Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Я в диджеи бы пошел

Архив
автор : Тимофей Бахвалов   30.11.2004

Чтобы научиться микшировать музыку, нужен слух — и практика, практика и еще раз практика.

Чтобы научиться микшировать музыку, нужен слух — и практика, практика и еще раз практика. Чтобы стать диджеем, нужен вкус и чувство настроения толпы. Но о вкусах спорят, а сегодняшняя статья — не об этом.

Дорогое удовольствие

За практикой можно пойти в ближайшую школу диджеев, которых в крупных городах появляется все больше (они открываются на базе ночных клубов). Можно даже найти вуз, где есть курсы диджейского мастерства. Это не шутка — один из ведущих негосударственных вузов Санкт-Петербурга СПбГУП (www.gup.ru) в 2004–05 учебном году начал предлагать студентам практические курсы диджейства… Но на курсы нужны деньги и время.

О том, чтобы купить домой комплект диджейского оборудования — две вертушки (CD или винил), микшер, усилитель и акустическую систему, — большинству не приходится даже мечтать. Одна CD-вертушка Pioneer CDJ-800 стоит около 800 долларов. И даже если ориентироваться на дешевое оборудование фирмы Numark и модели начального уровня, хобби влетит в копеечку.

Но не позволяйте энтузиазму угаснуть и превратиться в разочарование, скрашиваемое прослушиванием любимых треков в Winamp’е. У вас есть возможность превратить в диджейский комплект… свой домашний ПК.

Все в одном

4-я версия пакета MixVibes от компании inVibes, вышедшая в сентябре 2002 года, до сих пор актуальна благодаря простоте и наличию всех базовых функций, нужных новичку и профессионалу. Вышедшая минувшим летом 6-я версия (MixVibes DSV) позволяет подключить к компьютеру настоящие виниловые вертушки и микшер и управлять проигрыванием цифровых файлов с жесткого диска с помощью двух специальных виниловых пластинок.

Мы рассмотрим версию 5, где, по сравнению с 4-й, переработан код работы с аудио, изменен базовый интерфейс, добавлена эмуляция винила и поддержка внешних управляющих консолей, таких как Hercules DJ Console.

Итак, MixVibes Pro 5.11 весит в установленном виде всего 8,5 Мбайт (лучший показатель качества). С сайта www.MixVibes.com можно скачать бесплатную версию с несколько ограниченной функциональностью, а полную — легко найти в P2P-сети eDonkey (Рекомендую релиз пиратской группы ROR). Версия Pro EX 5.20, также встречающаяся в «Осле», отличается от 5.11 лишь поддержкой большего количества внешних консолей: Numark DMC-1, Visiosonic DAC-2, Mixman DM2, XP10, DVinyl, BPMStudio и любых MIDI-контроллеров.

Программа поддерживает форматы wav, mpa, mp1, mp2, mp3, au, aif, aiff, snd, wma, asf, ogg и аудио-CD. Читаются MP3-теги версий ID3v1.0, 1.1 и 2.0, а вот повсеместно используемые интернет-пиратами теги Lyrics3 v2.00, тоже позволяющие прописывать в файле длинные названия композиций, не читаются, что неудобно для электронной музыки, где помимо автора и названия трека указывается еще и автор и название ремикса. (Стоит ли говорить, что новейшую электронную музыку придется искать именно у пиратов, а не в магазине на углу?)

Одновременно можно использовать (и подключать на лету) до четырех звуковых карт. Но при работе с MixVibes достаточно всего одной аудиокарточки — даже интегрированного многоканального аудио: для подключения наушников DJ-мониторинга можно использовать, например, тыловой канал, а для вывода конечного сигнала на усилитель с акустической системой — центральный.

MixVibes обеспечивает очень быстрый отклик — с момента нажатия на кнопку «Play» до начала воспроизведения трека проходит 3 мс; с момента выбора позиции на треке быстрый переход с последующим воспроизведением происходит за 10 мс. При использовании интерфейсов ASIO и Kernel задержку при работе с микшером и эффектами можно снизить до 4 мс, что меньше (!), чем у диджейского оборудования. При использовании недорогих аудиокарточек и интерфейсов Multi Audio и Multi Channel опускать параметр Latency (Задержка при вводе/выводе звуковых данных) ниже 50 и 80 соответственно не рекомендуется — в противном случае диджей рискует потерять аудиофреймы и получить некачественное звучание на выходе.

