Кок-Тибет
АрхивВ «13-й комнате» («КТ» #567) я рассказывал о малоизвестной у нас форме культурного досуга — научных фестивалях, предназначенных для самой широкой публики и очень популярных в тех странах, где общество проявляет живой интерес к научно-техническому прогрессу.
В «13-й комнате» («КТ» #567) я рассказывал о малоизвестной у нас форме культурного досуга — научных фестивалях, предназначенных для самой широкой публики и очень популярных в тех странах, где общество проявляет живой интерес к научно-техническому прогрессу. Заканчивалась колонка упоминанием об интересной программе «Русские идут!», подготовленной двумя физиками из России для Европейского научного фестиваля в Генуе, прошедшего в начале ноября.
Честно говоря, приступая к поискам здешних материалов на эту тему, я был уверен, что ничего интересного не найду. Много-много лет я живу и работаю в самой что ни на есть научной среде и ни разу не слышал даже словосочетания «научный фестиваль». Однако мой скептицизм был посрамлен современными инфотехнологиями.
Задав Google вопрос на русском языке о научных фестивалях, в первых же ссылках я увидел такое, перед чем блекнут все эти кембриджские и генуэзские детские игры со скелетами динозавров и песнями звезд. Судите сами. 19–20 марта в Санкт-Петербурге состоялся научный фестиваль «Северная традиция 2004» (yperboreia.org/fest.asp), и, как пишут организаторы, он «…войдет в историю всей современной цивилизации». Абсолютно всей! Но почему? Очень просто — ведь на нем было объявлено об окончательном подтверждении существования и установлении точного местоположения Гипербореи, древнейшей цивилизации, «родной географической сестры Атлантиды».
Напомню, что Атлантиду искали и продолжают искать многие. В частности, для этой цели снаряжались экспедиции Третьего Рейха — увы, безуспешно, хотя затею курировал лично Гиммлер. Однако ситуация с Гипербореей, похоже, несравненно более оптимистична.
Как оказалось, об этой древней земле, откуда вышли «практически все народы, живущие на территории современной России», известно очень много. В некоторых отношениях даже больше, чем о современном мире, — например, основной доклад научной программы назывался «Универсальное знание Гипербореи» (докладчики — профессора А. П. Смирнов и И. В. Прохорцев). Были представлены и многочисленные научные и прикладные аспекты этого знания. Вот темы некоторых докладов: «Алхимия — современная наука о реальных процессах», «Сознание — сфера тонкого мира», «Калокагатия (Древнегреческая идея воспитания совершенного человека) — идеология древней Гипербореи». Почетное место в фундаментальных знаниях гиперборейцев занимает, разумеется, и «современная астрология».
Врач-психотерапевт А. Н. Подпорин рассказал о гипер[борейских]технологиях в современной медицинской практике, а Э. В. Зимин — о технологиях Гипербореи в области проектирования и производства одежды (!). Более того, раскрыты даже «гиперборейские секреты танца» — их демонстрировала шейпинг-группа МФШ (shaping.ru).
Таковы научные фестивали на современной Руси. Впечатляет? Что ж, подтверждается гипотеза, которую я высказывал в одном из недавних номеров «КТ»: сдавая позиции в «обычной» науке, Россия быстро становится ведущей мировой державой в науке несколько иного толка, легко решающей или просто не замечающей многие неразрешимые в мэйнстриме проблемы. Изучив материалы на вышеуказанном сайте, читатель сразу почувствует их системность; перед нами постепенно возникает целостная картина самодостаточного мира, успешно постигаемого созвучными ему «современной алхимией» и «современной астрологией». Поверить в подлинность этого мира мешает только слишком уж слащавая гармония всего и вся. Не хватает каких-нибудь неприятных, но человечных изъянов. Какой-нибудь комиссии по лже-алхимии.
В «Северной традиции» все чересчур серьезно. Теоремы, формулы, доклады. А ведь я поначалу принял деятельность этой группы за нечто вроде игры. Традиции подобных игр в России есть. Вспомним хотя бы Коктебель времен Максимилиана Волошина, знаменитого русского поэта начала ХХ века. Небольшая группа его друзей — эстетов, декадентов, мистиков — успешно возрождала на девственном крымском побережье атмосферу античной свободы.
Но прошло несколько десятилетий, вокруг волошинского мини-замка вырос модный курорт, и теперь паломничество на могилу Волошина совершают толпы туристов, со всеми вытекающими отсюда последствиями для территории. Неуловимый дух той, изначальной игры в классическую древность ушел отсюда навсегда.
Модель вытаптывания святынь из высших побуждений реализуется повсюду. Массовое освоение тайного знания — такая же примета времени, как мобильный телефон. Миллионные потоки молодежи из всех стран мира автостопом кочуют по Индии и Непалу — там, куда долго-долго шли когда-то через пустыню экспедиции Рериха. Некоторым удается проникнуть в Тибет, к дворцу Потале, жилищу Далай-ламы, но это сложнее: тоталитарные китайцы отгородили его от мира — что, вероятно, и спасает горную страну от окончательного туристского опошления.
Есть и нетронутые пока оазисы — например, острова Белого моря. Не уточняю, какие именно и где, — но на небольшой архипелаг уже не первый год летом съезжаются фанаты сияющего северного неба. Пока их немного. При желании можно даже поселиться на отдельном острове. Однако нравы все же портятся. По слухам, некоторые уже вовсю продают друг другу острова. А ведь происходит это совсем недалеко от Кольского полуострова, где и работала экспедиция, подтвердившая обнаружение Гипербореи! Кстати, сама «Северная традиция» предлагает маршруты любителям научного туризма. Глядишь, и появится у нас в стране собственный Тибет, хлынут орды паломников — и на острова, и на полуострова… круто будет!