Почта, поиск... два Mail.ru?
АрхивМненияПосле лицензирования поисковика Google и смены дизайна поиск явно выдвинулся во главу угла на Mail.ru. Наш корреспондент подробно расспросила генерального директора Mail.ru Дмитрия Гришина о том, как в Mail.ru видят свою роль в будущем Рунете.
После лицензирования поисковика Google и смены дизайна поиск явно выдвинулся во главу угла на Mail.ru. Наш корреспондент подробно расспросила генерального директора Mail.ru Дмитрия Гришина о том, как в Mail.ru видят свою роль в будущем Рунете.
- С чего всё начиналось?
- В далеком 98-ом году было две отдельных организации. Одна называлась Port.ru, у которой были сайты Mail.ru, Torg.ru и большое количество других проектов. И была компания netBridge, которая была совершенно независимой организацией, и ее проектами были Молоток.ру и Бум.ру. Через какое-то время эта организация приобрела компанию Лист.ру вместе с большим количеством проектов. Эти компании развивались независимо и параллельно. И вдруг в начале 2001 года, если не ошибаюсь, в марте, эти компании объединились и после объединения приняли решение строить портал под единым брендом Mail.ru, и единственными проектами за пределами этого бренда были проекты e-commerce - торг.ру и молоток.ру. 15 октября 2001 года все остальные проекты были сведены под Mail.ru. Вот так это происходило.
- Почему именно Mail.ru?
- Была большая и напряженная дискуссия на тему того, какой бренд выбрать. Я не смогу в двух словах объяснить всю сложность и весь спектр доводов, которые были приводились тогда при обсуждении. Могу сказать, что одной из причин, конечно же, стало то, что этот бренд был очень популярным на тот момент. Можно сказать, самым популярным. Это было непростое решение, и учитывалось большое количество других вариантов.
- А в какой из компаний работали вы тогда?
- Я работал в компании netBridge, и после объединения команды слились в единое целое. Еще некоторое время после объединения существовала некая клановость, когда люди спрашивали: "Из какой ты компании?". Но спустя уже полгода границы между компаниями были стерты окончательно, и таких различий уже не делалось. А первое время, да, видя новые лица в офисе, всегда интересовались "из какого ты клана?" :)
- А в какую сторону пошло развитие компании дальше?
- Дальше одним из главных и центральных путей развития ставилась даже не почта, а общение. То есть приоритетными стали сервисы, которые были максимально направлены на связь между пользователями. Это почта, открытки, рассылки, чаты, знакомства и наша программа "Mail.ru Агент", аналог AOL Instant Messenger. Это одна из наших последних разработок в области развития пользовательского общения, и я могу сказать, что агенту отводится второе место после почты в нашей стратегии.
- Другое направление, которое, судя по всему, имеет большую важность для Mail.ru - это поисковик.
- Я могу сказать, что мы пришли к идее поиска нелегко. Долгое время на Mail.ru был только поиск по каталогу Лист.ру. Но чем дальше, тем сильнее было ощущение, что нашим пользователям нужен глобальный поиск. Возможно, мы поняли необходимость поиска несколько позднее, чем следовало бы, наверное, надо было заняться этим пораньше. Тем не менее, в какой-то момент возникла уверенность, что поиск нам нужен. Было создано отдельное подразделение в нашей компании, которое занимается поиском, и мы его активно развиваем, наращиваем. Сейчас пошли доходы от контекстной рекламы, и растет подразделение, которое занимается ей. Мы считаем, что это перспективное направление развития нашей компании, хотя я бы назвал его вторым аспектом после осуществления пользовательского общения.
- То есть поиск появился на Mail.ru не из коммерческих соображений?
- В первую очередь, было ощущение того, что у пользователей есть необходимость в поиске, есть желание искать, не отходя от почты. Конечно, было очевидно, что у этого сервиса есть коммерческая привлекательность.
- Почему была куплена лицензия именно на использование поисковых сервисов Google?