Сводим

Интерфейс MixVibes очень легко настраивается. На сайте можно найти скины, которые изменят внешний вид плейеров и элементов управления (например, на аналог Hercules DJ Console). Панели управления отдельными функциями программы (так называемые рэки — Racks) вызываются и убираются с экрана одним нажатием кнопки на панели инструментов.

В MixVibes реализована концепция диджей-плейера со встроенным микшером — все инструменты для управления воспроизведением отдельного трека расположены на специальной панели. Одновременно можно вызывать до шестнадцати плейеров (если, конечно, позволяет разрешение экрана). Сменить присвоенный плейеру звуковой канал можно одним кликом на окошке Out.

Большие кнопки «Play/Pause» и «Cue» отвечают за начало воспроизведения и выбор точки проигрывания. Нажав на паузу и затем на кнопку «Cue», можно обозначить точку паузы в качестве начала трека. Нажатием на «Cue» во время воспроизведения мы возвращаем плейер на новую точку старта (незаменимая в диджействе функция). MixVibes позволяет задать и назначить имена десяти нужным вам точкам композиции.

Большой слайдер на плейере управляет скоростью, мастер-темпо и питчем трека; с помощью комбинаций этих трех параметров можно сводить композиции даже несочетающихся стилей. При использовании питча вы получаете аналог раскручивания пластинки на бабушкином патефоне (с пищащими или, наоборот, гудящими и тягучими голосами). Скорость и мастер-темпо позволяют повышать скорость звучания трека, сохраняя все гармоники и частоты, присутствующие в «оригинале».

Умение подогнать скорость треков на слух — это уже половина дела. Под скоростью в электронной музыке понимается количество ударов в минуту (beats per minute, bpm). Лучше всего практиковаться на треках одного стиля с постоянным bpm — например, хаус. В MixVibes есть встроенная утилита для подсчета bpm вручную, которая будет очень полезна и начинающим. Диджей определяет отрезок композиции и начинает отстукивать бит по клавише пробела в такт музыке. Программа уже на третье нажатие выдает точное значение bpm. Количество ударов можно подсчитать и автоматически — просто выбрав меню «Beat counting auto». Bpm в этом случае определяется путем сканирования всего файла и подсчета «пиков». Один недостаток — без всякого разрешения MixVibes записывает результаты сканирования bpm в информационный тег файла, поэтому, если вы дорожите целостностью своей музыкальной коллекции (контрольными суммами файлов), перед сетом делайте копии микшируемых треков.

После хорошей практики определить количество ударов на слух и свести две композиции не составит никакого труда — «bpm-счетчик» со временем появится у вас в голове, так что замедление или ускорение трека вы будете делать почти автоматически, не задумываясь.

Ориентируясь на звук колонок, через которые играется первый трек, вы сможете в наушниках подобрать bpm и готовить к сведению второй трек. При использовании DJ-мониторинга, нажав кнопку с изображением наушников, вы выводите звук в «уши», после повторного нажатия звук пойдет на центральный канал с акустической системой.

В сведении очень помогает экран плейера, где отображается информация о файле — те самые «пики», которые считаются в режиме автоматического определения bpm. А коль скоро последние определяются очень хорошо (погрешность в хаус-музыке не более 1–2 bpm), то разработчикам глупо было бы не включить в MixVibes функцию автоматического микширования. Нажатием на плейере кнопки «Auto bpm» трек синхронизируется с уже играющим. За автосинхронизацией можно наблюдать в отдельном окошке — «пики» должны постоянно совпадать. При необходимости их следует подогнать с помощью джог-дайла.

