Оранжевое настроение
АрхивКолонка ЗолотоваТаких планет человек еще не видел: укутанный оранжевыми сумерками фантастический мир с углеводородными морями заснят и услышан зондом Huygens.
Выбирать тему, с которой начинать очередную неделю, сегодня не приходится: все радио- и телеканалы, все сетевые ресурсы твердят об одном и том же - успешной посадке на поверхность Титана автоматического зонда Huygens. Больше десяти лет напряжённого труда сотен специалистов из двух десятков стран мира потребовалось, чтобы доставить на далёкий спутник Сатурна 320-килограммовый аппарат. Вошедший в атмосферу Титана в пятницу 14 января, Huygens потратил на спуск два часа и проработал в общей сложности пять, передав на Землю три с половиной сотни фотографий и сравнимый объём полученной различными приборами сопутствующей информации о планете. По нынешним меркам - совсем немного, но цель в данном случае несомненно оправдала средства: Huygens - первый посланник человечества, сумевший заглянуть под оранжевые облака самой загадочной из лун Солнечной системы, и показавший нам фантастический мир. Ничего подобного человек ещё не видел.
Разрешение фотокамер "Гюйгенса" почти эквивалентно человеческому глазу, поэтому, просматривая сделанные зондом во время спуска и после посадки фотографии, можно составить представление о том, что увидели бы вы, окажись на борту аппарата лично. Конечно, человеку на Титане пришлось бы нелегко: минус 180 градусов по Цельсию и плотная азотная атмосфера делают выживание здесь задачей непростой. Но тем удивительней полученные снимки. Титан скрыт от внешнего наблюдателя непроницаемой завесой облачности, под которой простирается огромный (планета больше Меркурия и Плутона) и сложный мир. Под апельсиновым небом, погруженные в вечный сумрак, лежат оранжевые континенты и острова, плещутся моря и озёра, медленно несут свои воды реки. Впрочем, аналогии условны: сверхнизкие температуры делают условия на Титане уникальными. Вода наличествует лишь в виде грязного льда, разбросанного булыжниками, которые заснял "Гюйгенс" в месте своей посадки. Реки, озёра и моря заполнены тёмной тягучей субстанцией, по консистенции напоминающей смолу - это сложная углеводородная смесь, частью сжиженный метан или этан, частью тяжёлые углеводороды. Суша - пропитанный "варом" песок, покрытый смёрзшейся коркой. На фотографиях с высоты нескольких километров, близ побережья, в атмосфере заметны белёсые образования - это, вероятно, метановый туман.
Помимо фотографий Huygens передал и аудиозаписи. Специальные микрофоны, установленные на борту зонда, фиксировали звуки при спуске и сейчас часть из них можно прослушать на компьютере: аудиоматериалы опубликованы на сайте Европейского космического агентства (ESA) в виде файлов в формате MP3. Как уверяют исследователи, предварительный анализ записей показал, что кроме завываний ветров Титана удалось зафиксировать и тамошние грозы - акустические всплески, рождённые электрическими разрядами в атмосфере. Кроме того, посредством особой обработки трансформированы в слышимую форму сигналы бортового радара "Гюйгенса", отслеживавшего расстояние до поверхности планеты на этапе спуска. Именно их крутили на пресс-конференции, не раз показанной российским телевидением - вы наверняка помните эту глупую сцену, в которой научный директор ESA, под звук, напоминающий подскоки металлического шарика, наглядно демонстрировал смеющимся журналистам этапы спуска "Гюйгенса". Для непосвящённого наблюдателя эта информация и в самом деле бессмысленна, но исследователи обещают извлечь из неё ценные сведения о свойствах поверхности Титана в месте посадки.
К сожалению, не обошлось без накладок, и самой тяжёлой из них стал деформированный канал связи между Huygens и доставившей его к Титану станцией Cassini. Линк был построен весьма хитроумно: Huygens, спускаясь на Титан, передавал данные не прямиком на Землю, а на борт Cassini, которая, записав их, должна была позже транслировать в центр управления. При этом "Гюйгенс" вёл передачу в двух параллельных каналах. К сожалению, как выяснилось в первые же минуты, один из каналов не работал, в результате чего передать удалось лишь половину из запланированного объёма данных: провалы на панорамных снимках обусловлены именно этой проблемой, ей же мы "обязаны" и утерей значительной части аудиозаписи с борта Huygens и полным отсутствием информации о воздушных течениях в атмосфере Титана. Впрочем, астрономы обещают восстановить данные о ветрах на Титане по слабым сигналам от "Гюйгенса", принятым напрямую гигантской сетью радиотелескопов на Земле. Что же касается отказавшего канала, то уже установлено, что причиной стала глупая ошибка персонала: специалисты ESA, составлявшие инструкции по настройке передатчиков для специалистов NASA, управлявших "Гюйгенсом" и Cassini, просто пропустили одну из команд...
Так или иначе, Huygens свою задачу выполнил полностью. На Титане зонд проработал даже больше запланированного времени (фактически, больше пяти часов) и часть переданных им данных потеряли, поскольку Cassini вынуждена была прекратить запись в назначенное время. Теперь очередь за исследователями, которым предстоят месяцы и годы кропотливого анализа полученных сведений. Будут составлены географические карты Титана, уточнён его химический состав, построены достоверные климатические модели. Говорят, такой была Земля в период зарождения на ней жизни.