Машины войны - 2
АрхивТехнологииОднажды мы уже рассказывали о военной робототехнике. Нам привычнее представлять себе робота-солдата, ползающего по земле. На самом же деле, пока что куда уютнее роботы чувствуют себя высоко в небе.
Однажды мы уже рассказывали о военной робототехнике (перечитайте!). Нам привычнее представлять себе робота-солдата, ползающего по земле. На самом же деле, пока что куда уютнее роботы чувствуют себя высоко в небе.
Разработка беспилотных летательных аппаратов (для простоты будем называть их БПЛА) ведётся гораздо активнее, чем автоматических наземных боевых машин.
БПЛА разделяются на следующие типы:
- Тактические. Они, как правило, неспособны улететь далеко, но зато их грузоподъёмност может достигать сотен килограммов.
- Аппараты, способные продержаться в воздухе более суток. Некоторые могут летать без посадки свыше 50 часов.
- Аппараты с вертикальным взлётом и посадкой.
- Малогабаритные летательные аппараты, которые может переносить один человек.
- Аппараты, которые могут летать автономно, но при необходимости ими может управлять пилот. Такие БПЛА, как правило, переделывают из обычных самолётов.
- Микро-БПЛА размером не более 15 см.
- Аппараты, изготавливаемые исключительно для исследовательских целей.
По данным сайта UAV Forum, только в США полсотни разного рода учреждений, в том числе коммерческих компаний, научных и правительственных организаций, занимаются более чем 150 проектами по созданию беспилотных летательных аппаратов, и уже существует около 115 действующих прототипов. Полный список можно найти здесь.
Количество серийно выпускаемых моделей БПЛА, если данные UAV Forum актуальны, составляет чуть более 40 наименований.
Соединённые Штаты - не единственная держава, занимающаяся разработками в области БПЛА. Ещё в 2002 году "Компьютерра" упоминала об изысканиях такого рода норвежской фирмой SiMiCon; США и Израиль совместно разработали систему Cutlass. Японские компании Fuji и Yamaha выпустили свои модели беспилотных летательных аппаратов (роботы-вертолёты), Китай, ряд европейских стран занимались и занимаются разработками БПЛА.
Несколько подобных аппаратов были разработаны и в Советском Союзе: в частности, КБ им. Туполева предоставила советским вооружённым силам самолёты Ту-141 (он же ВР-2 "Стриж" - на фото ниже), Ту-143 (ВР-3 "Рейс") и Ту-243 (ВР-3Д "Рейс-Д").
В разработке находится новый беспилотный аппарат Ту-300, который демонстрировали на авиавыставках в 1995 и в 1997 годах.
Летом 2004 года появилось сообщение, что ОКБ имени Яковлева завершило создание БЛА "Пчела" с инфракрасной аппаратурой, обеспечивающей ночное применение этого аппарата. Но тогда же руководители ОКБ говорили, что у российских военных нет чёткой концепции применения БПЛА в бою… Хотя, казалось бы, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять всю ценность подобных аппаратов для современного боя. Впрочем, чего хотят и чего не хотят понимать отечественные генералы, вопрос совсем-совсем отдельный.
Если же говорить о военном применении БПЛА, то тут, как водится, Америка впереди планеты всей: балом правят Predator и Global Hawk.
Predator - это разработка компании General Atomics Aeronautical Systems, причём разработка довольно уже старая (хотя, конечно, с туполевскими БПЛА не сравнить). В 1995 году, когда командование ВВС США создало 11 разведывательный эскадрон, на вооружении которого состоят Predator'ы. В 1997 и 2002 годах были созданы ещё два разведвательных эскадрона - 15-й и 17-й.
Predator'ы использовались в разведывательных целях на Балканах, в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. В настоящее время состоит на вооружении как американской, так и итальянской армии.
Predator - довольно крупный и весьма неторопливый аппарат. Длина составляет всего 8,22 м, высота - 2,1 м, размах крыльев - 14,8 м. Крейсерская скорость составляет порядка 134 км/ч (максимум - 216 км/ч). Максимальная дальность полёта - около 727 км; потолок - 7260 м. Весит этот "зверь" в незаправленном состоянии - 512 кг, грузоподъёмность - 204 кг (данные взяты отсюда).
В 2000 году появилась новая инкарнация - Predator B. Более крупный (размах крыльев более 20 м), намного более тяжёлый (4,5 тонны), быстрый и высотный (с потолком более 15 тыс. м) беспилотный разведчик способен продержаться в воздухе свыше 30 часов и нести полезный груз общим весом свыше 1700 кг.
У General Atomics Aeronautical Systems будут ещё две вариации на тему Predator B: Altair (находится в разработке по заказу NASA) и Mariner (заказчиком выступает минобороны США). Подробнее об этих разработках можно прочитать здесь.
Другим лидером среди боевых БПЛА является, безусловно, Global Hawk, результат совместных усилий ряда компаний во главе с Northrop Grumman.
Этот гигант и тяжеловес впервые был использован в 2001 году - естественно, "для охоты на Бен Ладена". Машина с размахом крыльев 35 м и длиной 13,4 м, может покрывать расстояние до 12 тыс. морских миль, подниматься на высоту до 20 км и разгоняться до скорости свыше 600 км/ч (источник ЛТХ - здесь).
Модификации Predator и самолёты Global Hawk - единственные аппараты, которые находятся на "действительной военной службе" у Соединённых Штатов. И Predator уже несколько раз использовался для нанесения "точечных ударов" в Йемене и в Афганистане. В Йемене таким образом мир избавили от одного из сподвижников Усамы бен Ладена.
Опыт поспешил перенять и Израиль: довольно часто в новостях за последние годы проскакивали сообщения о том, как израильские БПЛА обстреливают ракеты машины с лидерами террористических группировок (с разной степенью успешности, впрочем).
Израиль, кроме того, ставит на вооружение своей армии несколько малокалиберных (или даже совсем миниатюрных) БПЛА, предназначенных для проведения воздушной разведки. Среди таковых выделяются Mosquito и Mosquito 1,5, дистанционно управляемые аппараты с размахом крыльев 33 см и весом 500 и 900 граммов, соответственно - из рогатки сбить можно, если метко стрелять. Тем не менее, израильские военные полны воодушевления насчёт этих устройств.
Разработчик - компания Israil Aircraft Industries, и в её активе наличествуют четыре различных БПЛА со своими модификациями.
На этом пока закруглимся. Хотя сказать ещё есть о чём: о концепциях и испытаниях авиароботов будущего, в частности, о "роевых" системах, возможно, мы поговорим когда-нибудь в следующей части этой статьи.