- Мы считаем, что на данный момент это лучшая поисковая технология. Мы встречались с представителями Google, они сюда приезжали.
- Прошлым летом, да? (Примечание: летом 2003 года основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж посетили Москву).
- Точно, прошлым летом. Но большинство работ проводилось по интернету, по электронной почте, по телефону. Мы работаем с европейским офисом Google.
- Поисковый движок Google не поддерживает русскую морфологию. В Mail.ru он был доработан, чтобы искать по всем формам запрашиваемых слов?
- У нас концепция очень простая. Мы считаем, что пользователям нужно давать максимум возможностей и областей для поиска. Тот же "Рамблер" или "Яндекс" ищут, в первую очередь, по русскоязычным сайтам. А ведь есть большое количество людей, те же журналисты, у которых есть потребность искать информацию по всему миру. Поэтому мы считаем, что Google просто вне конкуренции.
С другой стороны, концентрируясь на всем глобальном, Google не может быть лучшим еще и во всем локальном. Поэтому мы приняли на себя миссию взять все глобальное Google и завершить доработку локального самим. Первым шагом было введение российской морфологии, потом сделали историю запросов, опечатки русского языка и будем работать в этом направлении в дальнейшем.
То есть мы берем ядро от Google и сверху надстраиваем на него максимальное количество сервисов, удобных для русских пользователей.
- Программированием занимались ваши люди, или привлекали стороннюю фирму?
- Нет, все делали сами и активно работаем в этом направлении дальше. Сейчас количество людей, занятых в разработке поисковых технологий увеличивается.
- В том же Google считают, что если учитывать морфологию при поиске, то релевантность результатов снижается.
- Я думаю, что это специфично для языка. Например, в английском языке понятие морфологии как таковое не существует. (Примечание: Это некорректное заявление. По-видимому, речь идет здесь о том, что английский язык аналитический, в отличие от синтетического русского. Слово в синтетических языках самостоятельно, полноценно как лексически, так и грамматически, и требует, прежде всего, морфологического анализа, из чего синтаксические его свойства происходят сами собой. Слово в аналитических языках выражает одно лексическое значение и, будучи вынуто из предложения, ограничивается только своими номинативными возможностями. Грамматическую же характеристику оно обретает только в составе предложения.) Там есть множественное число и единственное, а также времена глаголов. Соответственно, у них область языка, которая подвержена изменениям во фразах значительно уже, чем в русском. У нас фактически все отношения слов в предложении строятся на окончаниях. То есть утверждение Google очень специфично для языка. Может быть, для китайского языка это вообще не актуально - там одни иероглифы.
Вдобавок, у нас есть возможность отключения морфологии при поиске. Но мы считаем, что эта функция чрезвычайно важна. Бывали случаи, когда в Google люди не могли найти нужный документ просто потому, что писали, к примеру, "Дмитрию Гришину". И можно не найти страницу, на которой написано, например, "письмо Дмитрия Гришина".
С другой стороны, знающие люди, которые разбираются в поисковых технологиях, могут сказать, что применение морфологии при поиске может в некоторых отдельных случаях ухудшить результаты поиска. Для этого мы сделали эту функцию отключаемой - дали пользователю возможность выбирать. Но по умолчанию она включена.
- А есть какая-то статистика, как много пользователей ищут вашим поиском?
- Статистика очень простая. У нас есть голосование, согласно которому можно сказать, что 15 процентов пользователей почты используют еще и поиск. То есть в первый же год мы обогнали один из трех крупных поисковиков - Апорт.
- Не с этими ли успехами связано то, что в новом дизайне поиску отдается практически главенствующее место на странице?
