Архивы: по дате | по разделам | по авторам

К. Корнильев, IBM: "Первый контракт между IBM и CCCР подписал Лужков"

АрхивВ фокусе
19.01.2005

Глава IBM в Восточной Европе и Азии Кирилл Корнильев рассказывает о многолетней истории работы компании в России, сделке с китайской компанией Lenovo и грантах IBM Faculty Award.

Недавно IBM отметила тридцатилетие своей деятельности IBM в России. Мы воспользовались случаем и решили задать главе IBM в Восточной Европе и Азии Кириллу Корнильеву несколько вопросов, касающихся прошлого и настоящего компании IBM.

- 30 лет - срок серьезный и внушительный для любой компании. Какие события, произошедшие за эти годы, вы считаете наиболее важными и значительными?

- Я пришел в IBM в 1993 году, поэтому с ранним периодом истории IBM в России знаком больше по рассказам предшественников и по документам.

Если быть точным, то первый контракт на территории СССР у нас был подписан в 1972 году. Тогда Минхимпром закупил у нас мейнфрейм, а начальником управления информатизации в Минхимпроме в то время был Юрий Михайлович Лужков. Поэтому первый контракт в истории между IBM и советским правительством был подписан как раз Лужковым.

А офис мы открыли в 1974 году. Тогда как раз появился ряд интересных проектов, в частности, большой проект с КАМАЗом. Вообще тот период был довольно любопытен. Дело в том, что это был период первой оттепели в отношениях между США и СССР, и было очень много совместных планов. Например, тогда, в семидесятые годы, было принято решение о клонировании мейнфреймов IBM в Советском Союзе, появились машины ЕС ЭВМ.

В конце семидесятых годов очень интересная фигура появилась в качестве посла Соединенных Штатов в СССР. Как  вы знаете, наша компания была основана Томасом Уотсоном-старшим, у которого был сын Томас Уотсон-младший. Он, собственно, и возглавил компанию, после того, как его отец ушел на покой. Именно при Томасе Уотсоне-младшем в 1963 году был создан мейнфрейм. Потом и он ушел на покой, а уже будучи пенсионером, стал послом США в СССР. Конечно, здесь наверняка были какие-то грандиозные совместные планы, но им не удалось реализоваться, потому что наступила уже другая эпоха.

Тогда последовало охлаждение отношений между двумя странами, связанное с войной в Афганистане и Московской Олимпиадой, и IBM тогда с честью выдержала этот экзамен. Дело в том, что IBM обеспечивала информационную поддержку Олимпиады, кроме того, у нас тогда было начато уже много совместных проектов, а тут приходит эмбарго. И надо было как-то выходить из положения, ведь нельзя же было нарушать контрактные обязательства! Тогда целый ряд сотрудников IBM, работавших над проектами в СССР уволились из компании и перешли на работу к одному из европейских бизнес-партнеров. И они спокойно там отработали, все завершили. Олимпиада прошла, они уволились и вернулись опять в IBM.

И из-за этого у советского руководства было очень положительное отношение к IBM, ведь бывают всякие политические ситуации, но это не означает, что нужно все оставить и бросить клиента на произвол судьбы.

У нас выстроились очень плотные деловые отношения с рядом отечественных институтов, занимающихся вычислительной техникой и автоматизацией. И когда закончилось эмбарго, мы создали уже не просто аккредитованный офис, а полноценное представительство, полномасштабное предприятие со стопроцентным иностранным капиталом. Оно было создано в 1991 году и называлось "IBM CCCP".

Позднее, в 1993 году, когда CCCP уже распался, оно было названо "IBM Восточная Европа Азия". И тогда мы искали место под офис, и арендовали его, как вы думаете у кого? У одного из наших давних партнеров, работавших с нами еще во время Московской Олимпиады. И очень успешно жили и работали в этом офисе, за это время бизнес разрастался.

Самым сложным, самым переломным моментом у нас был, пожалуй, 1998 год. Все мы помним, что тогда происходило. Нам тогда удалось избежать финансовых потерь, и я считаю, что нам повезло. Была ли причина в хорошем руководстве с нашей стороны или в чем-то еще, не знаю. Но нам удалось сохранить костяк нашей команды. Как бы то ни было, с тех пор компания развивается очень поступательно и бурно, и наших старых офисов нам стало не хватать.