Джог-дайл может использоваться в двух режимах: обычном — для корректировки подгонки трека, не попадающего в бит, и в режиме «винилового проигрывания», который включается кнопкой «Vinyl» и позволяет скрэчить и быстро отматывать, останавливать и запускать трек с «пластиночным» звуком — скрипом иглы по винилу. При использовании эмуляции винила в рэке «Vinyl» можно настроить чувствительность джог-дайла. Рекомендую снизить параметр «Time» со стоящих по умолчанию 200 мс до нуля — это поможет придать эмулируемым скрэчам гораздо большее сходство с настоящими. Также можно назначить параметры «винилового шума» — громкость и периодичность «потрескивания пластинки», как при попадании иглы на микроцарапины и пылинки на настоящем виниле.

Играем

Круглые ручки на панели плейера — это аналог диджейского эквалайзера. Они позволяют убирать и повышать частоты — низкие, средние и высокие (Bass, Medium и Treble). С помощью манипуляций частотами в уже играющий трек вплетается новый — частоты сначала понижаются (срезаются), а затем постепенно добавляются. При этом используется кроссфейдер, помогающий постепенно снижать громкость основного трека и повышать громкость трека, который только начинает играть.

Помимо отдельных «микшерских», существует также центральный эквалайзер, отвечающий за сигнал на выходе. По ходу воспроизведения очень удобно играться с частотами с помощью рэка «Resonant», где можно задать параметры и периодичность среза и фильтрации частот, — в результате частоты «гуляют» по треку, выплескивая музыку на слушателей как бы волнами.

Существует также инструмент «Gain», который полезен при проигрывании файлов с низкой громкостью. С помощью отдельной ручки на плейере и настройках в одноименном рэке запись можно сделать более громкой и насыщенной частотами, а также ограничить максимальную громкость.

Помимо прямой работы с частотами, на треки в реальном времени можно накладывать спецэффекты. Их в MixVibes множество: задержка, реверберация, хорус, флэнжер, фэйзер и т. д. Поддерживаются плагины Winamp, WNoise, PNoise и любые DirectX-совместимые. Так, например, можно наложить на трек эффекты из пакета для профессиональной работы с аудио — Sony Sound Forge.

Если для создания оригинального микса этого набора вам недостаточно, нужно открывать рэк «Sampler». Задав до пяти разных сэмплов, их можно включать во время воспроизведения трека, создавая уникальную композицию. В этом случае получается не просто сведение, а почти то, что называется live performance.

В MixVibes есть еще более мощный инструмент для live performance — возможность создания так называемых петель (loops). При проигрывании трека нажатием двух кнопок зацикливаем несколько ударов (от 1/2 до 16). С помощью петли можно продлить композицию, а можно создать собственный минималистический трек, наложив на петлю эффекты, запустив дополнительные сэмплы и смешав все в невообразимый коктейль. Наигравшись, можно быстро отключить эффекты и нажать кнопку «Play» — оригинальный трек продолжится точно с конца петли.

Для удобства диджей может создать скрипты (до шести штук), помогающие выполнять с треками несколько действий в определенной последовательности или одновременно — играться с частотами, скрэчить и т. д. MixVibes умеет записывать миксы — в виде скрипта (последовательности действий диджея) и, самое главное, — в wav-файл!

Управление функциями программы осуществляется клавишами, которые доходчиво описаны в инструкции, однако при небольшой практике и достаточной сноровке все манипуляции можно легко осуществлять одной лишь мышкой! Все действительно просто и интуитивно понятно. Тем не менее, рекомендую купить внешний контроллер. Например, Mixman DM2 с двумя большими джог-дайлами, шестнадцатью кнопками с подсветкой, кроссфейдером, джойстиком и подключением по USB. В России такой найти трудно, но на eBay он стоит копейки — около 30 долларов (Hercules DJ Console продается и у нас, но слишком дорог — около 350 долларов). Научившись микшировать в MixVibes с помощью контроллера, вы легко освоите и профессиональную DJ-технику.

MixVibes поддерживает плагины визуализации для Winamp. При наличии ТВ-выхода на видеокарте VIS-визуализацию можно пустить на телевизор или проектор… Всё. Пора зажигать и взрывать танцпол.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.