Можно выбрасывать!
АрхивМоя фонотека никогда не содержала более трех десятков компактов.
Моя фонотека никогда не содержала более трех десятков компактов. Кумиры прошлого мирно стояли на полке, снабженные роскошными буклетами с фотографиями и текстами песен, ремастированные, переизданные и, мягко говоря, не сильно востребованные.
Страдая отравляющим жизнь перфекционизмом, я «воочию» услышал родовой дефект компакт-диска в первый же вечер обладания портативным плейером. Это был дорогущий по тем временам фирменный компакт Мадонны, взятый у соседа. Прогнав пару треков, я все понял и стал относиться к музыке на CD спокойно.
Прошло десять лет, компакт-диск утратил ореол импозантности и превратился в захламляющую дом сущность. Исчезли из коллекции поделки неизвестных фирм и без любви сделанные диски. Да, где-то существовали аудиофильские компакты с непомерной ценой и золотистой рабочей поверхностью, шли какие-то разговоры о джиттере, ЦАПах, толстых проводах, но звучание компакт-диска оставалось прежним. Неинтересным, что ли… Потом в компьютерных журналах стали появляться туманные упоминания о DVD-Audio и его поддержке новейшими звуковыми картами, хотя казалось, что все это далеко и не у нас.
И вот я в музыкальном магазине, впервые держу в руках DVD-Audio Bjork «Vespertine»… Наверное, вы догадались, что за этим последовало. Улучшение качества по сравнению с CD оказалось столь велико и бесспорно, что моя коллекция за год подросла на без малого сотню наименований SACD и DVD-Audio. (Мне кажется, что звучит DVD-Audio все-таки лучше по сравнению с SACD.) А тут так кстати Евгений Козловский со своими Pioneer DV-757Ai и VSA-AX10i в «Огороде» («Затоваренная звукотара» («КТ» #519))!
Следующим шагом стали блуждания в Сети в поисках ответа на вопрос о возможности создания DVD-Audio в домашних условиях. Ответ был с легкостью получен по ссылке на документ 2001 года. Выяснилось, что диски DVD-R 4,7Gb вполне годятся для авторинга DVD-Audio; более того, спецификация стандарта предусматривает именно такой размер. Грабли начались дальше, при описании подходящих программ для авторинга: Sonic Studio HD and DVD Creator по цене 25 тысяч долларов за копию (!) и MASS 5.1 от Minnetonka Audio за 9495 долларов. Поиски продолжились и закончились на WaveLab версии 5.0 от Steinberg за 699 у. е. Уже теплее!
Вооруженный таким знанием, я поехал на Савелий, а затем и на Горбушку. Задача осложнялась тем, что мне был нужен софт под «Макинтош» (Мас покорил меня три года назад, раз и навсегда). На Савелии меня ждала неудача. На Горбушке же минут за тридцать нашелся WaveLab 5.0, но только для PC. Пришлось установить его на «Макинтош» под виртуальную Windows 98SE.
Дальше нужен был 24-битный звуковой файл. Тут мне помог приятель, большой поклонник винила и немного музыкант. Подсоединив старенькую «Радиотехнику» (правда, с корветовской головкой) ко входу звуковой карты Turtle Beach Santa Crus и поставив какой-то польский джазовый винил 1971 года, записал на винчестер один трек на 100 Мбайт (96 кГц, 24 бита). Сразу оговорюсь: 24 бита виртуальных. Данная звуковая карта обеспечивает 18 бит на запись и 20 на воспроизведение. Так или иначе, тестовый файл был воспринят программой как 24-битный, и я приступил к созданию DVD-Audio.
При первой попытке я потерпел фиаско. Сначала Pioneer отказался воспроизводить свежезаписанную DVD-RW-болванку, хотя и распознал ее как DVD-Audio. Дальше — хуже: WavLab не захотел запускаться, после деинсталляции потянул за собой Explorer, и весь виртуальный диск С: полетел в корзину.
На следующий вечер устанавливаю на Мас эмуляцию Windows XP. Ворочается еле-еле, но зато WavLab 5 встает и работает как часы. Разумеется, при попытке экстрагировать треки из коммерческого диска программа сообщает об ошибке. Но заявленная функция действует: из дисков, созданных с помощью WaveLab, легко восстанавливается исходный файл с возможностью дальнейшего редактирования. Сохраняю образ полученного DVD-Audio и прожигаю «Тостером» на «Маке». Ура!!! Pioneer принял RW-диск, и на дисплее ресивера горит «DVD-A 96kHz». Ну а звук? Звук — как в далеком детстве: потрясающая ширина стереобазы, теплое потрескивание и поскрипывание алмазной иглы, заметный рокот… Можно выбрасывать старые виниловые пластинки, пыльные катушки с высохшей и покоробленной магнитной лентой (тип 6 и тип 10), компакт-кассеты c голосами детей и т. д и т. п. Только не забудьте их предварительно оцифровать с частотой 88, 96, 176,4 или 192 кГц и закатать на DVD-Audio.
