Click here. Please!
АрхивКолонка ЗолотоваТо, что даже небольшие изменения в сравнительной популярности браузеров приведут к радикальным сдвигам в Вебе, предсказано давно. Теперь предсказания начали сбываться: первой под удар попала индустрия интернет-рекламы.
Онлайновая реклама - те самые банеры, текстовые и анимированные вставки, всплывающие и плавающие окна - давно выросла из детских штанишек эксперимента. Сегодня это гигантская индустрия, в которой крутятся миллиарды долларов (не подумайте, что преувеличение), и вере в которую, кажется, неспособны повредить никакие спады и кризисы. В светлом 2000-м аналитики Jupiter Communications констатировали невероятный факт: на одного сетянина в день приходилось почти пять сотен показанных рекламных объявлений. Бум дот-комов прошёл, но взгляните на Google, повторившую фантастический взлёт котировок интернет-компаний нынешней осенью: 95% её доходов в прошлом году поступило от интернет-рекламы. Впрочем, масштабы феномена в целом буквально не поддаются охвату. Просто представьте: больше половины бизнесов в той же США предоставляют свои услуги онлайн и, стоит полагать, тратятся на донесения информации о себе до потенциальных потребителей. Однако, несмотря на грандиозный размах и хорошие темпы, жизнь для онлайновой рекламы может измениться буквально в одночасье - по "интернетовским" меркам, конечно. И причиной перелома судьбоносного значения станут сетяне, которым не по душе адвертайзинговое удушье.
На днях немецкая контора Adtech опубликовала любопытную статистическую подборку. Занятая бизнесом, связанным с серверными технологиями, Adtech ведёт дела с тысячами европейских компаний и собрала информацию для отчёта, как раз основываясь на посещаемости сайтов последних. Смысл публикации Adtech сводится к констатации неприятного факта: разительной - пятикратной! - разнице в, как выражаются сами веб-рекламщики, кликабельности рекламных вставок, демонстрируемых пользователям различных браузеров. Те, кто работает с Internet Explorer, "кликают" в среднем на каждое из тысячи объявлений. Те же, кто путешествует по Сети в Mozilla/Firefox, щёлкают на рекламе почти в пять раз реже, в 1.1 случае из тысячи. Конечно, цифры усреднённые и, в частности, варьируются для разных версий одного и того же браузера, но общая картина всё равно вырисовывается неприятная.
В чём причина такого явного отклонения? По мнению самих авторов отчёта, причин две. Первая заключается в различных привычках и предпочтениях пользователей различных браузеров. Особых пояснений здесь не требуется: Internet Explorer, благодаря монопольным позициям стоящей за ним компании, известен всем и каждому, будучи включён в поставку самой популярной операционной системы. Так что с IE работают люди чрезвычайно широкого спектра интересов и квалификаций. Firefox, в свою очередь, знаком главным образом технарям-компьютерщикам, известным специфическими взглядами на жизнь за экраном и критической оценке плодов ИТ-эволюции.
Впрочем, каждому, кто видел Firefox или Mozilla, понятно, что главная (и вторая в списке Adtech) причина состоит всё же в активном подавлении рекламных вставок. Да, в Internet Explorer тоже можно поставить блокировщик банеров, а в версии браузера для XP SP2 он наличествует сразу, но в Mozilla/Firefox блокировка всплывающих окон и графической рекламы не просто есть, здесь она можно сказать одна из базовых функций, на которой основана рабочая идеология этого продуктового семейства. Учитывая, что - опять же согласно аналитикам - всплывающие окна получают вдвое больше кликов, нежели простые рекламные вставки, разница в отзывчивости аудиторий IE и Mozilla уже не вызывает удивления.
А самое главное, конечно, не причины, а следствия. В далёком теперь 2000-м уже упоминавшаяся выше Jupiter с опаской прогнозировала наступление к 2005-му "коммерческого удушья": по прикидкам экспертов, на каждого сетянина в наши дни должна была бы приходиться тысяча (!) показанных рекламных объявлений в день. В том, что этого не случилась, немалая заслуга разработчиков программного обеспечения, "прогнувших мир под нас", дабы избавить сетян от обещавшего стать невыносимым гнёта рекламы. Но с появлением эффективных средств борьбы проглянула и угроза для всего онлайнового рекламного бизнеса. Ведь для того, чтобы в Сети случился качественный перелом, альтернативный софт (в данном случае - браузеры) совсем не обязательно должен завоевать доминирующую позицию. Достаточно небольших отклонений от нормы, заметных уже сегодня (отчёт Adtech тому примером), чтобы рекламщики начали терять миллионы. А если тенденция продолжится? Снижение доходов от рекламы ударит по владельцам веб-сайтов, заставив их искать новые источники заработка - весьма вероятно, в карманах посетителей. Как интересно и печально замкнулся круг: крайними опять оказались мы с вами...