Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Арсенал видеофила

Архив
автор : Филипп (Finar) Казаков   24.11.2004

Каждый человек, занимающийся обработкой видео на компьютере и переросший уровень Windows Movie Maker’a, сталкивается с разного рода специфическими задачами.

Каждый человек, занимающийся обработкой видео на компьютере и переросший уровень Windows Movie Maker’a, сталкивается с разного рода специфическими задачами. То файл нужно быстро и без перекодировки разбить на много маленьких, то, наоборот, несколько файлов слить в один, то перекодировать звук, оставив нетронутым видео…

Солидные приложения для нелинейного видеомонтажа (Adobe Premiere, Ulead Media Studio и иже с ними), как ни странно, зачастую не позволяют делать тривиальные операции легко и непринужденно. Так что наряду с пишущими приводами DVD-ROM, дисковыми RAID-массивами и мощными процессорами несчастные пользователи начинают обрастать утилитами, выполняющими лишь одну-две функции, но зато максимально удобными. За пару-тройку лет обработки видео мы с компьютером познакомились с невероятным количеством таких утилит, от которых после выпаривания образовался лишь небольшой сухой остаток. С этим самым остатком я и хотел бы познакомить читателя, дабы ему было от чего оттолкнуться в Поиске Максимального Удобства.

VirtualDub

…и его родственники в лице VirtualDubMod и VirtualDub-MPEG2. VirtualDub позволяет сливать два avi-файла в один без перекодировки, разрезать видеофайлы на кусочки, приклеивать звуковые дорожки разных форматов к готовому видео, прогонять звук и изображение через цепочку фильтров, автоматизировать процесс обработки файлов, захватывать видео, изменять длительность аудио- и видеопотоков в файле для синхронизации и многое, многое другое. Главным недостатком программы я бы назвал невозможность работы c DireсtShow-кодеками. Таким образом, далеко не каждый файл, открываемый в Windows Media Player’e посредством цепочки DirectShow-фильтров, можно засунуть в VirtualDub. Этот недостаток частично исправлен в специализированных версиях. Кроме того, VirtualDub не способен корректно работать с WDM-драйверами тюнера в Windows XP/2000 [Казалось бы, на этом «видеозахватнические» умения VirtualDub теряют практический смысл. Но это не совсем так: к примеру, один из способов оцифровать старую некачественную видеокассету с нестабильным сигналом, сохранив синхронизацию звука и видео в моменты сбоев, — использовать VFW-драйверы тюнера. Тут-то и может пригодиться VirtualDub в качестве «захватчика». Только учтите, что для работы в VFW-режиме с полноразмерной картинкой вам, возможно, придется «переехать» в Windows 9x, тем самым лишив себя возможности записывать файл крупнее четырех гигабайт. В принципе, VirtualDub все же можно заставить правильно «хватать» и в Windows 2000/XP, но эта операция весьма нетривиальна (интересующиеся могут поискать информацию на видеомонтажных форумах)].

VirtualDubMod порадует пользователей возможностью работать в паре с AviSynth, поддержкой нескольких медиапотоков в avi-файле, использованием самых разных источников звука, поддержкой контейнера Matroska на выходе и пр. VirtualDub-MPEG2, как и следует из названия, позволяет обрабатывать MPEG2, исправляя досадную невозможность сего действия в обыкновенном VirtualDub. Резюме: если вы хотите что-то сделать и у вас не получается, сначала попробуйте VirtualDub и его модификации, а потом уж продолжайте исследовать вопрос.

