Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Пиритические сеансы

Архив
автор : Евгений Козловский   17.11.2004

Почти год назад в «Огороде» под названием «Когда спящий проснется» я рассказал о знакомстве с находившимся в ту пору на самом острие прогресса десктопом

Почти год назад в «Огороде» под названием «Когда спящий проснется» (www.computerra.ru/offline/2003/522/31159) я рассказал о знакомстве с находившимся в ту пору на самом острие прогресса десктопом: 2,2-гигагерцовый процессор AMD Athlon 64 FX51, гигабайт быстрой памяти, RAID-массив из двух 120-гиговых S-ATA-винчестеров, видеокарточка Radeon 9800 Pro… И пришел к выводу, что разница между этим, так сказать, флагманом и моим пятилетним (тогда — четырехлетним) домашним компьютером (Pentium 4 1,6 ГГц, полгигабайта Rambus, Matrox Millennium P450) хоть и существует, но на задачах, которые мне каждодневно приходится решать, микроскопическая. Да, некоторые ресурсоемкие операции выполняются быстрее, однако их доля в общем времени моей работы на компьютере слишком мала, чтобы за год сэкономить хотя бы час-другой. Конечно, психологически приятнее, когда то или иное приложение грузится быстрее или быстрее откликается на задание, — но, пожалуй, не настолько, чтобы, кроме заметных материальных затрат, понести еще и моральные, связанные с полным переустройством домашнего рабочего места.

Так я тогда и не соблазнился на решительный апгрейд, да и дальше технологические новости в «Компьютерре» не подвигли меня на резкие действия.
Но вот… Но вот мой старичок ни с того ни с сего принялся выдавать сбои. На задачах, сильно загружающих процессор и память. Заметил я это во время пересчета видео из MiniDV-формата в MPEG2: когда на двадцатой минуте, когда на тридцатой, а когда и на второй процесс вылетал; реже — в виде аварийно закрывающейся программы, чаще — в виде синего экрана смерти. Выход из положения я таки нашел, но уж больно неизящный и, я бы сказал, капитулянтский: вместо того чтобы подавать на мастерящую DVD программу (я пользовался, и до сих пор пользуюсь, Ulead DVD MovieFactory 2 или более продвинутой Ulead DVD Workshop 2) AVI-исходник и, разбив его на главки и снабдив меню, запускать мастеринг и запись DVD-диска (в случае вылета программы в процессе конвертации видео на диске оставались только клочья временных файлов…), я задавал конвертацию в MPEG2 прямо из видеоредактора (Ulead Video Editor 7.0), где она делалась с помощью того же движка, которым пользовались Workshop и MovieFactory. Но после вылета программы или всей системы на диске оставалась уже сконвертированная часть MPEG2-файла, вполне качественная и читаемая. Я брал эту часть, внимательно смотрел, где она кончается, а потом снова задавал конвертацию исходного AVI, начиная — кадрик в кадрик — с того места, на котором предыдущий процесс сорвался. Процесс срывался снова, но я получал еще один MPEG2-кусочек. Потом еще один, еще, еще… Иногда часовой видеофайл приходилось конвертировать два-три дня и собирать его, как мозаику, из полутора десятков кусков. Ну, чтобы, не конвертируя, склеить эти куски, особых усилий от системы не требовалось, равно как и смастерить DVD-фильм на основе склеенного, — надо было только взвести флажок «Не пересчитывать MPEG2», который, впрочем, взведен по умолчанию), — так что на этой задаче операционка уже не вылетала и я, просидев два-три дня (вместо полутора-двух часов), получал-таки искомое.

Разумеется, такая жизнь меня не устраивала, и я решил с этим безобразием покончить. Начал, понятно, с того, что несколько раз снес видеопрограммы (кстати, лицензионные) и переустановил заново, даже реестр чистил вручную. Скачал с сайта Ulead все патчи и сервис-паки. Попробовал другие движки. Никакого результата. Вернее — прежний результат. Тогда обратился за советом к мастерам: Сереже Блохнину из «Сплайна», как к эксперту по видео, и к Сереже Леонову из «Компьютерры», как к эксперту по железу вообще. И тот и другой в один голос сказали, что виновато железо, вероятнее всего — память.

Скрепя сердце, я развинтил системный блок (приятно, знаете, не делать этого месяцами, — просто работать и всё: ну, как ездить на заграничном автомобиле, где открываешь капот, только чтобы залить омывалку), вымел, вытащил клоки пыли, прошелся пылесосом, пошевелил пластинки памяти, поменял их местами. Что б вы думали? Система заработала как прежде, без сбоев. Но продержалась только дня два-три. Потом все вернулось на круги своя.

Дабы убедиться, что загвоздка именно в памяти, я сперва провел народный тест: заказал RAR’у сделать с максимальным сжатием архив на полгигабайта; потом установил оставшийся у меня от испытания HP-ноута тест памяти от HP… И тот и другой выполнялись со сбоями. Больше того, вылетать взялась и совсем старенькая, девятилетней давности, графическая программка Graphic Workshop 95, которой я до сих пор пользуюсь, ибо ничего лучшего для пакетной обработки картинок пока не нашел: стоило задать ей полсотни TIF’ов для пересчета в JPG, как она на пятой-шестой минуте непременно рушилась. Вот уж такого не было ни на прошлом моем компьютере, ни на позапрошлом…

Манипуляции с переменой мест пластинок памяти приносили успех все реже и все на меньшее время. Отказаться от одной из пластинок не позволяла архитектура мамы. Взять другую память, чтобы проверить, точно ли дело в ней, а не, скажем, в микротрещине контроллера, было практически негде: у меня стоял Rambus, память некогда самая крутая и дорогая, а сегодня уже вышедшая из употребления (и потому еще более подорожавшая), и хотя на price.ru удалось отыскать несколько (совсем немного) мест, где она вроде бы была, — денег за нее просили немерено, да еще не гарантировали сиюминутное наличие на складе.

