Прощай, PC!
АрхивКолонка ЗолотоваКорпорация IBM, создавшая IBM PC и тем самым запустившая революцию персонального компьютинга, уходит с созданного ею же самой рынка. PC-бизнес Голубого гиганта выставлен на продажу.
Семейство вычислительных машин IBM PC, появившееся на рынке в конце лета 1981 года, положило начало истории, длившейся почти четверть века и перевернувшей компьютерный мир. Открытая модульная архитектура PC помогла её конструкторам одолеть десятки мелких производителей, персоналки которых наполняли рынок в те годы (включая Apple), заинтересовав сперва деловых клиентов, а после и обывателей. Тем не менее, всё когда-то заканчивается - и в эти дни в мировую летопись вычислительной техники вписывается очередная страница: IBM продаёт свой PC-бизнес.
На самом деле о возможности продажи в Голубом гиганте задумались не сегодня и даже не вчера. В течение большей части 90-ых гигантская корпорация медленно меняла курс, готовя отход из сегмента персональных компьютеров. Пару лет назад были проданы мощности по производству стационарных PC, так что к настоящему моменту IBM уже уступила своё первое место по продажам персоналок конкурентам: Dell и HP делят верхние две позиции списка крупнейших PC-продавцов. До сих пор IBM занималась персональными компьютерами, теперь же решено подвести финальную черту: всё производство PC выставлено на продажу, причём цена сравнительно невысока - скромные один-два миллиарда долларов. Точных цифр, к сожалению, нет: ни сама IBM, ни её потенциальные партнёры по этой исторической сделке никак не комментируют свои действия. Но информация, просочившаяся из "заслуживающих доверия источников" уже сделала сенсацию и достаточна, чтобы судить о причинах и последствиях. IBM намерена целиком распрощаться со своими производственными и интеллектуальными мощностями, посвящёнными PC и вопрос лишь в том, передаст ли она покупателю право использования своего брэнда.
Почему корпорация желает избавиться от доли на рынке, который она же сама фактически и создала? Причина, как полагают сторонние аналитики, скрыта в превращении персональных компьютеров из уникального продукта в предмет обихода, всего лишь ещё одно устройство из разряда бытовой электроники. Как и в случае с любым другим продуктом, потеря особенного имиджа, массовость влечёт за собой резкое снижение прибыльности. Сегодня IBM делает на персоналках едва ли десятую часть своего годового бюджета и шансов "выделиться из толпы" у неё нет: стараниями самой же IBM производство PC децентрализовано и контроль над архитектурой в значительной степени принадлежит сообществу производителей, а не основателю. Контрпримером может служить Apple, которая сумела удержать монопольный контроль над своей системой и теперь пожинает плоды предусмотрительности, единолично диктуя цены. IBM же намерена окончательно распрощаться с миром персонального компьютинга и вернуться к тому, чем компания занималась с середины XX века: серверам и серверным технологиям, а также комплексной поддержке корпоративных клиентов. Здесь Голубой гигант на коне, ведь проприетарные серверные наработки позволяют выпускать продукты, качественно отличающиеся от изделий конкурентов, а значит и зарабатывать премиальные.
Что касается производства PC, отчуждаемого IBM, то покупатели уже нашлись. Самая вероятная кандидатура - китайский титан Lenovo Group, с которыми IBM сотрудничала последние двадцать лет. Lenovo известна по торговой марке Legend, на которую приходится четверть всего китайского рынка персональных компьютеров. Есть и другой возможный покупатель, но его имя пока не установлено.
Спору нет, уход IBM с рынка персональных компьютеров означает окончание целой эпохи в истории вычислительной техники. В конце концов, именно благодаря IBM мы имеем сегодня таких гигантов как Intel и Microsoft. Но жалость и сочувствие - последнее, что должно быть, когда речь заходит о бизнесе, решение же IBM вполне вписывается в общую картину рыночных тенденций. Слияние HP с Compaq, продажа IBM производства PC - всё это (и многие сделки помельче) звенья одной цепи, связывающей факт снижения планки прибылей с запуском процесса консолидации производств. Число разработчиков персональных компьютеров неизбежно должно было уменьшиться и, конечно, IBM - не последняя жертва. В ближайшие месяцы и годы аналитики (Gartner) предвещают большие перемены среди производителей PC, часть из которых должна будет уйти, другая - вступить в новую, ещё более жестокую схватку за нас, рядовых пользователей.