Дай руку, покупатель, и пойдем!
АрхивКолонка ЗолотоваКомпания Sony начала продажи уникальной развлекательной портативной консоли PlayStation Portable: машинки, по функциональности сопоставимой с наладонными компьютерами, но в разы дешевле.
Помните Давида Яна и компанию Cybiko, построенную им фактически на одной-единственной электронной игрушке? Замечательная идея, несколько солидных инвесторов (среди которых глава самой AOL) и привлечённые десятки миллионов долларов - всё это в прошлом. Cybiko тихо умирает, у Давида - собственное кафе в Москве и назначенческий пост в ABBYY. За два первых года нового тысячелетия Cybiko сумела продать всего лишь полмиллиона своих устройств, так и не окупив вложенные в проект деньги. Нет, идея действительно была яркой, команда - слаженной, но компания не сумела "вписаться", растолковать обывателям нужность своего продукта. На постдоткомбумовском повороте её обошли конкуренты, продукция которых возможно и не блистала новизной, но была понятней для жаждущих обменять свои карманные капиталы на карманных же размеров электронику. Кажется парадоксом, но рынок наладонных устройств, стремительно занимая новые функциональные нишы, одновременно уменьшается в размерах - и мало кому известная Cybiko не стала единственной и уж конечно последней жертвой этого побоища за место под солнцем. Приспущены уже и флаги PalmOS, а исход сражения всё ещё непредсказуем: очередной залп - старт продаж портативной "игровой" консоли Sony PSP, состоявшийся в это воскресенье в Японии.
Умещающаяся в ладошках, PSP - что расшифровывается как PlayStation Portable - появилась на прилавках электронных супермаркетов ранним утром 12-го числа, но невиданные, фантастические очереди выстроились ещё засветло. В Токио были зафиксированы рекордные, длиною более чем в одну тысячу человек вереницы покупателей, ждущих открытия. 200 тысяч экземпляров PSP, выложенных на японские прилавки в воскресенье по специальной цене около 190 долларов, разошлись за день.
Технически, Sony PSP - почти наладонный компьютер, спроектированный с прицелом на развлекательные применения. Это широкий, 4.3-дюймовый полноцветный экран, сложный манипулятор (имеющий много общего с джойпадами стационарных игровых консолей), поддержка Wi-Fi, наличие накопителей MemoryStick и оригинального Universal Media Discs (оптические микродиски, 1.8 Гбайт, 60 мм), вычислительная и графическая мощность достаточные для качественного выполнения мультимедийных приложений, отличный звук, ёмкий сменный аккумулятор, обеспечивающий до пяти часов активного использования. Впрочем, это общая характеристика, тогда как в случае с PSP имеет смысл говорить о частностях, выделяющих продукт среди сонма конкурирующих изделий. Частность первая - высококачественная видеочасть: широкий экран, построенный на очень чёткой и яркой матрице, с видеоподсистемой, поддерживающей ускорение полигональной и сплайновой графики, обеспечивает и приемлемое отображение фото- и видеоматериалов, и избыточный простор и скорость в играх. Частность вторая - встроенная поддержка Wi-Fi и соответствующее программное обеспечение: PSP можно использовать для многопользовательских игр "на местности", а можно выходить в Сеть, оказавшись в хотспоте. Третье - отмечаемая каждая тестером качественная сборка, выдающая устройство намного дороже назначенной цены: единожды подержав PSP в руках, легко верится, что Sony действительно теряет на этом продукте деньги (сторонние аналитики утверждают, что до нескольких сотен долларов на каждом экземпляре). Наконец, четвёртая частность - следствие всего вышеперечисленного: PSP - именно система для развлечений, не просто игровая консоль. Это широкопрофильный инструмент, на котором можно гонять игры, смотреть фотоальбомы, слушать музыку и наслаждаться видео.
Согласно одной из популярных точек зрения, с помощью PSP Sony надеется нанести удар по портативно-игровой монополии Nintendo. Пару недель назад последняя также начала продажи своего очередного потенциального хита - карманной приставки Nintendo DS (той самой, что с двумя экранами и поддержкой Wi-Fi), оценённой всего в 140 долларов. Продажи почти одновременно стартовали в Штатах и Японии и менее чем за семь дней с прилавков были сметены полмиллиона консолей (вспомните, близкой по функциональности Cybiko понадобилось на это два года). Но имеет место конкуренция на самом деле или нет (Nintendo DS - игровая по определению, тогда как PSP всё же тяготеет к классу бытовой электроники), по большому счёту не так уж и важно. В любом случае обе компании планируют к середине весны продать несколько миллионов своих новых устройств - и, судя по стартовому ажиотажу, можно не сомневаться, что достичь поставленной цели им удастся. Поэтому действительно важно другое: грани различий между отдельными разработками в сегменте портативной электроники стремительно стираются и чем дальше, тем сложнее становится выживание на этом рынке. Наладонным компьютерам, как устройствам особенно дорогим, в наступающем 2005 году придётся особенно тяжело.