- Не могу с вами согласиться, что оно главенствующее. Ему отведено одно из главенствующих мест. Мы считаем, что есть такой блок, который содержит три вещи: почту, "Mail.ru Агент" и поиск. Мы выделили поиску такое расположение, потому что видели все большую заинтересованность пользователей в этом сервисе и учитывали, так скажем, некоторую привычку пользователей видеть поиск на определенном месте. Мы проводили большое количество опросов, чтобы это выяснить. Тем более что, если отвести поиску маленькое место, многие будут воспринимать его как поиск по сайту, а не глобальный.
Конечно, мы сделали серьезный редизайн главной страницы, это был сложный шаг. После множества опросов, голосований, фокус-групп мы получили этот новый вид именно из предпочтений наших пользователей. Нам пришло много отзывов, и большинство из них положительные. При том надо учитывать, что отзывы обычно пишут люди, которые хотят выразить крик души, вроде: "Верните все, как было!!!" Но в данной ситуации около 70 процентов отзывов были от довольных посетителей. Были и такие письма: "Я неделю назад написал, что все ужасно. Но сейчас попользовался и понял, что мне удобно!"
Надо признать, что любое изменение внешнего вида массового продукта должно проходить осторожно, учитывая все пожелания и отклики пользователей. Мы учитывали максимально все голоса и пытались сделать что-то приятное и полезное. Могу сказать с уверенность сказать, что мы не ошиблись. Посещаемость не только не упала, она увеличилась. Причем увеличилась также посещаемость наших дополнительных сервисов, повысилась портальная привлекательность. Мы ввели новую навигацию - сделали иконки для наших сервисов, через неделю посещаемость некоторых из них повысилась на 300-400 процентов. Мы вынесли погоду, курс валют на видное место - это все были пожелания пользователей.
- Как можете оценить положение на рынке контекстной рекламы в Рунете?
- Мы запустили поиск, и логично было бы предположить, что мы начнем заниматься контекстной рекламой.
- Последовательность действий была такая? Или изначально одной из целей был выход на рынок контекстной рекламы?
- Нет-нет. Мы запустили поиск для пользователей, и только потом начали продавать контекстную рекламу. Точно так же мы сначала запустили почтовый сервис, а потом начали выяснять, что может из него получиться в коммерческом плане. Ведь в момент запуска Mail.ru видение мира было совершенно другое.
Можно сказать, что целью создания поиска было дать пользователям еще один сервис, но вместе с тем, было понимание того, что на этом можно заработать деньги. Но мы сейчас не ставим цель сделать проект максимально прибыльным. Мы вкладываем деньги в развитие проекта, так что, в основном, контекстная реклама помогает инвестировать деньги в улучшение качества.
Конечно, мы не являемся лидерами рыка контекстной рекламы. Есть тройка-четверка игроков - "Яндекс", "Рамблер", мы и "Апорт", может быть. На сегодняшний момент я оцениваю нашу долю, условно говоря, приблизительно в пять процентов поисковых запросов, при этом суммарно рынок оценить достаточно сложно, и назвать цифру я не готов.
Я считаю, что рынок контекстной рекламы активно развивается и за рубежом, и в России - в такой последовательности. И на ближайшее время я считаю это перспективным направлением.
- Вы пользуетесь услугами "Бегуна"?
- Мы как продаем рекламу сами, так и сотрудничаем с "Бегуном". Это два наших направления.
- Есть ли планы по развитию основного, почтового сервиса?
- Мы планируем распространять наш новый дизайн глубже на страницы портала, в том числе это касается почты, рассылок. Так что предстоит еще очень много интерфейсных работ. Что касается функционала, мы уже достигли таких высот, что часть функций сделали "про запас". Среднестатистический пользователь нашего сервиса не знает и 5 процентов всех наших услуг. В целом, мы планируем все большую интеграцию с нашим агентом, чтобы создать полностью законченную целостную систему. Второе - повышение юзабилити и информирование пользователей о том, что у нас уже есть. Конечно, параллельно мы ведем разработку новых направлений. Некоторые из них касаются доступа с мобильных устройств - телефонов, смартфонов, КПК. Это все запланировано, но пока говорить о чем-то конкретном рано.