Есть петафлопс!
АрхивВ рамках международной суперкомпьютерной конференции SC2004, проходившей в Питсбурге, оглашен очередной, 24-й по счету рейтинг Top500, дважды в год ранжирующий самые быстрые на планете вычислительные машины (www.top500.org).
В рамках международной суперкомпьютерной конференции SC2004, проходившей в Питсбурге, оглашен очередной, 24-й по счету рейтинг Top500, дважды в год ранжирующий самые быстрые на планете вычислительные машины (www.top500.org).
Для США, безусловно, главным событием новейшего топ-листа стал долгожданный возврат на высшую строчку, которую два с половиной года занимал японский суперкомпьютер Earth Simulator. Но поскольку остальному миру важнее общая картина, а не кто там царит в данный момент на Олимпе, то в качестве самого примечательного события нынешнего рейтинга можно отметить преодоление астрономического рубежа быстродействия в 1 петафлопс (квадриллион, или 1015 операций с плавающей точкой в секунду). Правда, это показатель не одной машины, а суммарная производительность всех входящих в Top500 суперкомпьютеров, впервые в истории составившая 1127 терафлопс (полгода назад было 813 терафлопс, или триллионов операций в секунду).
Конечно, можно припомнить, что не так давно на конец 2004 года прогнозировалась существенно иная картина. А именно: в 1999 году корпорация IBM, объявляя о запуске грандиозного проекта Blue Gene для моделирования процессов сворачивания белка, намеревалась построить петафлопсный компьютер всего за пять лет, то есть к сегодняшним дням. Но реальность, как обычно, оказалась сложнее и суровее, так что отпрыск этого проекта — супервычислитель-чемпион Blue Gene/L, занявший в нынешнем Top500 первое место, — демонстрирует реальную производительность «всего» 70,72 терафлопса, да и предназначен он совсем не для биомолекулярных исследований, а для моделирования поведения ядерного оружия.
Интересно, что формирование престижнейшего для изготовителей суперкомпьютеров рейтинга Top500 в последнее время все больше и больше напоминает спортивные состязания, вроде скачек или авторалли, когда конкуренты до последнего момента не раскрывают свой потенциал, а под самый финиш делают резкий спурт. В частности, конструкторы IBM Blue Gene/L в сентябре объявили лишь о небольшом обгоне Earth Simulator (см. «КТ» #562), а о действительно рекордном достижении известили буквально накануне открытия конференции в Питсбурге. Так же поступила и фирма SGI, собравшая для NASA суперкомпьютерный кластер Columbia, занявший в нынешнем рейтинге второе место: публично было объявлено о промежуточном рекорде в 40 терафлопс (см. «КТ» #566), а максимальный результат в 51,87 терафлопса припасли на самый конец. Японская векторная машина Earth Simulator, лидировавшая в пяти предыдущих рейтингах с производительностью 35,86 терафлопса, теперь занимает третье место.
Существенные перемены произошли и на других позициях первой десятки. На четвертом месте оказался новейший 20,53-терафлопсный суперкластер MareNostrum, собранный в Испании для Барселонского суперкомпьютерного центра корпорацией IBM (на базе двух тысяч блэйд-серверов JS20). На 5-м и 6-м местах обосновались известные по прежним рейтингам системы Thunder (19,94 терафлопса) и ASCI Q (13,88 терафлопса) Ливерморского и Лос-Аламосского ядерных центров соответственно. На 7-м месте вновь вернувшийся в десятку суперкластер под неофициальным игривым названием «БигМак», собранный в Вирджинском политехникуме из серверов Apple XServe и после затянувшегося апгрейда достигший быстродействия в 12,25 терафлопса. Остальные системы в Top10 тоже американские, причем входной порог в эту элитную группу лишь самую малость не дотянул до 10-терафлопсного уровня (у номера 10 производительность составляет 9819 гигафлопс).
Количество систем, демонстрирующих реальное быстродействие выше 1 терафлопса (на традиционном тесте Linpack), возросло за полгода с 242 до 398. Поэтому организаторы рейтинга имеют веские основания предполагать, что уже ко времени следующего составления топ-листа в него войдут лишь терафлопсные вычислители. О динамичности перемещений систем в рейтинговом списке свидетельствует хотя бы тот факт, что система, замыкающая ныне Top500, полгода назад была крепким середнячком (310-я позиция).
Если оценивать суперкомпьютеры по используемым процессорам, то на сегодняшний день здесь доминируют чипы Intel — 320 систем из полутысячи. Причем поражает стремительность, с которой корпорация достигла этого результата: всего год назад суперкомпьютеров на основе продукции Intel было лишь 189. На втором месте находятся процессоры IBM Power (54 системы), на третьем чипы PA-RISC от Hewlett-Packard (48) и на четвертом AMD (31).
Среди фирм-изготовителей бесспорных лидеров осталось всего двое. В первую очередь, конечно, IBM, на долю которой приходится 43,2% всех систем и 49,3% суммарной производительности. Единственный серьезный конкурент Голубого Гиганта — корпорация Hewlett-Packard: 34,6% систем с долей 21% от суммарной производительности. Ни один из остальных производителей не набирает в этих категориях больше 7%.
При анализе распределения по регионам наилучшие показатели динамики развития у Азии (за исключением Японии, там прогресса не наблюдается). Особенно интенсивно развиваются Китай (17 систем против прошлогодних 9) и Индия (8 против 2). Интересно, что и в США количество топовых машин за последний год заметно выросло — с 247 до 267 (у американцев — 60,9% суммарной производительности Top500).
А что же мы? России сейчас, похоже, не до суперкомпьютеров. Есть у нас в Top500, конечно, одна позиция — под номером 210 суперкластер MVS-5000BM московского Межведомственного суперкомпьютерного центра, собранный на базе айбиэмовских серверов BladeCenter JS20 и проапгреженный до 1,4 терафлопса. Но на фоне того же Китая этот результат, увы, не смотрится… Впору исследование писать: «Top500 как зеркало перманентной русской стагнации». Все дело, наверное, в нефти, которой у нас слишком много.