Конец государств?
АрхивНесколько лет назад, в эпоху бума доткомов и пышного цветения надежд, возлагаемых на Интернет, казалось, что вот-вот базис, в лице Всемирной сети, сокрушит обреченные уже надстройки в лице национальных государств.
Несколько лет назад, в эпоху бума доткомов и пышного цветения надежд, возлагаемых на Интернет, казалось, что вот-вот базис, в лице Всемирной сети, сокрушит обреченные уже надстройки в лице национальных государств. Возобладает глобальное царство рациональности и экономической эффективности, а бюрократия, войны и тайная полиция уйдут на страницы учебников истории.
Получилось, однако, иначе. Последние три года характеризовались скорее укреплением, нежели отмиранием, национальных государств. Ну, прежде всего государства звездно-полосатого, самого богатого и технологически развитого. В ходе недавней избирательной кампании вопрос — нужно ли укреплять державу, даже и не ставился. Республиканцы с демократами дискутировали лишь о том, как это делать.
Изрядно прибавила государственная власть и в родимом отечестве.
И Китай, с его интеграцией в мировой рынок в роли глобальной мастерской, отнюдь не рвется растворить традиции Поднебесной внутри ВТО.
Почему так происходит?
Употребленные во вступлении слова базис и надстройка пришли из марксизма. «В общественном производстве своей жизни, — писал Маркс, — люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 13, с. 6-7.).
Марксизм, отметим, научный метод блестящий. С уникальной предсказательной способностью — чего стоит хотя бы детальное предвидение характера и масштабов Первой мировой войны. Надо только применять его там, для чего он создан — для описания западного общества индустриальной эпохи…
Глобализация сегодняшних производительных сил налицо.
Ну, хотя бы компьютерная отрасль. Типовой по нынешним временам (в хайтеке свежесть, как и у осетрины, — только первая!) процессорный кристалл содержит миллиард транзисторов. Завод, производящий его, стоит не менее пяти миллиардов долларов. И это только голый фаб. По имеющимся источникам можно грубо прикинуть, что строительство такого фаба имеет смысл при объеме сбыта кристаллов не менее пятнадцати миллиардов долларов в год.
А такой объем дает лишь один рынок — глобальный.
Это ведь только процессор.
К нему ведь нужны еще память, системные чипсеты…
Такая же ситуация в любой, сколько-нибудь технологичной отрасли. Лейблы и брэнды — разные. Два поворота отвертки — глазам предстают одни и те же потроха.
Значит что — глобализация налицо? Следовательно — экономическая эффективность неизбежно призовет к жизни глобальную бюрократию и сокрушит национальные бюрократии так же, как когда-то капитализм сокрушил феодализм (в версии тех же марксистов)?
А укрепление государств — это так, случайная аберрация, вызванная одиннадцатым сентября в Штатах и высокими ценами на нефть вкупе с Чеченской войной в России?
Реальная тенденция — объединенная Европа. Люди будущего сидят в Брюсселе?
Сомневаюсь. Да, сверхэффективность глобальной экономики налицо. Все чудеса и всё изобилие современной цивилизации обязаны своим существованием планетарно-массовому объему производства. Именно оно рождает богатство.
Богатство…
А исследование трайбалистских конфликтов, вспыхнувших после холодной войны, показывает, что происходят они не от бедности. Нет, наоборот, там где есть что делить. Что далеко ходить — чеченская нефть в СССР традиционно шла на нужды авиации. И до этого малые войны вспыхивали в нефтяной Биафре, в золотоносном горнорудном королевстве Касаи.
Государство, бюрократия, война — явления культуры. Они возникают там, где есть избыток ресурсов. Разливы Нила оплодотворяют долину — и Древнее Царство возносит к небу пирамиды. Реки золота изливаются на Испанию из трюмов галеонов — и возникают чудеса Эскориала. Но, одновременно, и процессы инквизиции. А эскимосы великих государств не создали, да и геноцида не устраивали — им моржа бить надо! Слишком мал зазор между доступными и жизненно необходимыми ресурсами.
А сегодня, в эпоху глобального производства, по планете гуляет такое количество СВОБОДНЫХ ресурсов, которого не было никогда.
А глобальных задач, и к тому же захватывающих воображение — например, таких, какой могла бы быть космическая экспансия, — у человечества нет.
Поэтому ресурсы будут тратиться странно.
Ну, можно, например, в рамках глобальной экономики извести их на гигантские гонорары атлетам и певцам. Даром, что ли, среди новостей «КТ» так много места уделено защите музыкального контента?
Но можно и направить их на такие явления культуры, как государства. Почему бы и нет? И часть этих государств будут милитаризированными и агрессивными. Даже если это будут «сетевые» государства типа Аль Каиды.
В любом случае, изобилие ресурсов на планете, порожденное глобальной экономикой, неизменно породит автоколебательные, подобные степным пожарам, процессы реализации различных и произвольных культурных матриц. Заметная часть из них будет связана с реализацией государственных идеологий того или иного типа. Богатство только доставит им «горючий» материал.