. На центральной консоли размещен лишь рычаг управления «автоматом», несколько циферблатов и большой подвижный дисплей (фото 4), выполняющий функции навигационной системы и развлекательного центра (органы управления климатической установкой размещены на передних дверцах). Под ЖК-экраном находятся порты для подключения внешнего компьютера, там же поселился модуль Bluetooth. Необычная компоновка салона позволяет разворачивать пассажирское сиденье на 180 градусов. Экстравагантно выглядит люк, представляющий собой комбинацию из прозрачных пластин в центральной части крыши.
Активно разрабатывает жилу экомобилей и третий участник большой американской тройки автостроителей — DaimlerChrysler. Его седан Chrysler-300 (фото 5), получивший в США титул «легковой автомобиль года», и концепт-купе Chrysler Firepower тоже могут быть оборудованы как классическим бензиновым, так и гибридным двигателем. Помимо перечисленных машин, на «зеленом» сегменте выставки отметились спортивное купе Lexus LF-A с гибридным двигателем, трехместный Volvo 3CC, работающий на ионно-литиевых батареях (фото 6), и гибридный внедорожник Honda Acura RD-X (фото 7).
На шоу в Детройте состоялось более шести десятков премьер, в том числе двадцать три мировые. Компания Jeep продемонстрировала, пожалуй, самый концептуальный внедорожник наступающего года — Hurricane (фото 8). У этого двухместного автомобиля сзади и спереди установлены двигатели объемом 5,7 л и мощностью 335 л. с. Каждая силовая установка приводит в действие по два колеса, причем по два — с каждой стороны кузова. Такая оригинальная система весьма эффективна на бездорожье. Кроме того, Hurricane умеет разворачиваться на месте и ездить боком.
Subaru представила свой первый большой SUV Tribeca, построенный на платформе легковой Legacy. Семиместный кроссовер оснащен тремя рядами сидений и приводится в движение 3-литровым двигателем мощностью 250 л. с. Очевидно, это будет самая дорогая модель за всю историю компании.
Внедорожник Allroad Quattro от Audi получил турбодизельную силовую установку V8 объемом 4 л и мощностью 286 л. с. Способный разогнаться до 100 км/час за 6,4 с, он, тем не менее, полностью соответствует экостандарту Евро-4. Впервые на Audi появится система слежения за ситуацией на дороге и разметкой.
Mitsubishi сделала ставку на новое поколение купе Eclipse (фото 9) с агрессивным внешним дизайном и оригинальной приборной панелью, больше напоминающей приборы мотоцикла, нежели автомобиля, а Nissan представила будущего конкурента Audi TT — концептуальное купе Azeal. Ну и, конечно, множество посетителей собрала экспозиция Volkswagen, показывавшей еще одну версию своего нового «жука» под названием New Beetle Ragster (фото 10).
Отечественные автопроизводители на североамериканском автошоу традиционно отсутствовали, хотя опыт участия в последних титульных выставках за рубежом у них уже есть. Например, флагман российского автопрома — тольяттинский АвтоВАЗ — полгода назад выставлял свои автомобили на парижском автосалоне, где большой интерес вызвала модель «Лада-Ангел 2», использующая в качестве топлива водород. Однако это пока лишь эксперимент, который удастся воплотить в жизнь не раньше, чем лет через двадцать. Меж тем Россия становится все более привлекательной страной для мировой автопромышленности. Об этом заявил в Детройте глава GM-Europe Карл Петер Форстер (Carl-Peter Forster). Речь шла и о возможности создания новых совместных предприятий с АвтоВАЗом, наподобие уже действующего производства внедорожников под маркой Chevrolet-Niva.