Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Пиринг по-уральски II

Архив
автор : Владимир Николаевич   10.11.2004

Цифра в названии означает возврат к теме. В июне этого года в материале «Пиринг по-уральски» («КТ» #546) мы рассказали о дерзком проекте под названием «коммунiКАБельная сеть», который запустила небольшая екатеринбургская компания «Кабinet».

Цифра в названии означает возврат к теме. В июне этого года в материале «Пиринг по-уральски» («КТ» #546) мы рассказали о дерзком проекте под названием «коммунiКАБельная сеть», который запустила небольшая екатеринбургская компания «Кабinet».

В его рамках любой из шести тысяч абонентов сети может зарегистрировать в каталоге www.p4p.ru несколько директорий со своего компьютера и открыть к ним доступ через ftp-сервер. И если другие абоненты будут скачивать из этих директорий файлы, владельцу компьютера компания начислит пять копеек за каждый мегабайт, а со счетов «качальщиков» спишет за тот же мегабайт двадцать копеек. Проще говоря, екатеринбургский провайдер начал поощрять деньгами пиринг между своими клиентами. Возможно, это первый случай за всю историю Интернета.

Спустя четыре месяца после запуска, www.p4p.ru не только не закрыт, но продолжает расти вширь и глубь, поэтому мы решили рассказать о нем поподробнее, тем более что глава «Кабinetа» Алексей Царьков любезно согласился ответить на все наши каверзные вопросы.

— Алексей, по данным вашего сайта (www.telenet.ru), ООО «Телесеть-Сервис» было создано в 1998 году и тогда же начало предоставлять доступ в Интернет по сетям кабельного телевидения с помощью специальных кабельных модемов. Эта особенность отразилась в вашей торговой марке — «Кабinet». С тех пор прошло больше шести лет, насколько я понимаю, вполне успешной деятельности?

— Да, «Кабinet» стал крупнейшим провайдером широкополосного доступа в Екатеринбурге. В прошлом году мы перевели всю нашу сеть на 100-мегабитное оборудование.

— А кабельные модемы?..

— Оттрубив пять лет, они устарели. Сейчас для городских магистралей мы используем оптические и ADSL-каналы «УралРелкома».

— Как построена ваша сеть? Внутренний трафик бесплатный?

— Платный, но не везде. Наша сеть складывается из небольших сегментов, каждый из которых охватывает несколько соседних домов или микрорайон. В одном сегменте может находиться до двухсот абонентов, и между ними трафик бесплатный.

— Сколько всего таких сегментов по городу?

— Достаточно, чтобы присутствовать во всех микрорайонах. И вот за трафик между ними, за передачу данных из одного микрорайона в другой мы берем деньги.

— Ясно. Перейдем к нашим дням. В мае вы зарегистрировали домен www.p4p.ru, название которого, как я понимаю, означает peer-4-pay, и начали платить владельцам файловых архивов за скачанные оттуда файлы. На сегодняшний день в каталоге заявлено четыреста двадцать архивов, у четверки лидеров выкачано примерно пятьсот гигабайт данных, а всего в рамках проекта — почти два терабайта. Учитывая цены на трафик, владельцам архивов выплачено более ста тысяч рублей, а сами вы заработали втрое больше. Верно?

— Совершенно неверно. Мы действительно выплатили владельцам архивов больше ста тысяч, но сами не заработали ни гроша. Меня вообще удивило, что в первой заметке о нас вы не дали себе труда разобраться в ситуации. Наша инициатива совершенно некоммерческая, и мы не зарабатываем деньги на этом трафике.

— Как же так?! Вы же выплачиваете за мегабайт пять копеек, а взимаете двадцать. Куда девается разница?

— Получая двадцать копеек, мы отдаем пять владельцу архива. Еще восемь копеек за мегабайт мы платим «УралРелкому» за передачу данных по его каналам. Напомню — речь идет о трафике между сегментами нашей сети, для связи которых приходиться арендовать чужие каналы. Еще три копейки на мегабайт составляют совокупные затраты (обслуживание абонентов, продажа карт и пр.). Такие затраты мы несем независимо от того, передаются данные в рамках проекта p4p.ru или нет. Добавьте налоги, и получится, что с каждого мегабайта надо отдать восемнадцать копеек. Поверьте, при таком раскладе доходы даже с двух терабайт за четыре месяца для нас практически неощутимы.

— Но тогда зачем было все это затевать? Зачем платить деньги владельцам архивов? Как я понимаю, вы же уменьшили свои доходы с трафика.

