Пиарова победа
АрхивКомпания Microsoft распространила пресс-релиз о переводе волгоградских школ с платформы Linux на Windows.
Компания Microsoft распространила пресс-релиз о переводе волгоградских школ с платформы Linux на Windows. «Депингвинизация» проходит в тесном сотрудничестве с комитетом по образованию администрации Волгограда, всего на Windows будут переведены почти 2900 ПК в более чем 150 школах.
Microsoft, согласно пресс-релизу, «подготовила специальное ценовое предложение для городских школ по приобретению операционной системы Windows и пакета приложений Microsoft Office по подписке Microsoft School Agreement.
Учитывая финансовые и лоббистские возможности Microsoft (Например, бывший сотрудник компании Михаил Якушев сейчас возглавляет правовой департамент Министерства информационных технологий и связи РФ), в описанном событии нет ничего удивительного. Гораздо удивительнее то, что Linux вообще проникла в российские школы (Напомню, что это произошло в результате тендера на поставки компьютеров в школы Южного региона). Не нужно обладать способностями Кассандры, чтобы предсказать дальнейшие шаги Microsoft в том же направлении. Небольшая финансовая уступка оборачивается для компании весомой пиаровой победой. Но, увы, не для российского образования, вскармливающего выдающиеся мозги, комплименты по поводу которых мы привыкли слышать от представителей западных IT-фирм.
Между тем именно творческие способности, умение продуктивно думать, может оказаться под угрозой при тотальном переходе на технологии Microsoft. Занимаясь со студентами исследовательской работой в области компьютерного моделирования, я могу наблюдать этот процесс в действии. Сложности возникают по нескольким направлениям. Во-первых, студенты, не имевшие возможности в курсе обучения познакомиться с Unix-подобными системами, испытывают трудности при работе в командных оболочках. Командная строка и текстовые инструментальные средства развивают вторую сигнальную систему, ориентирующую человека на то, чтобы, грубо говоря, подумать, прежде чем сделать. Графическая среда Windows апеллирует к первой сигнальной системе: схватить в одном месте, перетащить в другое. Что, увы, не способствует развитию аналитического мышления. Может быть, оно освобождается для более важных задач? Опыт свидетельствует о том, что отсутствие необходимости думать в одном случае не прибавляет желания делать это в другом.
Во-вторых, немалая часть ПО, используемого в качестве инструмента для передовых исследований, существует не под Windows. Ведь оно, по определению, не массовое и вовсе не дружелюбное к пользователю, которого разработчики подозревают в обладании определенными мыслительными способностями.
Представители Microsoft любят говорить, что скоро нам понадобятся миллионы новых программистов, а потому барьер вхождения в компьютерный мир должен быть снижен до минимума. Увы, часто минимальный барьер оказывается началом узкого желоба с высокими стенками. Действительно, Unix-подобные системы предполагают более высокий барьер освоения, но перед тем, кто его преодолел, открываются и более интересные перспективы. На Linux, в конце концов, свет клином не сошелся. Есть и другие программные платформы, та же Solaris, серьезные шаги по популяризации которой в последнее время предпринимает Sun.
Основным резоном замены Linux на Windows в школах Волгограда было то, что (цитирую) «платформа оказалась непривычной и неудобной как для школьников, так и для учителей, большинство из которых привыкли работать с платформой Microsoft». Почему бы не распространить начинание по другим направлениям? Например, вызывает сомнение необходимость столь углубленного курса алгебры в средней школе, он непривычен и неудобен для школьников, большинство из которых привыкли к арифметике и не желают выходить за ее пределы. Да и вообще, учиться они, что ли, туда пришли?