Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Самодельный DVD-Audio

АрхивТехнологии
автор : Владимир Тимохов   10.12.2004

Запись музыкальных компакт-дисков в домашних условиях - занятие несложное. Однако записать самостоятельно DVD-Audio совсем не так просто. Впрочем, если подойти к делу с должным усердие, усилия будут вознаграждены.

Моя фонотека никогда не содержала более трех десятков компактов. Кумиры прошлого мирно стояли на полке, снабженные роскошными буклетами с фотографиями и текстами песен, ремастированные, переизданные и, мягко говоря, не сильно востребованные.

Страдая отравляющим жизнь перфекционизмом, я "воочию" услышал родовой дефект компакт-диска в первый же вечер обладания портативным плейером. Это был дорогущий по тем временам фирменный компакт Мадонны, взятый у соседа. Прогнав пару треков, я все понял и стал относиться к музыке на CD спокойно.

Прошло десять лет, компакт-диск утратил ореол импозантности и превратился в захламляющую дом сущность. Исчезли из коллекции поделки неизвестных фирм и без любви сделанные диски. Да, где-то существовали аудиофильские компакты с непомерной ценой и золотистой рабочей поверхностью, шли какие-то разговоры о джиттере, ЦАПах, толстых проводах, но звучание компакт-диска оставалось прежним. Неинтересным, что ли... Потом в компьютерных журналах стали появляться туманные упоминания о DVD-Audio и его поддержке новейшими звуковыми картами, хотя казалось, что все это далеко и не у нас.

И вот я в музыкальном магазине, впервые держу в руках DVD-Audio Bjork "Vespertine"... Наверное, вы догадались, что за этим последовало. Улучшение качества по сравнению с CD оказалось столь велико и бесспорно, что моя коллекция за год подросла на без малого сотню наименований SACD и DVD-Audio. (Мне кажется, что звучит DVD-Audio все-таки лучше по сравнению с SACD.) А тут так кстати Евгений Козловский со своими Pioneer DV-757Ai и VSA-AX10i в "Огороде" ("Затоваренная звукотара" ("КТ" #519)!

Следующим шагом стали блуждания в Сети в поисках ответа на вопрос о возможности создания DVD-Audio в домашних условиях. Ответ был с легкостью получен по ссылке на документ 2001 года. Выяснилось, что диски DVD-R 4,7Gb вполне годятся для авторинга DVD-Audio; более того, спецификация стандарта предусматривает именно такой размер. Грабли начались дальше, при описании подходящих программ для авторинга: Sonic Studio HD and DVD Creator по цене 25 тысяч долларов за копию (!) и MASS 5.1 от Minnetonka Audio за 9495 долларов. Поиски продолжились и закончились на WaveLab версии 5.0 от Steinberg за 699 у. е. Уже теплее!

Вооруженный таким знанием, я поехал на Савелий, а затем и на Горбушку. Задача осложнялась тем, что мне был нужен софт под "Макинтош" (Мас покорил меня три года назад, раз и навсегда). На Савелии меня ждала неудача. На Горбушке же минут за тридцать нашелся WaveLab 5.0, но только для PC. Пришлось установить его на "Макинтош" под виртуальную Windows 98SE.

Дальше нужен был 24-битный звуковой файл. Тут мне помог приятель, большой поклонник винила и немного музыкант. Подсоединив старенькую "Радиотехнику" (правда, с корветовской головкой) ко входу звуковой карты Turtle Beach Santa Crus и поставив какой-то польский джазовый винил 1971 года, записал на винчестер один трек на 100 Мбайт (96 кГц, 24 бита). Сразу оговорюсь: 24 бита виртуальных. Данная звуковая карта обеспечивает 18 бит на запись и 20 на воспроизведение. Так или иначе, тестовый файл был воспринят программой как 24-битный, и я приступил к созданию DVD-Audio.

При первой попытке я потерпел фиаско. Сначала Pioneer отказался воспроизводить свежезаписанную DVD-RW-болванку, хотя и распознал ее как DVD-Audio. Дальше - хуже: WavLab не захотел запускаться, после деинсталляции потянул за собой Explorer, и весь виртуальный диск С: полетел в корзину.

