Сомкнём ряды, друзья!
АрхивКолонка ЗолотоваАресты десятков пользователей файлообменной сети BitTorrent в Финляндии и угроза судебного разбирательства в США стали последней каплей, переполнившей чашу терпения сетян. Встать на защиту технологий P2P считают за честь не только хакеры, но и ученые.
Конец осени - начало зимы 2004-го года принесли с собой новую волну репрессий на пиринговые файлообменные системы, и волну эту можно с полным правом назвать девятым валом. Те, кто следит за новостями, уже понял, о чём речь: о тотальном терроре, направленном на приверженцев популярной системы BitTorrent. Три десятка арестов в Финляндии и многообещающее заявление руководства Американской кинематографической ассоциации (MPAA - родная сестра печально известной RIAA), предупредившей о возможной подаче исков против сотен владельцев сайтов, хранящих BitTorrent-ссылки свидетельствуют о достижении своеобразной точки кипения. История борьбы медиагигантов, живущих за счёт издания музыки и видео, с организаторами и пользователями файлообменок, уходит корнями в конец 90-ых, в светлые времена первой P2P-системы для обмена файлами Napster. И, конечно, за эти долгие годы случилось немало: попали под суд по инициативе звукозаписывающих ассоциаций тысячи рядовых сетян, погибли одни системы и родились другие, но позвольте ещё раз сделать акцент на происходящем в эти дни: террор против сообщества пользователей BitTorrent - ключевой момент, за которым следует ожидать больших перемен. Чтобы понять почему, стоит вспомнить, что представляет из себя этот продукт.
Популярная пресса часто не выделяет эту систему из общей массы P2P-систем для обмена файлами, ставя в один ряд с KaZaA, Gnutella и им подобными. Однако такое упрощение искажает факты. Дело в том, что BitTorrent (далее - BT) действительно являясь инструментом для организации пирингового обмена файлами (читайте: такого обмена между сетянами, в котором каждый может выступать и "клиентом", получающим данные, и "сервером", данные предоставляющим), отличается от прочих одной важной деталью. В BT напрочь отсутствует узлы, хранящие списки файлов, которые имеются у пользователей. И если в случае, к примеру, с KaZaA, вы можете подключиться к системе и поискать в ней нужный вам файл, к BT "подключиться и искать" невозможно, вам необходимо знать заранее, на каком узле находится нужный вам документ.
BitTorrent начинается с двух пользователей, у одного из которых есть файл, интересный другому. Первый пользователь даёт второму специальную ссылку на этот документ (её именуют торрентом - torrent) и, "скормив" такую ссылку программе-клиенту BT, второй пользователь начинает скачивать файл на свой компьютер. Изюминка в том, что если файлом заинтересуется третий человек, то воспользовавшись той же самой ссылкой он будет скачивать файл не только с компьютера первого пользователя, но уже и с компьютера второго. И так далее - в геометрической прогрессии. Кажется невероятным, но факт: чем больше человек интересуется конкретным документом, тем эффективнее идёт его передача - выше средняя скорость закачки на каждом отдельном узле, меньше обрывов связи, меньше загружен канал каждого пользователя в отдельности. Таким образом BitTorrent оказывается идеальным инструментом для дистрибуции больших файлов, которым может воспользоваться каждый желающий.
И пользуются. По разным оценкам сегодня около трети всего трафика, прокачиваемого через глобальную сеть, приходится именно на BitTorrent. Сама эта программа, развиваемая на принципах open source, к медиапиратству отношения не имеет: она никак не подстрекает пользователей меняться нелицензионными копиями музыкальных и видеофайлов, программного обеспечения. Но на большинстве сайтов, хранящих коллекции торрентов, можно без труда отыскать линки на разнообразный варез.
Впрочем, я отвлёкся. Согласитесь: BitTorrent слишком своеобразен, чтобы подпадать под определение обычной файлообменной сети. Скорее, это просто сетевая утилита, помогающая быстро передать любой цифровой документ всем заинтересованным в нём лицам. А раз так, то и атаки против приверженцев BT можно расценить уже как давление на само право свободного обмена информацией, которое, несомненно, является неотъемлемым правом каждого человека. Дав задушить BitTorrent - считайте, подпишем смертельный приговор и всем другим инструментам файлового обмена, пиринговым - в первую очередь (а сюда, при желании, можно отнести даже передачу файлов через интернет-пейджеры).
Вместе с тем, есть хороший повод надеяться, что само совершенство технологий пирингового обмена станет достаточным противовесом юридическому террору. Доказательством тому случайно (случайно ли?) опубликованная в эти дни работа известных в компьютерном мире американских исследователей Эдварда Фелтена и Алекса Халдермана. Постоянные читатели КТ помнят профессора Фелтена по скандалу 2001 года с взломом технологии защиты аудиоматериалов SDMI, а Халдермана (Фелтен - его научный руководитель) по скандалу 2003 года с взломом "сверхзащиты" компакт-дисков MediaMax, взломом одной кнопкой. Так вот на днях учёные-скандалисты опубликовали программу на языке Python длиной всего в 15 строк, реализующую полноценный P2P-клиент. Разработка получила название TinyP2P и, несмотря на некоторые недостатки, может с успехом применяться для организации небольших файлообменных сетей. Вслед за Фелтеном и Халдерманом некий хакер-одиночка по имени Мэтью Скала написал собственный P2P-клиент всего из 9 строк на языке Perl. Эти куски кода уже не запретишь и не спрячешь, их легко напечатать на футболке или кепке. Ситуация выходит из под контроля властей, многолетняя битва с P2P перерастает в политическую и идеологическую. Вспомните историю deCSS - история повторяется!