В начале этого года мы размещались уже в четырех офисах в Москве. А это даже для документооборота неудобно, ведь даже элементарную подпись получить порой было сложно. И вот недавно мы переехали в новый офис в деловом комплексе "Москва-Сити". И мы выбрали как раз такое место, которое еще в течение многих лет будет интенсивно застраиваться, так что перспективы для расширения у нас, естественно, есть. Вот мы планируем получить новые помещения в одной из строящихся башен этого делового центра.

- Наверное, были и какие-нибудь курьезные случаи, связанные с деятельностью IBM в России?

- Их было очень много. Это про одного нашего заказчика, не буду называть его, так как он не давал мне разрешения. Звонок от заказчика "У нас тут машина сломалась" - "Что за машина, как называется?" - "IBM System 7". Мы думаем, что за IBM System 7, никто у нас не знает такой. Наконец, мы нашли человека, который знает. Это один из наших старейших сотрудников Владимир Владимирович Логинов, он говорит "Знаю эту машину, я им ее и ставил". Как выяснилось, она использовалась для автоматизации производства в литейном цеху нашего заказчика, а была там установлена аж в 1974 году. Приехали посмотреть на неисправность. Оказалось, там всего-навсего порвался резиновый ремень привода жесткого диска. Заменили. И, что вы думаете, работает!

Другой был случай. Стояли наши мейнфреймы в вычислительном центре одного государственного учреждения на первом этаже. И вот однажды зимой там случился пожар. И административное здание полностью выгорело. А представляете, что происходит, когда тушат пожар? Все гибнет под потоками воды. И вот пришли мы посмотреть. Стоят мейнфреймы все облитые такой ледяной глазурью. Что же делать? Вставили новые стекла, дали воде растаять, слиться, затем просушили в течение недели, потом включили. Работает!

Это такие забавные непридуманные истории, которыми полна жизнь. От этого и жить становится веселей.

- Сегодня были вручены гранты представителям ряда высших учебных заведений России и Украины. Расскажите, как дальше будет развиваться программа IBM по взаимодействию с вузами?

- Очень хороший вопрос. Как я уже говорил, уровень представительства нашей компании в России с годами увеличивается. А сейчас наступил такой этап, что мы становимся довольно значительным предприятием с точки зрения оборота в Российской Федерации. Просто быть офисом продаж - это уже несерьезно. И, естественно, вступают в силу другие механизмы, которые были отработаны нашей компанией в других странах. Это университетская программа - содействие академическим исследованиям, это привлечение наших отечественных специалистов для проведения каких-либо подрядных работ по разработке и написанию программных средств для IBM.

Это такая деятельность, которая дохода в американских долларах не приносит, но это очень важно. И вот почему. Мы растем, нам нужны специалисты, а где их взять? Можно бегать и перекупать у конкурентов, но это не выход с точки зрения развития рынка, и гораздо лучше, чтобы молодые, начинающие специалисты приходили к нам и начинали работать. Для этого мы взаимодействуем и с вузами и с преподавателями, составляем для них учебные планы. Когда компания переходит определенную грань, ей уже недостаточно выйти на рынок и найти там 2-3 специалиста, которые всегда там есть. Мы заинтересованы в том, чтобы 2-3 раза в год был выпуск, из которого мы могли бы выбирать себе новых специалистов.

Это жизнь, и в этом нет ничего специфичного. Любая компания, не только IBM, которая хочет работать на рынке долго, успешно и плодотворно, занимается подобными вещами. И у нас сейчас как раз наступил такой этап. В нашем представительстве появился специальный человек, который как раз и занимается университетской программой - грантами, курсами. Вот недавно у нас был проект - мы разработали курс обучения по программе MBA совместно с одним московским вузом. Цель этой программы - получить образованных людей, который разбираются и понимают менеджмент и управление ИТ-инфраструктурой. А главное - они понимают, что информационные технологии могут быть не только средством автоматизации, но и конкурентным преимуществом. И понимают это не на уровне каких-то лозунгов, а на уровне фундаментального высшего образования. И отдача будет ощутима на всем рынке информационных технологий, ведь такой человек, придя на работу, к примеру, в банк или на промышленное предприятие, начинает мыслить несколько иначе, чем люди старой закалки. Это совершенно естественный процесс, и в этой работе мы тоже хотели бы участвовать.