GordianKnot

«Гордиев узел» не только прекрасный инструмент для конвертирования MPEG в DivX (XviD), но и очень удачный сборник приложений (GordianKnot, по сути, является не самостоятельным приложением, а лишь надстройкой к нескольким утилитам, заставляющей их работать слаженно и автоматизированно посредством скриптов и проектов): ставим GordianKnot и вместе с ним в одном флаконе получаем VirtualDubMod, DVD2AVI, AviSynth и декрипторы DVD. Заметьте также, что мощные видеоредакторы обычно не рассчитаны на работу с «попсовыми» форматами DivХ/XviD, поэтому при прямом экспорте в какой-либо из этих форматов качество получается гораздо ниже, чем при использовании промежуточного lossless- или даже MPEG2-файла, с последующим неторопливым кодированием специализированной утилитой. Тут-то на помощь и придет GordianKnote. Его разновидность — AutoGordianKnot — очень удобна для автоматизированной конвертации DVD в DivX/XviD. Если нет желания разбираться в премудростях этого процесса, но хочется получить качественный результат, — AutoGordianKnot для вас.

iuVCR

Неоднократно мною поминавшаяся (см., например, статью «Видеозапись без видеомагнитофона» в «КТ» #498) программа для захвата видео из разных источников (рис. 1). В основном она полезна при оцифровке материалов через TV-тюнер, но, в принципе, может работать с камерами DV, картами VIVO и платами видеозахвата. К сожалению, при записи DV можно использовать только формат Type1, что приводит к определенным неудобствам при последующей обработке.

TMPGEnc

Утилита для высококачественного кодирования MPEG1/2. Имеет массу нетривиальных настроек, но при этом легка в обращении. Гибко управляет собственными потребностями в аппаратных ресурсах, так что в сравнении с монстрами вроде Premiere выглядит очень привлекательно для фонового кодирования. Впрочем, MPEG-кодировщиков много, и бытует мнение, что наилучшее качество из них дает Canopus Pro Coder (Да еще и не все его версии, а только предпоследняя 1.5 , а то и более ранняя 1.0.35). В любом случае, выбор кодировщика — это тема для отдельной статьи, здесь же я скорее хотел обратить внимание читателя на то, что высококачественное кодирование MPEG1/2 также лучше производить с помощью специализированных утилит.

AVI mux

Как известно, AVI является контейнером, способным содержать несколько медиа-потоков. Так, внутри одного avi-файла может находиться, к примеру, оригинальная звуковая дорожка и дубляж, или даже два видеоряда. Запихнуть столько всего в один файл позволяет AVI mux. В принципе, и VirtualDUB позволяет делать схожие операции, но AVI mux в этом отношении гораздо нагляднее и проще.

Wabc bitrate calculator

Об этой утилитке я тоже упоминал в «Видеозаписи без видеомагнитофона». Это на первый взгляд непонятное, но при ближайшем рассмотрении невероятно удобное средство для подсчета основных характеристик кодируемого видеофайла. Какой ставить битрейт, чтобы фильм уместился на болванку? Сколько будет занимать ролик при заданном битрейте? Как пропорционально уменьшить разрешение? Какова будет плотность информации на пиксел при заданных параметрах? На все эти вопросы Wabc легко даст ответ.

RadLight Filter Manager

Многие программы для обработки видео используют DirectShow-фильтры. К сожалению, работа с ними организована в современных ОС Windows очень неудобно. Любое приложение имеет возможность, никого не спрашивая, инсталлировать свой фильтр, причем поверх уже установленного в системе. В таком случае неминуемо возникнет конфликт — ведь замененный фильтр стоял не просто так, а тоже был нужен какому-то приложению, и теперь корректное функционирование последнего не гарантируется. Усугубляют ситуацию куцые возможности встроенных средств Windows по управлению фильтрами. Тут-то на сцене и появляется RadLight Filter Manager (рис. 2). С ним легко можно найти и уничтожить новоявленный фильтр, разрушивший баланс системы, изменить приоритеты фильтров (Тут главное не увлекаться. К примеру, поставив слишком высокий приоритет для MPEG-декодера, вы можете с удивлением обнаружить, что ваши avi-файлы пытаются открыться через MPEG-декодер!) и в некоторых случаях — спасти замусоренную всякой ерундой Windows от переустановки.