— Иногда, чтобы стать богаче, надо перестать жадничать. Уменьшив свой доход с одного мегабайта, мы взамен получили сразу несколько преимуществ, компенсирующих все потери. Попробую объяснить. Когда один из членов большой локальной сети открывает бесплатный доступ к своим файлам, у него нет стимула держать на диске много данных. Файлы занимают место, доступ к ним нагружает компьютер, поэтому со временем людям становится обидно, что они дают другим что-то, а взамен не получают ничего. Часто возникают «войны» между пользователями: мол, я тебе закрою файлы, пока ты мне свои не откроешь… Создаются нефоpмальные сообщества, в котоpых обмениваются тpафиком только между своими и ни с кем дpугим. Владельцам pесуpсов нет резона, например, регулярно обновлять свои архивы. В такой сети нет каталогов, поисковых систем и пp. Получается, что тpафик хоть и бесплатный, но чтобы найти нужное в большом сегменте и получить доступ к этой инфоpмации, надо пpиложить немалые усилия. Недостатки ситуации можно еще долго пеpечислять, но мы устранили их, начав матеpиально стимулиpовать деpжателей pесуpсов.

Нам удалось поймать баланс между pазумной оплатой для скачивающего и pазумным возмещением тому, у кого скачивают. Как я сказал, златых гор нам это не приносит, но убытков тоже нет. Между тем нашими конкурентами зачастую являются сети именно с бесплатным внутренним трафиком, которые не заинтересованы в пиринговом обмене. Они от него даже страдают, поскольку такой трафик бесконтролен и часто перегружает самые широкие каналы. Мы же заинтересованы во внутреннем обмене, наша сеть наполняется содержимым, а пользователи консолидируются, и им это нравится. В итоге мы получаем конкурентное преимущество. Кстати, именно поэтому каталог архивов p4p.ru виден из «большого Интернета». Мы рассчитываем, что будущий абонент увидит его и подключится именно к нам, потому что у нас много чего есть.

— Что ж, теперь все понятно. Скажите, как меняется популярность проекта со временем? Может, большинство уже наигралось?

— Снижения интереса не заметно. Из нашего каталога удаляются архивы, к которым нет обращений, но пока каталог только увеличивается. Если же брать динамику самих архивов, то, конечно, большинство было заявлено в самом начале — в первые часы после старта, что нас сильно удивило. Теперь каталог растет медленно, и, думаю, в конце концов доля архивов стабилизуется на семи-восьми процентах от числа наших абонентов. Все-таки, чтобы заработать ощутимые деньги, немногие согласятся держать компьютер включенным круглые сутки (а это важно), поддерживать содержимое, рекламировать его, отвечать на запросы и пр.

— Каков рекорд трафика за день?

— По всему каталогу однажды было 27 Гбайт. А с одного архива — 7,7 Гбайт.

— Вы не боитесь, что самые популярные архивы перепишут содержимое всех остальных и в итоге останется только один, с универсальным набором файлов? Он будет самым посещаемым, обновляемым и удобным, поскольку его владелец будет получать самый большой доход? У вас ведь копирование друг друга никак не ограничено и большие рыбы могут свободно поглощать меньших.

— Мы за этим не следим, но не думаю, что такое поглощение действительно произойдет. Во-первых, количество архивов в каталоге пока растет, а не падает. Во-вторых, винчестеры все же не резиновые, и закачать себе всю музыку и фильмы невозможно. Хоть какая-то специализация среди ресурсов будет, а появление одного универсального — вряд ли. Кроме того, мы недавно запустили поисковый сервис по содержимому всех архивов. Он уравнивает популярных и неизвестных, поскольку результаты поиска не зависят от рейтинга. Наверное, этот поисковик и можно назвать «универсальным архивом», вобравшим в себя все остальные.

— Напоследок главный вопрос, который вертится на языке большинства наших читателей: у вас хорошие адвокаты?

— Если вы намекаете на автоpские пpава, то покажите мне пункт наpушенного нами закона. Мы обеспечиваем передачу данных между людьми. И не больше.

— Но вы даже поиск запустили по архивам абонентов! Значит, данные о пиратских копиях хранятся на ваших серверах и вы показываете их всем желающим.

— Поругайте за это Google или хотя бы Рамблер — там гораздо больше ссылок на запрещенные материалы. Вы предлагаете опять «в суд за ссылку»? Повторю: мы сделали только каталог и поисковую систему. Перед заявкой своего архива мы предупреждаем всех абонентов жирным шрифтом, что «Категорически запрещено размещение ссылок на любые материалы, противоречащие действующему российскому или международному законодательству».

— Но вы же видите, что подавляющее большинство участников архива нарушает ваш же собственный запрет.

— Знаете, мы оказываем услуги связи согласно выданной нам лицензии. И эта лицензия не позволяет прекращать обслуживание на основе наших суждений. И на основе суждений других пользователей — тоже. Если кто-то нарушил чьи-то права, надо обращаться в правоохранительные органы. Кстати, мы всегда охотно идем на сотрудничество и примеры успешных обращений в органы уже были.

— Это надо понимать так, что если милиция спросит у вас: «Кто выложил вон те файлы и где он живет?», вы ей все сообщите?

— Есть федеральный закон «О связи», 53-я статья которого гласит: «Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами». Таким образом, если нам придет официальный запрос от правоохранительных органов, мы — по закону — обязаны на него ответить.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.