WaveLab 5.0 — прекрасный звуковой редактор с функцией мастеринга DVD-Audio в одном флаконе. Интерфейс не перегружен, интуитивно понятен, и освоение программы (без чтения хелп-файла, разумеется) занимает часа полтора-два. Легко удаляются щелчки в паузах — похоже, это следствие 24-битного представления звука в программе (Помнится, на месте удаленного щелчка в CoolEdit оставалась какая-то грязь. Впрочем, это было давно; может, сейчас и CoolEdit стал лучше). Недоумение вызывает лишь масса встроенных звуковых эффектов. Ну кому придет в голову вмешиваться в звукорежиссуру, скажем, Руди Ван Гельдера? А вот экранное меню создаваемого диска — без особых затей: можно вставить картинку да названия треков, в том числе и по-русски. Написана на С+, размер дистрибутива всего-то 20 мегов (остальное место на 125-мегабайтном горбушечном диске занимает, смех да и только, Adobe Acrobat на полутора десятках языков). Однако, поискав в Сети по ключевым словам «DVD-Audio» и «Authoring», я обнаружил и другие потребные для этих целей программы: Sonic DVD-Audio Creator 3.0.0.5 и Disсwelder, детище вышеупомянутой Minnetonka Audio.
Больше на Горбушку не поеду. Ставлю eDonkey 2000 Pro, смотрю — даже обидно! Лежит мой WaveLab 5 в двух десятках мест, c серийным номером разумеется, a уж Sonic DVD-Audio Creator 3.0.0.5 (работающий в том числе и под «Маком») вообще и тут и там, и всего-то 4 мегабайта. Качаю Sonic, ставлю, обнаруживаю суровый минимализм в духе Windows 3.1 Процесс создания диска делится на этапы: импорт аудио, составление меню, авторинг, редактор команд, формирование образа диска. Успешно импортировался только тестовый файл и превратился в пару файлов с расширениями RAW и XML. И что, скажите на милость, с ними делать дальше? Никаким образом не удается ни открыть их, ни импортировать в программы от Sonic. Приложение Imager не запустилось вообще — из-за отсутствия какого-то драйвера. Складывается впечатление, что DVD-Audio Creator — лишь часть чего-то большего, что позволяет создавать нужные для работы файлы. В связи с полным отсутствием встроенной справки дело дальше не пошло. С резолюцией «устаревшая промышленная программа с недружелюбным интерфейсом» Sonic удаляется с винчестера.
Discwelder’a на «Осле» что-то не видно. На официальном сайте (www.discwelder.com) программа продается в трех вариантах: Bronze, Steel и Chrome II. Все они позволяют делать собственные DVD-Audio — как многоканальные (до шести каналов, 24 бит, 48 кГц), так и стерео (24 бит, до 192 кГц). В качестве исходных файлов используются WAV и AIFF. Самая дешевая версия (Bronze, 99 долларов) создает «черные» диски, то есть без экранного меню. Версия Chrome (2995 долларов) — наиболее полный инструмент для авторинга с возможностью создания сложного интерактивного меню, импортом треков, закодированных по алгоритму MLP (Meridian Lossless Packing) [MLP используется для недеструктивного сжатия аудиоинформации при высоких частотах дискретизации (до 192 кГц)], возможностью создания «гибридных» дисков DVD-Audio/DVD-Video и прочая, и прочая. Есть и «средний» вариант Steel (495 у. е.). Качаю его демо-версию.
Блатновато-молодежная заставка плохо вяжется с ценой продукта, но это дело вкуса. Интуитивно понятный интерфейс: верхняя половина — файловый браузер, нижняя — структура диска. Программа видит записывающее устройство. Можно сохранить образ готового диска в собственном формате с расширением DIM. Меню очень простое (по крайней мере, в демо-версии), есть только одна абстрактная заставка с логотипом в правом нижнем углу. Надписи на выбор из двух шрифтов четырех цветов, по-русски не получается. Настроек мало: система телевидения, число каналов да длительность паузы между треками. Понятно, что все треки должны быть тщательно подготовлены в звуковом редакторе. Без сожаления удаляю демку, имеет смысл искать разве что Chrome (уже, кстати, взломанный умельцами). На этом я и успокоился.
А вот приятель мой времени даром не терял и потихонечку стал переводить свои древние винилы в DVD-Audio. Как неделя, так «релиз»! На выходных почистит WaveLab’ом пару треков, поубирает щелчки, и в понедельник — готовый диск с меню на русском и фотографией обложки. Эти самодельные диски вызывают у меня противоречивые чувства. Выпущенные фирмой «Мелодия» без малого тридцать лет назад и подвергшиеся минимальному ремастерингу, они звучат получше иных современных компактов. Послушав несколько вечеров «Концерт у моря» Эрла Гарнера, «Каунт Бейси и семеро из Канзас-Сити» и «Дюк Эллингтон встречается с Коулменом Хоукинсом», я пришел к выводу, что всё или почти всё из того, что стоило слушать, было и тогда. Избыточность динамического диапазона, добавляемая всего-то парой лишних бит в разрядности сигнала, обеспечила и тот самый волшебный звук «как тогда».
Ничего подобного! Увертюра «1812 год» Чайковского заиграла на двадцатипятирублевой четырехскоростной DVD-R-болванке от TDK! Пробую дальше в фантомном режиме: Warner Bros., DTS International, Rhino, Denon, — никакой защиты нет. Точнее, она есть, для PC, — какие-то BAT-файлики в директории Audio_TS, — но не для «Мака». Приятно!