GraphEdit

Ну хорошо, менять приоритеты DirectShow-фильтров мы научились, но как узнать, какой именно фильтр отравляет нам жизнь? Для этого нужно просмотреть всю цепочку, которую строит система при декодировании того или иного файла. Поможет в этом утилита GraphEdit производства Microsoft, наглядно, в виде блок-схем, представляющая процесс декодирования файлов (рис. 3). Она позволит увидеть, какой файл каким фильтром декодируется и, в случае чего, исправить ситуацию с помощью менеджера фильтров.

На самом деле, GraphEdit гораздо более мощное приложение, позволяющее не только иллюстрировать работу DirectShow-фильтров, но и собственноручно составлять и запускать цепочки этих фильтров. Файл, открывшийся в Media Player’e, будет открыт и в GraphEdit’e, а тут уж его можно переконвертировать в желаемый формат любым кодеком! Так, например, не составило труда извлечь видео из игры Warcraft III, сжатое специальным «защищенным» кодеком DivХ for Blizzard. Файлы эти невозможно открыть ни через VirtualDub, ни вообще через какой-либо редактор, зато GraphEdit, ничуть не смутившись, открывает доступ к запретному (Позже, однако, нашелся еще более простой способ взлома: в файлах достаточно заменить FourCC-код на DX50 и сменить расширение на .avi. После этого заставки будут открываться новым декодером DivX 5.х.х, что благоприятно сказывается на качестве их постобработки). Более того, в некоторых случаях можно даже сменить тип файла, оставив нетронутой информацию внутри него (В этом смысле показательна история с MP3-плейерами фирмы Hyun Won. Как всякий добропорядочный производитель плейеров, в своих ранних моделях эта фирма использовала всяческие защиты от копирования. В частности, при записи с линейного входа плейера получались файлики .mpe, которые по сути своей являлись обыкновенным MP3 с битрейтом 128 кбит/с и измененным заглавием. Файлики эти читались в плейере, а после скачивания специального плагина могли воспроизводиться и в Windows Media Player’e, но только при условии, что в это время к USB-разъему подключен плейер и драйверы его установлены. Путем несложных манипуляций в GraphЕdit «защищенные» файлы легко и без потери качества превращались в обыкновенные MP3. Единственное условие: на момент смены формата к компьютеру должен был быть подключен плейер. Забавно, что во взломе глупых защит помогает один из главных их ревнителей — корпорация Microsoft).

Иногда GraphEdit выручает в совершенно неожиданных ситуациях, связанных с DirectShow-фильтрами: например, для получения доступа к скрытым настройками тюнера Pinnacle PCTV Deluxe. Так что видеомонтажеру в Windows следует обязательно иметь эту утилиту, хотя бы на всякий случай.

MPEG-VCR

Этот MPEG-редактор (рис. 4) я использую лишь с одной, но важной целью — для беспотерьного разрезания и склеивания MPEG-файлов. Впрочем, ту же операцию (но чуть менее комфортно) можно проводить и с помощью TMPGEnc.

RAD Video Tools

Вы сталкивались с форматами .bik и .smk? Вряд ли! Ежели все-таки столкнетесь, вспомните про RAD Video Tools. Кроме кодирования и декодирования этих форматов, из полезных умений утилиты стоит отметить конвертирование группы графических файлов в видеоролик. Многие программы способны на эту операцию, но вот случай из практики: со склеиванием девяти тысяч файлов справился только набор RAD Video Tools.

ScenalyzerLive

Прекрасный инструмент для работы с цифровыми видеокамерами, а точнее — для копирования видео с пленки на жесткий диск и обратно (рис. 5). Программа замечательна «интеллектуальным» подходом к этому процессу. Во время захвата она пишет видео не одним сплошным файлом (как делает большинство утилит подобного рода), а разбивает видеопоток на сцены, каждая из которых записывается в отдельный файл. Разбивать на сцены можно либо по таймкоду, записанному на пленке, либо по визуальному изменению картинки. Кроме того, удобно реализован batch-захват: программа может быстро проанализировать кассету и представить список имеющихся на ней сцен. Затем остается выбрать нужные сцены, нажать пару кнопок — и все! Дальнейшие операции — перемотка кассеты, старт и завершение записи — будут выполнены автоматически.