- Недавно было объявлено, что IBM уходит с рынка ПК и отдает этот бизнес китайской компании Lenovo. Какие изменения в связи с этим произойдут в стратегии IBM?

- Давайте определимся с понятиями. Есть рынок персональных компьютеров. Он включает в себя десктопы, ноутбуки и т.д. Этот рынок состоит из корпоративного сектора, куда входят, например, рабочие станции. Яркий пример - поставки для Пенсионного фонда РФ, "Норильского никеля" и т.д. А второй сегмент - это домашние компьютеры, когда люди приходят в магазин и покупают. Но IBM не делает домашних компьютеров, нас нет на этом рынке уже, пожалуй, лет восемь. Мы всегда работали на рынке персональных компьютеров, но только компьютеров для корпоративных нужд. Мы работали с заказчиками промышленными, государственными и т.п.

А теперь о нашем взаимодействии с Lenovo. Не секрет, что сейчас практически все компании занимаются аутсорсингом. Вот яркий пример - заводы HP не принадлежат HP, заводы Dell во многих странах не принадлежат Dell. Компания Dell занимается коммерцией, гениальной коммерцией, а все производство у нее сосредоточено в Китае.

[От редакции. В представительстве Dell "Компьютерре-Онлайн" сообщили, что в Китае производится лишь пятая часть компьютеров Dell. Компании принадлежат заводы во многих странах, в том числе в Ирландии и США.]

IBM прекрасно понимает эту тенденцию. В данной ситуации наша компания сделала шаг вперед. В ближайшие несколько лет будет происходить следующее. Будут выпускаться персональные компьютеры с логотипом IBM, и компания Lenovo будет эти компьютеры выпускать и продавать. А поскольку эта компания выделенная и сфокусированная, и у нее другая структура и нет такой грандиозной корпоративной надстройки, то и расходы здесь будут, естественно, поменьше. И если ПК с логотипом IBM появятся на консьюмерском рынке, то они будут сделаны компанией Lenovo. И это будут компьютеры, выпускаемые под двумя брендами - IBM и Lenovo.

Теперь нужно сказать, что же происходит между двумя компаниями. IBM и Lenovo создают новую компанию. У Lenovo будет 45 % акций, у IBM - 19 %. Оставшийся процент будет распределен между другими акционерами. Штаб-квартира новой компании будет находиться в Америке. Research-подразделение IBM переходит на работу в эту компанию. То есть те люди, которые разрабатывали ThinkPad, теперь будут работать там. Все деловые обязательства при этом остаются в силе. На самом деле компьютеры IBM будут делать те же самые люди на тех же самых заводах.

10 000 сотрудников IBM, которые занимались продажей персональных компьютеров, переходят в компанию Lenovo. Примерно такое же количество сотрудников компании Lenovo войдут в состав этого нового предприятия. И среди руководства очень интересное распределение ролей. Генеральным директором будет нынешний президент Computing Division компании IBM. А вот финансовый директор нового предприятия будет из сотрудников компании Lenovo. Вот такая сложная структура. Даже сложно сказать, будет ли это китайская компания. Да, конечно там будет 45 % китайского капитала, но это будет не узко национальная компания, так как уже сегодня ясно, что создается мощный PC-вендор. Вот такая интересная вырисовывается картина.

Так что мы будем продолжать продавать компьютеры IBM, на них будет стоять лого нашей компании. Ведь когда мы приходим в ресторан "Макдональдс", это совершенно не значит, что мы там встретим продукцию, произведенную непосредственно американской компанией McDonalds. Во всем мире у них действует широкая и разветвленная система франчайзинга. Это форма бизнеса, принятая и широко используемая во всем мире, и на этом пути каждая компания стремится выбрать тот путь, который подходит непосредственно ей.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.