На следующий вечер устанавливаю на Мас эмуляцию Windows XP. Ворочается еле-еле, но зато WavLab 5 встает и работает как часы. Разумеется, при попытке экстрагировать треки из коммерческого диска программа сообщает об ошибке. Но заявленная функция действует: из дисков, созданных с помощью WaveLab, легко восстанавливается исходный файл с возможностью дальнейшего редактирования. Сохраняю образ полученного DVD-Audio и прожигаю "Тостером" на "Маке". Ура!!! Pioneer принял RW-диск, и на дисплее ресивера горит "DVD-A 96kHz". Ну а звук? Звук - как в далеком детстве: потрясающая ширина стереобазы, теплое потрескивание и поскрипывание алмазной иглы, заметный рокот... Можно выбрасывать старые виниловые пластинки, пыльные катушки с высохшей и покоробленной магнитной лентой (тип 6 и тип 10), компакт-кассеты c голосами детей и т. д и т. п. Только не забудьте их предварительно оцифровать с частотой 88, 96, 176,4 или 192 кГц и закатать на DVD-Audio.

WaveLab 5.0 - прекрасный звуковой редактор с функцией мастеринга DVD-Audio в одном флаконе. Интерфейс не перегружен, интуитивно понятен, и освоение программы (без чтения хелп-файла, разумеется) занимает часа полтора-два. Легко удаляются щелчки в паузах - похоже, это следствие 24-битного представления звука в программе (помнится, на месте удаленного щелчка в CoolEdit оставалась какая-то грязь. Впрочем, это было давно; может, сейчас и CoolEdit стал лучше). Недоумение вызывает лишь масса встроенных звуковых эффектов. Ну кому придет в голову вмешиваться в звукорежиссуру, скажем, Руди Ван Гельдера? А вот экранное меню создаваемого диска - без особых затей: можно вставить картинку да названия треков, в том числе и по-русски. Написана на С++, размер дистрибутива всего-то 20 мегов (остальное место на 125-мегабайтном горбушечном диске занимает, смех да и только, Adobe Acrobat на полутора десятках языков). Однако, поискав в Сети по ключевым словам "DVD-Audio" и "Authoring", я обнаружил и другие потребные для этих целей программы: Sonic DVD-Audio Creator 3.0.0.5 и Disсwelder, детище вышеупомянутой Minnetonka Audio.

Больше на Горбушку не поеду. Ставлю eDonkey 2000 Pro, смотрю - даже обидно! Лежит мой WaveLab 5 в двух десятках мест, c серийным номером разумеется, a уж Sonic DVD-Audio Creator 3.0.0.5 (работающий в том числе и под "Маком") вообще и тут и там, и всего-то 4 мегабайта. Качаю Sonic, ставлю, обнаруживаю суровый минимализм в духе Windows 3.1 Процесс создания диска делится на этапы: импорт аудио, составление меню, авторинг, редактор команд, формирование образа диска. Успешно импортировался только тестовый файл и превратился в пару файлов с расширениями RAW и XML. И что, скажите на милость, с ними делать дальше? Никаким образом не удается ни открыть их, ни импортировать в программы от Sonic. Приложение Imager не запустилось вообще - из-за отсутствия какого-то драйвера. Складывается впечатление, что DVD-Audio Creator - лишь часть чего-то большего, что позволяет создавать нужные для работы файлы. В связи с полным отсутствием встроенной справки дело дальше не пошло. С резолюцией "устаревшая промышленная программа с недружелюбным интерфейсом" Sonic удаляется с винчестера.