GSpot

Совершенно необходимая в видеобыту утилита (рис. 6). Показывает формат файла, количество его медиа-потоков, кодек (и его FourCC-код), битрейт, глубину и разрешение (частоту дискретизации в случае с аудио). Также выводит список возможных DirectShow-декодеров для данного файла, отображает его метаданные, строит цепочку DirectShow-фильтров для декодирования.

Gabest Media Player Classic 6.4

На первый взгляд он страшно напоминает Windows Media Player 6.4 (Последнюю успешную (как некоторые считают) версию этого плейера. Трудно не согласиться!) (рис. 7). Однофайловый плейер не требует инсталляции, работает как с DirectShow-фильтрами, так и с дополнительными модулями, а посему поддерживает все мыслимые и немыслимые форматы файлов, субтитры, DVD (и даже Flash-мультики с расширением .swf). Имеет множество встроенных декодеров (на случай, если в системе не найдется установленных), которые, впрочем, можно отключить, если вам больше нравятся системные. Кроме всего прочего, плейер работает очень быстро, обладает многими тонкими настройками и, что особенно приятно, плейлистом. Единственный, на мой взгляд, недостаток программы — не очень стабильная работа (проект все еще находится в стадии разработки).

Учитывая, что все это удовольствие весит чуть больше мегабайта и абсолютно бесплатно, я не могу не признать этот плейер если не лучшим, то, по крайней мере, самым перспективным.

Конечно, эти программы ни в коем случае не ограничивают парк возможных утилит. Все они предназначены не для монтажа как такового, а для выполнения мелких технических задач, так что вкупе с мощным видеоредактором создают законченную картину.

Я сознательно не публикую веб-адреса описанных программ: многие из них создаются энтузиастами ради собственного удовольствия, и хостинг в таком случае бывает нестабилен, поэтому с момента написания статьи до ее публикации часто успевает смениться. В любом случае, большинство из описанных программ можно легко отыскать по названию самостоятельно через «Яндекс», «Рамблер» или Google. Там же, впрочем, можно найти и необходимые волшебные комбинации цифр и букв, позволяющие работать с программами сколь угодно долго и продуктивно.

Кодеки

Часто встречаемая грустная картина: обнаружив в Сети или на диске знакомого какой-нибудь «Супер-Гига-Макс Кодек Пэк Плюс», доверчивый пользователь быстро устанавливает это многомегабайтное чудовище в надежде, что все форматы видеофайлов будут легко читаться до скончания времен. Результат, к сожалению, частенько бывает ровно противоположным — на форумах гроздями висят жалобы на глюки DivХ, XviD и иже с ними.

Как вы уже догадались, лучше такие «Пэки» не инсталлировать, а ставить каждый кодек по отдельности, тем более что для полноценной работы с видео их потребуется не так уж много. Постараюсь проиллюстрировать последнее утверждение на собственном примере. Итак, у меня стоят:

  • DivX 5.x.x;
  • XviD;
  • DivX 3.11 (для записей, предназначенных для просмотра на слабых компьютерах);
  • Huffyuv (lossless-кодек);
  • PICVideo MJPEG (кодек для промежуточного кодирования, например, захватов с TV);
  • On2 VP2 (для сжатия «чистого» материала на низких битрейтах).

  • Собственно, всё. Иногда еще добавляется пара-тройка новых кодеков для экспериментов. Если вы часто работаете с DV материалами, полезно будет поставить кодек VFW DV от Canopus или Panasonic, чтобы обрабатывать DV-файлы в VirtualDub наравне с обыкновенными avi. Согласитесь, совсем не трудно установить пять-шесть кодеков по отдельности, наверняка обезопасив себя от неприятностей в дальнейшем.

    © ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2021
    При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.