Наука с открытыми исходниками
АрхивПо мере того как информация все больше становится главной ценностью современной цивилизации, базовые модели работы инфотехнологической отрасли все чаще проявляются совсем в других областях бизнеса, индустрии и науки.
По мере того как информация все больше становится главной ценностью современной цивилизации, базовые модели работы инфотехнологической отрасли все чаще проявляются совсем в других областях бизнеса, индустрии и науки. Причем как в своих уродливых, так и в привлекательных ипостасях.
Вот, скажем, прекрасно всем известная проблема пиратства и честного копирования. Любому здравомыслящему человеку понятно, что, покупая на законном основании DVD, ты имеешь полное право сделать себе и резервную копию (хотя бы на случай порчи оригинала) — однако по мнению кинокомпаний это следует именовать «пиратством», то есть преступлением. Весьма похожая коллизия, переворачивающая здравый смысл с ног на голову, происходит ныне в сельском хозяйстве.
Одна из мощнейших биотехнологических корпораций мира, Monsanto, продает на рынке генетически модифицированные семена, весьма успешно противостоящие насекомым-вредителям и сорнякам (в США, к примеру, генетически модифицировано уже около 85% выращиваемой фермерами сои). Но продаются семена Monsanto на условиях очень жесткой лицензии, категорически запрещающей оставлять часть семян урожая для засева на следующий год. Разумеется, эта практика в корне противоречит традициям сельского хозяйства, многие фермеры не особо тщательно читают условия контракта, а потому постоянно возникают конфликты и судебные разбирательства с обвинениями в пиратстве. За период с 1997 года корпорация Monsanto уже более девяноста раз затевала судебные преследования таких «пиратов», которые заканчиваются для фермеров крупными (в сотни тысяч долларов) штрафами, а иногда даже тюремным заключением. Пока что Monsanto не проиграла ни одного подобного дела, поскольку суды твердо стоят на стороне владельца прав на интеллектуальную собственность.
Ситуация в биотехнологиях сложилась ныне так, что чуть ли не весь процесс научных исследований контролируется крупными корпорациями, владеющими портфелями ключевых патентов. Для того чтобы эффективно продвигать исследования, ученым нужен доступ к самым точным данным и самым передовым технологиям. Однако львиная доля этой информации запатентована, доступна лишь за деньги, а значит, многие исследователи из академических структур и некоммерческих организаций рискуют оказаться за бортом процесса. Опасность такого хода событий многие осознали еще в конце прошлого века, и в 1999 году в научном сообществе впервые прозвучала идея о создании «биологии с открытыми исходниками». Иными словами, разумного механизма для обеспечения ученым свободного доступа к информации, необходимой при изобретении новых биотехнологических продуктов — в равной степени безопасных и выгодных обществу.
Пять с небольшим лет спустя эта идея науки (не только биологии) с открытыми исходниками начала обретать, наконец, реальное воплощение. Австралийская независимая организация BIOS (от Biological Innovation for Open Society, «Биологические инновации для открытого сообщества») объявила о начале работы легальной платформы, которая обеспечит исследователям свободный доступ через Сеть к запатентованным ДНК-последовательностям и методам манипуляций биологическим материалом. Единственное, что потребуется от ученых, присоединяющихся к BIOS (www.bios.net/daisy/bios/15), это следовать «правилам участия», которые по сути своей весьма похожи на аналогичные правила сообщества разработчиков программ с открытыми исходными кодами. Участники движения владеют патентами на плоды своей работы, однако не могут препятствовать другим в использовании этой информации для разработки подобных продуктов. Любое же достижение, сделанное на основе платформы BIOS, должно быть общедоступным, как и любая выявленная информация об опасностях новшества для здоровья. По призыву организаторов BIOS веб-инструментарий для работы платформы разработан Брайеном Холлендорфом (Brian Hollendorf) и возглавляемой им фирмой ColabNet.
Одновременно с BIOS начинает функционировать и еще одна подобная организация, Science Commons, или «Научная община» (science.creativecommons.org). Структурно этот проект можно считать ответвлением известной инициативы Creative Commons, возникшей в свое время в США как новая, более открытая альтернатива сложившимся взглядам на патенты и интеллектуальную собственность в инфотехнологиях и индустрии развлечений. «Научная община» планирует объединить не только биологов, а исследователей из самых разных областей, чтобы на основе идеи открытых кодов предоставить им «нейтральную почву», где всякий владелец патентных прав может сам решить, в каком объеме ему хотелось бы сохранить контроль за своей интеллектуальной собственностью. Благодаря механизмам, выработанным в Creative Commons, все это можно без проблем реализовать самостоятельно, не прибегая к услугам юристов.
Организаторы двух упомянутых платформ видят в происходящем органичную часть эволюции современной науки, поскольку попытки открыть исследователям свободный доступ к новейшей информации предпринимаются ныне с разных сторон. В эту же картину, например, логично вписывается и деятельность проекта Public Library of Science («Публичная научная библиотека» ), предоставляющего свободный доступ через Интернет к научным журналам. Одновременно (как и в сообществе открытого ПО) все читатели журналов могут становиться участниками критического исследования полученных в статьях результатов или организаторами дополнительных экспериментов. В частности, возвращаясь к биотехнологиям, организаторы BIOS надеются, что идеи свободного ПО наряду с расширением доступа к информации о последовательностях ДНК и методах манипуляции материалом привнесут в биологию главные ценности хакерской культуры (в ее лучшем смысле), такие как поиск наиболее элегантных решений, креативность, стремление поделиться плодотворными результатами ради всеобщей выгоды.