— Евгений Антонович, — сказал, насмотревшись на мои мучения и переживания мой друг, хирургический профессор Коля Матвеев. — Это уже сама судьба толкает вас на серьезный апгрейд! (Коля и до того несколько раз советовал мне пойти на такой беспокойный шаг, да я всё отнекивался.) Дерзайте. А ваш компьютер я заберу за назначенную вами цену, в надежде, что она будет не слишком высока.

Я был так раздражен и взвинчен, что готов был отдать профессору свою рухлядь даром, — и позвонил в «Пирит» (www.pirit.ru), с помощью которого делал и прошлый грандиозный апгрейд, и, кажется, даже позапрошлый. Рассказал хозяину, Саше Гуккину, о своей проблеме, и Саша любезно взялся посодействовать в ее решении.

— Приезжай!

Назавтра с утра я и поехал (хорошо, что догадался предварительно заглянуть на сайт: «Пирит» за истекшие с моего последнего общения годы заметно расширился и, главное, переехал с задворок Каширки под самое метро «Профсоюзная», то есть приблизился к моему жилищу буквально втрое!). Гуккин представил меня шефу розничного отдела Сергею Заславскому, и мы засели с ним собирать (пока, разумеется, виртуально) мой новый компьютер. «Пирит» давно известен пристрастием к ASUSTeK’у (и самыми тесными связями с этой фирмой), что меня более чем устраивало (и, возможно, послужило причиной обращения именно в «Пирит»): мой предыдущий компьютер был на асусовской маме, к которой я за пять лет серьезных претензий так и не накопил (а опыты с мамами от других производителей бывали обычно не столь удачными), — и мы выбрали одну из самых продвинутых теперешних мам: P5GD2 Deluxe с сокетом LGA775 под безножечные Intel-процессоры, с поддержкой памяти DDR2, с видеослотом PCI Expressx16, с тремя обычными PCI-слотами и тремя PCI Expressx1, под которые я толком не знаю, что уже из плат расширения существует; с четырьмя Serial ATA- и одним IDE-разъемами; с двумя RAID-контроллерами; с восьмиканальным встроенным звуком (кроме аналоговых, коаксиальные и оптические входы-выходы); со встроенным гигабитным LAN; с двумя FireWire и восемью USB 2; и наконец, со встроенным же Wi-Fi стандарта g, то есть — быстрого, 54-мегабитного. DDR2 нынче пока еще редка и дорога, — и я, сэкономив таким образом больше полутораста баксов, остановился на полугигабайте (хотя Косячков уже давно хвастается гигабайтом на своем домашнем десктопе, — это, дескать, позволяет отключить своп-файл, что заметно ускоряет работу; не знаю, не знаю: я и на гигабайте отключать своп-файл, пожалуй, не стал бы: например, при дефрагментировании диска система недавно запросила у меня, вдобавок к полугигабайту оперативки, еще 1,2 гига свопа…).

Процессор я решил взять с мегабайтом кэша второго уровня, но трехгигагерцовый, — не гонясь за рекордной частотой, ибо рекордные частоты и деньги отжирают рекордные, а общего системного быстродействия добавляют считанные проценты. Ножек у процессора нету, одни контактные площадки, так что выглядит он как-то… ну совсем непривычно. Впрочем, думаю, отсутствие ножек непринципиально (ведь, как правило, вставляешь процессор в сокет один раз в его жизни, и, по моему опыту, проходит эта операция без сучка без задоринки, чего, к сожалению, нельзя сказать о креплении на процессор вентилятора…), — зато очень прикольно.

С видеокартой возникла вот какая проблема. Последние годы, как упоминалось выше, я жил с Matrox Millennium P450, который меня очень и очень устраивал: в игры, кроме пасьянса, я не играю, они раздражают меня своей концептуальной тупостью и попытками косить под реальность (конечно, как некий индикатор растущих компьютерных возможностей, и даже — как стимулятор к возможностей этих расширению я игры признаю, — но лично — холоден к ним, как собачий нос), — а в отображении 2D-приложений (то есть всех этих графических, видео- и текстовых редакторов, которыми-то я и пользуюсь) равных Matrox’у не знаю. Потому и решил взять наименее в 3D-отношении продвинутую из существующих на рынке: P650. Увы, их под PCI Expressx16 в природе пока нет. Пришлось выбирать из 3D-вариантов, надеясь, что правду говорят, будто современные 3D-карточки с 2D-приложениями справляются идеально. Остановились мы на асусовской же EAX300SE/T на чипе ATI Radeon X300SE — самом недорогом из современных вариантов. И то сказать: мне и 128-то мегов видеопамяти сверх головы, никогда не востребую, — разве что сын зайдет как-нибудь — поиграть. Забегая вперед, сообщу, что в 2D-отношении она 450-му Matrox’у очевидно уступила: и выбор разрешений меньше, и частоты хуже, а на максимальных — картинка мылится до невозможности с этим мириться.

Еще я добавил в комплект S-ATA’шный 200-гигабайтный, 7200-оборотминутный винчестер от Western Digital и новейшую многоформатную и двухслойную писалку от Pioneer: DVR-108, которой, правда, к моему удивлению, в «Пирите» не оказалось (к удивлению, потому что, когда заходишь в их торговый зал, глаза разбегаются и создается впечатление, что у них есть буквально всё!), — так что за ней пришлось ехать в «Сплайн» к Блохнину. Это от него я перенял убеждение, что пионеровские писалки самые лучшие.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.