Discwelder’a на "Осле" что-то не видно. На официальном сайте (www.discwelder.com) программа продается в трех вариантах: Bronze, Steel и Chrome II. Все они позволяют делать собственные DVD-Audio - как многоканальные (до шести каналов, 24 бит, 48 кГц), так и стерео (24 бит, до 192 кГц). В качестве исходных файлов используются WAV и AIFF. Самая дешевая версия (Bronze, 99 долларов) создает "черные" диски, то есть без экранного меню. Версия Chrome (2995 долларов) - наиболее полный инструмент для авторинга с возможностью создания сложного интерактивного меню, импортом треков, закодированных по алгоритму MLP (Meridian Lossless Packing. MLP используется для недеструктивного сжатия аудиоинформации при высоких частотах дискретизации (до 192 кГц), возможностью создания "гибридных" дисков DVD-Audio/DVD-Video и прочая, и прочая. Есть и "средний" вариант Steel (495 у. е.). Качаю его демо-версию.

Блатновато-молодежная заставка плохо вяжется с ценой продукта, но это дело вкуса. Интуитивно понятный интерфейс: верхняя половина - файловый браузер, нижняя - структура диска. Программа видит записывающее устройство. Можно сохранить образ готового диска в собственном формате с расширением DIM. Меню очень простое (по крайней мере, в демо-версии), есть только одна абстрактная заставка с логотипом в правом нижнем углу. Надписи на выбор из двух шрифтов четырех цветов, по-русски не получается. Настроек мало: система телевидения, число каналов да длительность паузы между треками. Понятно, что все треки должны быть тщательно подготовлены в звуковом редакторе. Без сожаления удаляю демку, имеет смысл искать разве что Chrome (уже, кстати, взломанный умельцами). На этом я и успокоился.

А вот приятель мой времени даром не терял и потихонечку стал переводить свои древние винилы в DVD-Audio. Как неделя, так "релиз"! На выходных почистит WaveLab’ом пару треков, поубирает щелчки, и в понедельник - готовый диск с меню на русском и фотографией обложки. Эти самодельные диски вызывают у меня противоречивые чувства. Выпущенные фирмой "Мелодия" без малого тридцать лет назад и подвергшиеся минимальному ремастерингу, они звучат получше иных современных компактов. Послушав несколько вечеров "Концерт у моря" Эрла Гарнера, "Каунт Бейси и семеро из Канзас-Сити" и "Дюк Эллингтон встречается с Коулменом Хоукинсом", я пришел к выводу, что всё или почти всё из того, что стоило слушать, было и тогда. Избыточность динамического диапазона, добавляемая всего-то парой лишних бит в разрядности сигнала, обеспечила и тот самый волшебный звук "как тогда".

Закончив на мажорной ноте свои впечатления, быстренько приаттачил файлик к мылу и отправил в редакцию "Компьютерры". А на следующее утро пожалел о своей торопливости, поскольку меня ждало еще одно любопытное открытие. Вставив в привод "Мака" фирменный DVD-Audio и запустив Toast Titanium версии 6.0.7, я нажал "Copy": интересно было посмотреть, на чем застопорится процесс и что скажет лучшая на платформе "Макинтош" программа записи CD/DVD. Она ничего не сказала, а, пожужжав минут пятнадцать дисководом, открыла лоток и попросила вставить диск, пригодный для записи. Вставил... Ну конечно, думал я, наблюдая за лениво ползущим бегунком, - наверное, запорет болванку где-нибудь на служебных областях или в процессе финализации диска, и до чего же коварно и цинично все придумано! Наконец звякнул гонг, извещающий об успешном завершении записи, автоматически запустилась проверка и тоже прошла как по маслу. Все еще не веря, что у меня в руках полная копия тридцатидолларового диска, поставил еще теплую болванку на Pioneer - и она заиграла! С недоумением пробежался по пунктам меню, погонял треки. Все работало. Странно. А как же защита? А-а! Ну конечно! Просто Silverline не ахти фирма, мне дважды попадались ее дефектные диски; похоже, просто не стала защищать контент. Вот, скажем, Telarc уж нипочем не допустит.

Ничего подобного! Увертюра "1812 год" Чайковского заиграла на двадцатипятирублевой четырехскоростной DVD-R-болванке от TDK! Пробую дальше в фантомном режиме: Warner Bros., DTS International, Rhino, Denon, - никакой защиты нет. Точнее, она есть, для PC, - какие-то BAT-файлики в директории Audio_TS, - но не для "Мака". Приятно!

- Из журнала "Компьюьерра"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.