Эпоха желтой сборки
АрхивВнезапная продажа компанией IBM своего подразделения персональных компьютеров при необычных обстоятельствах заставляет искать в действиях синего гиганта потаенную бизнес-мудрость.
Внезапная продажа компанией IBM своего подразделения персональных компьютеров при необычных обстоятельствах заставляет искать в действиях синего гиганта потаенную бизнес-мудрость. Если уж так не терпелось избавиться от неприбыльного отдела, то пристроить его можно было и с большей выгодой.
Напомню, что третье в мире по величине производство ПК (а равно и ноутбуков) досталось Lenovo за 1,75 млрд. дешевеющих американских долларов. Да за такие деньги любой из крупных производителей был бы рад получить мощности IBM с брэндом в придачу. За Compaq, скажем, Карли Фьорина отдала 25 млрд. долларов. Да что Compaq, за e-Machines компания Gateway отдала больше, как и японская NEC — за американскую Packard Bell (что ближе к случаю с IBM). Почему же выбор пал на китайскую компанию? Единственный логичный ответ — потому, что она китайская. И не только Lenovo купила кусочек IBM, но и IBM купила кусочек (пятую часть) Lenovo. А заодно поставила во главе своего CEO (бывший китайский отправлен на почетную должность президента) и перенесла штаб-квартиру Lenovo в Штаты, выведя самого крупного китайского производителя ПК на умопомрачительный мировой уровень. А себя — на умопомрачительный китайский. Китаем бредят все американские вендоры, но на один из самых крупных рынков в мире немыслимо выйти без местного партнера. А IBM приобрела не абы какого китайского партнера, а крупнейшего из всех возможных, да еще и со своим CEO и прямо у себя под боком, а не в двадцати часах лету. Это во-первых. Во-вторых, IBM радикально снизила свою онтологическую зависимость от Intel, с которой ее теперь формально связывают только серверы xSeries на процессорах Xeon (Itanium для IBM не является серьезной частью бизнеса). Следовательно, компания может более свободно действовать в продвижении своей архитектуры Power без оглядки на то, какое влияние это окажет на ее бедные убыточные персоналки.
О благоприятности сделки для IBM можно судить по негативным отзывам конкурентов: в самом деле, комплименты и дружеские ободрения от них в духе «молодец, вовремя ты сбыл с рук этот застойный бизнес» должны были бы насторожить. Майкл Делл, который сегодня продает больше всех ПК в мире, скептически отнесся к объединению бизнесов, столь различных в культурном плане. Впрочем, то же самое он говорил в свое время и по поводу объединения HP и Compaq, которое в итоге обернулось довольно неплохими (для HP) результатами. К этому заключению сводились несколько недавних выступлений Карли Фьорины. Процесс объединения, по ее словам, почти завершен, и все получилось так, как и было задумано. Теперь часть управленческих ресурсов, потребных для объединения, будут брошены на увеличение эффективности бизнеса (за чем некоторые обозреватели усматривают будущие увольнения). Карли также собирается расширить софтверный бизнес HP, что в сочетании с обещанием перебазировать некую долю рабочих мест для увеличения прибыльности содержит явный намек на офшоринг. Кстати, в том же Китае Hewlett-Packard недавно начала продавать недорогие ПК, в которых самой примечательной частью является операционная система. Компьютеры комплектуются свободной ОС… нет, не угадали, — FreeDOS. А уж сообразительные китайцы решат, что с ней потом делать. На других развивающихся рынках HP, кстати, тоже выпускает довольно забавные и малоизвестные у нас штуки. Например, в некоторых африканских странах можно купить «горынычей» в исполнении HP — компьютеры с операционной системой Linux и четырьмя клиентскими местами (клавиатура+мышь+экран). Жаль, что это оружие борьбы с «цифровым неравенством» не добивает до наших мест. Ведь скоро Африка догонит и перегонит — недавно OpenOffice.org был переведен на суахили. Пока, правда, готов только танзанийский диалект, но работа над кенийским, конголезским и угандийским вариантами ведется опережающими темпами. Microsoft Office отдыхает.
О случайности совпадений заставляет задуматься ситуация в мире карманных компьютеров. Из PalmOne дошли вести, что компания не исключает использования альтернативных операционных систем на будущих версиях своих наладонников, в том числе Windows Mobile. Наверное, им кто-то перевел и дал почитать Голубицкого. А несколькими днями спустя выходит «Открытое письмо PalmSource сообществу Linux», в котором разработчики операционной системы Palm заявляют, что следующие версии Palm OS Cobalt будут работать в качестве надстройки над Linux (точнее, «над ядром системы и некоторыми сервисами Linux, которые важны для мобильных устройств»). Ранние приложения (которые работали еще на Palm с процессорами Motorola) пойдут без переделки, а те, которые работают только под Cobalt, «будут портированы простой перекомпиляцией». Из чего можно оптимистично заключить, что когда Голубицкий исчерпает тему Windows Mobile, ему еще будет о чем писать.
Microsoft тем временем наглядно демонстрирует преимущества планового создания софта перед свободной моделью разработки. Знаете ли вы, к примеру, чего не будет в Linux в 2006–07 году? Можно, конечно, строить предположения… А относительно следующей версии Windows Longhorn точно известно, чего там не будет — новой файловой системы, известной как WinFS. В лучшем случае, в конце 2006 года будет доступна бета-версия WinFS — задержка объясняется небывалой революционностью нового способа обращения с файлами на диске.
Промедление Microsoft с выпуском системного софта, видимо, отчасти можно объяснить тем, что компания еще не открыла центра разработки ПО в России. Впрочем, если тут его откроет еще и Microsoft, конкуренция между центрами разработки за программистов небывало обострится — даже сейчас предприятия, к примеру, Sun Microsystems и Motorola в Питере кооперируются в некоторых проектах. А если придет еще и Microsoft, могут возникнуть и вовсе занятные ситуации: «Алло, Скотт Макнили? Это вас из Редмонда беспокоят. Не одолжите ли на квартал парочку специалистов по компиляторам в Санкт-Петербурге? На местном уровне все уладили, но без вашего согласия, сами понимаете…»